Гонка рейтингов: провалы и прорывы Ющенко и Януковича

Вторник, 28 сентября 2004, 17:05
Драматические события последних дней отвлекли внимание общественности от результатов масштабного опроса, проведенного тремя известными социологическими центрами, и вообще от последних тенденций в динамике рейтингов участников президентской гонки. Между тем, возможно, именно эти тенденции и спровоцировали резкое обострение в ходе вялотекущей избирательной кампании.

Прежде всего, следует отметить сам факт совместного проведения масштабного общенационального опроса тремя авторитетными социологическими центрами (Киевский Международный Институт Социологии, Центр "Социс" и компания “GFK-USM”).

Для тех, кто склонен подозревать предвыборные социологические опросы в политической ангажированности, значимым должно быть то обстоятельство, что Киевский Международный Институт Социологии (КМИС) часто проводит исследования по заказу Центра под руководством М.Погребинского, близкого к СДПУ(о) и администрации президента Украины, а Центр "Социс" регулярно осуществляет опросы по заказу "Нашей Украины".

Число опрошенных – 6 000 респондентов – дает возможность получить более точные данные по сравнению с обычными общенациональными исследованиями на выборке в 1000-2000 респондентов, а также дает возможность с меньшей статистической погрешностью оценить региональные особенности электоральных ориентаций.

Какие же тенденции в динамике рейтингов показали сентябрьские опросы, в том числе и исследование трех социологических центров?

Первый вывод может звучать банально – Виктор Ющенко остается лидером президентской гонки. Однако, ряд существенных обстоятельств снимают банальность такой оценки.

Во-первых, опрос трех социологических центров показал, что Ющенко увеличивает свой отрыв от основного конкурента и в первом, и во втором туре (см.табл.1).

 
 
Согласно данным совместного опроса трех социологических центров разрыв между Ющенко и Януковичем в первом туре составил 8,3%, а во втором туре – 9,1%.

Изменение предвыборной ситуации в пользу Ющенко показали опросы, проведенные еще в начале сентября. Руководители КМИСа Паниотто и Хмелько (см. их статью в "Украинской правде" от 16.09.2004) объяснили это существенными сдвигами в структуре доступного для опросов городского населения, вследствие возвращения после отпуска к месту проживания ряда категорий населения, в частности родителей с детьми, студентов.

Сентябрьские опросы Центра "Социальный мониторинг" и Украинского института социальных исследований (УИСИ), исследования которых, как правило, фиксируют более высокий рейтинг Януковича, также показали увеличение отрыва Ющенко от своего основного конкурента в первом туре. Опрос, проведенный 1-4 сентября 2004 года, показал, что рейтинг Ющенко в первом туре составлял 30,1%, а рейтинг Януковича – 27,2%. Исследование, датируемое 13-18 сентября 2004 года, зафиксировало рейтинг первого тура у Ющенко на уровне 32,8%, у Януковича – 27,9%.

Таким образом, согласно исследованиям УИСИ и "Социального мониторинга" разрыв между фаворитами выборов увеличился за две недели в пользу Ющенко с 2,9% до 4,9%. По их же данным разрыв во втором туре остался практически неизменным – 5% в начале сентября и 4,4% в середине сентября 2004 года.

А теперь давайте вспомним, что около месяца тому назад Тигипко, руководитель избирательной кампании Януковича, прогнозировал, что уже в начале сентября рейтинги двух фаворитов президентской гонки сравняются, а к концу сентября Янукович обойдет своего основного конкурента. Очевидно, что ничего подобного не случилось. Более того, похоже, что симпатии колеблющихся избирателей опять стали склоняться в пользу Ющенко.

Проявилась еще одна тенденция, неблагоприятная для команды премьера. Изначально его избирательная стратегия строилась на том, чтобы победу во втором туре одержать за счет голосов сторонников левых партий (в первую очередь КПУ), которые в основной своей массе должны перейти к Януковичу.

Однако, почти все опросы фиксируют неприятный для премьера факт – его отставание от Ющенко во втором туре не только не сокращается, но даже увеличивается. И голоса сторонников левых партий во втором туре выборов распределяются не совсем так, как предполагали в штабе Януковича.

Так, по данным опроса УИСИ и "Социального мониторинга" (13-18 сентября 2004 года) из 6,6% избирателей, готовых в первом туре поддержать лидера Компартии Симоненко, только 1,5% во втором туре собираются голосовать за Януковича, 1% - за Ющенко (остальные либо не примут участия в голосовании, либо проголосуют против обоих кандидатов, вышедших во второй тур).

Из 5,4% избирателей, готовых в первом туре поддержать лидера СПУ Мороза, только 0,9% во втором туре собираются голосовать за Януковича, а вот за Ющенко отдадут свои голоса 2,1%.

Таким образом, только за счет сторонников лидеров левых партий Ющенко во втором туре получает (по данным на середину сентября) 3,1% дополнительных голосов, а Янукович – только 2,4%.

По сути дела, отмеченная тенденция означает крах всей избирательной стратегии премьера.

Проблемным для Януковича выглядит расклад электоральных симпатий и в региональном измерении. Большинство экспертов полагает, что решающую роль в исходе президентской гонки сыграют центральные регионы страны. Согласно данным совместного опроса трех социологических центров, именно в центральных регионах Янукович с треском проигрывает Виктору Ющенко (см. табл.2).

И даже в южных регионах, где премьер опережает своего конкурента, позиции Ющенко выглядят достаточно благоприятными. Достаточно сравнить его нынешние рейтинги на Юге страны с результатами "Нашей Украины" на парламентских выборах 2002 года.

Тогда за блок Ющенко проголосовали: в Крыму – 9,8%, в Николаевской области – 6%, в Одесской области – 6,6%, в Херсонской области – 11,8%. Таким образом, за два года число сторонников Ющенко в южных областях страны увеличилось более чем в два раза.

 
 
В этой ситуации для команды Януковича остро обозначилась потребность кардинального обновления избирательной кампании. Ответом стал "экспромт" с повышением минимального размера пенсий до прожиточного минимума.

Подобная мера, кстати, содержалась в предвыборных программах обоих фаворитов. Но не похоже, что подарок украинским пенсионерам предполагалось сделать еще до выборов. Во всяком случае, первая, весьма противоречивая реакция представителей экономического блока правительства и руководителей Пенсионного фонда на инициативу премьера подтверждает это предположение.

Возникает еще один непростой вопрос. Не является ли история с отравлением Ющенко еще одним элементом в обновлении избирательной стратегии Януковича? Сам премьер об этом мог и не знать. Но то, что мастера экстремальных политических технологий давно работают против Ющенко, секретом не является.

Целью "спецоперации" не обязательно могло быть физическое устранение лидера "Нашей Украины". Для влияния на ход избирательной кампании достаточно на определенное время выключить Ющенко из агитационной кампании, продемонстрировать его команде и рядовым избирателям слабость здоровья и уязвимость Виктора Андреевича.

Косвенно это подтверждают данные "волнового опроса", проводимого фондом "Демократические инициативы" и центром "Социс" (см. данные табл. 3). Вполне возможно, что на некоторое снижение рейтинга Ющенко после 14 сентября повлияло именно его "выключение" из агитационной кампании.

Общественному мнению присуща определенная инерция, поэтому "эффект отсутствия" Ющенко на динамике рейтингов сказался с некоторым запозданием. В этой связи советы руководителей штаба Януковича, которые рекомендуют Виктору Ющенко поберечь свое здоровье и не участвовать в агитационных мероприятиях, выглядят циничными по форме и "технологическими" по сути.

 
 
Однако, дальнейшие события показали, что отравление Ющенко может вновь качнуть маятник политических симпатий в его пользу. По образному выражению Волкова "мессия" стал еще и "мучеником". С этой точки зрения "странные события" в Ивано-Франковске выглядят попыткой (весьма неуклюжей) информационно перебить историю с отравлением Ющенко и представить Януковича в качестве жертвы "националистически настроенных экстремистов".

В заключение еще об одной тенденции в динамике рейтингов, которая проявилась задолго до сентября. Речь идет о падении рейтинга лидера КПУ Симоненко. По данным опросов центра "Социальный мониторинг" и Украинского института социальных исследований (УИСИ) рейтинг Симоненко упал с 12% в начале года до 6,6% в середине сентября.

По мнению главы правления УИСИ Яременко данная тенденция объясняется общим падением числа сторонников коммунистической идеологии. Число правоверных коммунистов действительно сокращается, но это процесс долговременный.

Столь стремительное уменьшение президентского рейтинга Симоненко более правдоподобно объясняется другими причинами. Голоса потенциальных избирателей лидера КПУ переходят к Януковичу. Некогда базовый регион КПУ – Донбасс – практически утрачен для Симоненко. Да и в других областях Востока и Юга Украины рейтинг Симоненко снижается по мере роста рейтинга Януковича.

По сути дела этому подыгрывает и сам Петр Николаевич, который в своей агитационной кампании ведет борьбу не столько с нынешней властью, сколько с Ющенко. Лидер КПУ рискует проиграть даже Морозу, а это будет настоящей пощечиной для руководства Компартии.

Оппортунистические игры с властью даром не проходят. Печальная судьба КПРФ должна стать уроком для украинских коммунистов.

Середина сентября ознаменовалась целым рядом кардинальных подвижек в ходе избирательной кампании. Отразятся ли они на уровне популярности фаворитов выборов? Ответ на этот вопрос мы будем знать уже в ближайшее время. Гонка рейтингов выходит на финишную прямую.


Автор: Владимир Фесенко, Центр прикладных политических исследований "Пента"



powered by lun.ua