iУкраїна: перші кроки

П'ятниця, 23 грудня 2011, 11:58

Признаюсь, я разделяю мнение многочисленных поклонников Apple и считаю Стива Джобса одним из самых выдающихся людей нашей эпохи. Стив перевернул мир информационных технологий и доказал всем: настоящая уникальная идея - вот что на самом деле стоит миллионы и миллиарды долларов. Сегодня гениальная мысль - это даже не "на вес золота", это значительно дороже, дороже платины, нефти и газа.

Украина долгое время оставалась консервативной. Мы всегда вполне оправданно делали главную ставку на уголь, металл, богатую черноземами землю. Это то, что приносило прибыль, наполняло бюджет и позволяло двигаться дальше.

Но сейчас, когда весь мир прогибается под давлением кризиса, как говорил Льюис Кэрролл: "приходиться бежать со всех ног, только чтобы оставаться на месте". К сожалению, сегодня мир заставляет меняться нас, а не мы заставляем меняться мир.

Очевидно, традиционные подходы не оправдывают себя, нужны качественно новые решения, которые позволят стране дышать полной грудью. И такие решения есть. Поддержать "интеллектуальный кластер" Украины, дать ход высоким технологиям – одно из них.

В первом чтении в Верховном Совете был принят законопроект "Об экономическом эксперименте по созданию благоприятных условий для развития в Украине индустрии программной продукции". Для меня это знаковое событие – был дан зеленый свет одному из самых многообещающих направлений в мире.

Сейчас Украина занимает 15 место в мировом рейтинге по производству программного обеспечения. И это далеко не предел наших возможностей. Для роста этой отрасли не нужны ни внушительные госинвестиции, ни природные ресурсы, ни длительный срок окупаемости.

Главное, что нам нужно, у нас уже есть – это кадры, люди, которые нарасхват в лучших компаниях мира от Силиконовой долины в Штатах до Кремниевой в Китае. Единственное, чего длительное время не хватало, – это эффективного государственного содействия.

В целом, на украинском IT-рынке работает порядка 2,5 тысяч компаний и 150-200 тысяч людей. Это интеллектуальный запас прочности государства, который до последнего времени мы не собирали, а раздавали, экспортируя за границу лучшие украинские мозги.

Несмотря на то, что отрасль развивалась скорее вопреки поддержке государства, нежели благодаря ей, на сегодняшний день это наиболее высокотехнологичная и высокорентабельная сфера экономики Украины. К примеру, ежегодно доход производителей программного обеспечения растет на 30-40% и сегодня составляет более 15 млрд. гривен.

Сразу скажу, считаю этот законопроект уверенным шагом Украины вперед и нашей маленькой победой. Это совместный продукт депутатов, Кабмина и, самое главное, представителей IT-бизнеса. Все вместе мы работали над документом больше полу года.

Сейчас у нас есть еще время до второго чтения: мы получим в работу дополнительные правки и предложения, свежие взгляды коллег по сессионному залу и IT-представителей. Нет ничего идеального, но я уверен, результатом станет создание мощного мотивационного поля для игроков рынка на ближайшие пять лет.

Как это будет работать?

Во-первых, в эксперименте смогут принять участие юридические лица, которые работают в индустрии производства программного обеспечения. Что важно: не только сами производители, но и IT-консультанты. Будет работать два принципа: первый – заявительный, второй – единое окно.

То есть, вы подаете заявку на участие в эксперименте, если соответствуете критериям обозначенным в законе, вас включают в специально созданный госреестр и дальше мяч на вашей стороне поля.

Во-вторых, главное, что получают все компании-участники эксперимента – новые базовые налоговые условия. Для компаний - единый взнос на обязательное госсрахование – 36,7% от общей суммы, которая равняется двум размерам минимальной зарплаты, умноженным на количество наемных работников компании. Для физических лиц – 3,6% от той же суммы – двойной "минималки".

Ставка налога на прибыль и подоходного налога ко второму чтению должна быть еще урегулирована, в сегодняшней версии это 16% и 10% соответственно. Представители отрасли и тот, и другой налог видят на уровне 5%. Я считаю, это оптимальные цифры и действительно хороший толчок для развития. Все окончательные изменения будут внесены в Налоговый кодекс.

В-третьих, прозрачный мониторинг и оценка работы рынка. Это лежит на плечах Госагентства по вопросам науки, инноваций и информатизации. В ходе эксперимента будут разрабатываться дополнительные изменения в те же налоговое, таможенное законодательства. Естественно, для любой новой модели нужна "обкатка" и период адаптации.

По новым правилам предстоит научиться работать как государству, так и производителям. Для того, чтобы держать руку на пульсе и устранять новые барьеры, Кабмин каждый год будет утверждать план эксперимента, вносить необходимые корректировки.

Уверен, экономический эксперимент, который внедряет Украина, позволит не только говорить о колоссальном потенциале страны, но и увидеть его в действии.

Что мы хотим получить в итоге?

Прежде всего, вывести рынок из тени и дать понять всем участникам индустрии, что государство - это скорее надежный бизнес-партнер, чем жадный ревизор. И, как результат, дать толчок для динамичного развития и стремительного укрупнения рынка. В выигрыше окажутся как производители, так и государство.

Сегодня украинская IT-индустрия представляет собой, по большей части, сильных одиночек, которые продают свои услуги. Но в будущем это должна быть развитая сеть софтверных компаний, которые делают свой продукт "под ключ". В ходе эксперимента мы ожидаем снижение себестоимости продукта наших производителей, а это автоматически сделает их более конкурентоспособными на мировом IT-рынке.

Говоря о государстве, с одной стороны, уже через пять лет IT-индустрия может обеспечивать не менее 3% ВВП Украины. С другой, возможно разрешение особенно острой проблемы кризисного времени - создание новых рабочих мест. Каждый год ожидается свыше 20% новых вакансий на рынке.

Налоговые стимулы, естественно, - наиболее действенный механизм роста отрасли. Такой подход уже приносит свои плоды в Индии, Румынии, России, Белоруссии и других государствах. В украинскую модель мы постарались вместить все лучшее из международного опыта, то, что приживется в наших реалиях. Что интересно, белорусы еще в 2005 году создали "Парк высоких технологий", компании-участники получили беспрецедентную налоговую поддержку во всей Европе. В результате страна получила резкий приток инвестиций и заказов.

Тем не менее, нам еще предстоит дать ответ на целый ряд других вызовов. Это и изменение подходов к системе образования, и борьба с пиратством, и упрощение процедуры регистрации новых компаний, в том числе с иностранным капиталом – все это предмет для совместной дискуссии и реформ в ближайшем будущем. Но первый шаг уже сделан.

Я считаю, у каждого человека должна быть своя миссия. Свою главную цель я вижу в возвращении стране скорости в трех измерениях: мысли, действия и технологий. Украина слишком долго жила маленькими победами, шла к своей цели на низкой скорости, преодолевая сотни искусственных барьеров. Сегодня у нас есть шанс построить высокоскоростную модель жизни, создать внутренний мотор, который технологически, экономически, эстетически позволит нам не только догнать, но двигаться в одном ряду с любыми европейскими и мировыми партнерами.

Ставка на информационные технологии может создать то самое "поле изменения реальности", в котором наша устаревшая, ресурсоемкая экономика превратится в современный, инновационный источник благосостояния для всего украинского народа.

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції