Де межі "руського міра"?

Субота, 23 травня 2015, 12:33

Установившееся в зоне боевых действий на Востоке Украины некоторое равновесие не закрыло вопрос о том, где на самом деле проходят границы "русского мира".

Контуры так и не состоявшейся Новороссии, видимо, оказались слишком велики.

Ограничивается ли "русский мир" на юго-западе нынешней линией фронта в ряде районов Донецкой и Луганской областей Украины?

Какова вероятность его экспансии в северо-западном, в частности, Прибалтике, и юго-восточном – Казахстане – направлениях?

Для ответа на эти вопросы стоит рассмотреть возможные составляющие той неизвестной, но важной для понимания нынешней российской политики конструкции, которую называют "русским миром".

География в современной России – более чем отрасль знания. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на состав руководства Русского Географического Общества. Его Попечительский Совет возглавляет Путин, а президентом является министр обороны Шойгу.

Поэтому стоит ли удивляться тому, что ныне замораживаемый конфликт на Востоке Украины начинался с географических карт?

Разосланные от имени заместителя председателя Государственной Думы РФ Жириновского в МИДы соседей Украины – Польши, Венгрии, Румынии карты изображали границы "обновленной" Украины и определяли, на какие ее территории могли бы претендовать соседи.

В "русский мир", согласно этим планам, включались девять регионов юго-востока Украины – от Луганска до Одессы, в том числе, и Крым. Критерий близости к границам соседей использовался в обосновании территориальных притязаний.

С этой точки зрения, "русский мир" потенциально включает все "ближнее зарубежье" как зону влияния и исключительных национальных интересов России.

В качестве другого аргумента при определении контуров "русского мира" является язык. Русский язык.

Любой носитель русского языка рассматривается в качестве потенциального субъекта "русского мира". Отторжение Крыма от Украины и его превращение в два субъекта Российской Федерации происходило под флагом защиты русскоязычного населения.

Колумнист "Российской Газеты" и по совместительству Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин вот что говорит в этой связи: "Именно потому, что после принятия нового закона о языке подготовленный к отправке в Крым "вооруженный майданный десант " намеревался предъявить проживающим там гражданам свои представления о гражданственности и равноправии акциями "хто не скаче, той москаль" и воплями "москаляку на гиляку", а также силовыми действиями, – Россия воспрепятствовала такому вопиющему нарушению прав крымчан".

Буквальное толкование принципа "русский язык – это паспорт в "русский мир", однако, требует уточнения роли нелитературного русского языка, или мата.

Считать ли субъектами "русского мира" всех, кто ругается по-русски?

Русский мат глубоко проник в язык некоторых стран. Так, наиболее кассовый литовский фильм Redirected можно смотреть без русского перевода, настолько русский мат проник в повседневный язык изображаемых групп литовского населения.

Было бы интересно узнать мнение судьи Зорькина о признании Россией "обязанности защищать" в отношении этих менее образованных, но знающих some Russian людей.

Еще одним возможным пропуском в "русский мир" считают религию. С этой точки зрения, человек не обязательно должен быть этническим русским или говорить по-русски. Русский мир – это мир православных.

Ключевая роль православия отражена в принципе Православие – Самодержавие – Народность как основания "русской идеи". Российский историк Соловьев использует в этой связи религиозную метафору: "Церковь, национальное государство и общество образуют "социальную троицу".

Теперь о народности в современном контексте. Видимо, не случайно в названиях самопровозглашенных республик в ряде районов Донецкой и Луганской областей Украины, ДНР и ЛНР, присутствует слово "народный".

Народность – это общинность, признание приоритета коллективных интересов над индивидуальными.

В терминах известного исследователя организационной культуры Хофстеде, народность присуща любой культуре, в которой приоритет отдается коллективизму, а не индивидуализму.

К числу таких культур относятся арабские и латиноамериканские страны. Войдут ли и они в "русский мир"?

Наконец, третий элемент "социальной троицы", самодержавие. Точнее, определенная модель власти, материализацией которой на национальном уровне до революции 1917 года было самодержавие.

Исследователи "русской власти" – прежде всего это Пивоваров и Макаренко и их " Русская власть: теоретико-социологические проблемы" – отмечают такие ее особенности, как самоценность власти для ее обладателей, отсутствие ограничений и обоснований власти, насильственные техники навязывания воли и отсутствие прав у подчиненных такой власти людей.

Последние имеют лишь обязанности, но не права.

Если быть последовательным в применении последнего критерия, то субъектом "русского мира" является любой человек, принимающий "русскую власть" как в повседневности, например, в отношениях с начальством, так и в политике.

В частности, соглашается с существованием "вертикали власти", отрицает необходимость разделения властей и поддерживает агрессивную внешнюю политику.

Он видит единственный путь к обеспечению порядка в признании своей зависимости от властей и в наделении их неограниченными полномочиями.

Такого субъекта "русского мира" можно определить не по православному крестику на шее и не по русской речи, а по тому, как он ведет себя по отношению к представителям власти – от непосредственного начальника до главы государства.

Границы между "русским миром" и другими мирами тогда обусловлены готовностью людей в той или иной культуре согласиться с безусловным и полным подчинением носителю власти.

Адам Мицкевич хорошо отразил эту границу "русского мира" в "Пане Тадеуше". В отличие от сегодняшнего дня, когда главный вопрос заключается в том, принадлежит ли "русскому миру" Украина или ее часть, в 19 веке аналогичный вопрос стоял в отношении Польши:

"То время доброе давно умчалось, паны,

Когда шляхетские разнузданные страсти

Обуздывать могли без полицейской власти,

И свято верили и уважали право,

Порядок с волей был, и шла с богатством слава!

Меж тем в чужих краях немало есть драбантов,

Чинов полиции, констебелей и сержантов,

Но там, где служит меч порукою охраны,

Не верю, чтобы там была свобода, паны!".

В качестве предварительной гипотезы можно предположить, что сегодня именно согласие с определенной моделью власти, "русской властью", и определяет принадлежность к "русскому миру" конкретных индивидов и групп людей.

"Русский мир" простирается там, где единственным основанием порядка видится власть. Власть ничем не обоснованная, безграничная и беспощадная.

Антон Олейник, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Хто буде відбудовувати Україну: настрої біженців щодо повернення

Монетарна політика НБУ: наслідки для економіки і країни

Цифрова інклюзія та відбудова: чому електронний простір має стати безбар'єрним

Як створити соціальне підприємство під час війни

Ломаченко — Камбосос: тріумфальне повернення українця чи присмерк кар'єри?

Дані про знищене та пошкоджене майно. Чому реєстр досі закритий?