Где границы "русского мира"?

387 просмотров
Суббота, 23 мая 2015, 12:33
Антон Олейник
Professor, Memorial University of Newfoundland

Установившееся в зоне боевых действий на Востоке Украины некоторое равновесие не закрыло вопрос о том, где на самом деле проходят границы "русского мира".

Контуры так и не состоявшейся Новороссии, видимо, оказались слишком велики.

Ограничивается ли "русский мир" на юго-западе нынешней линией фронта в ряде районов Донецкой и Луганской областей Украины?

Какова вероятность его экспансии в северо-западном, в частности, Прибалтике, и юго-восточном – Казахстане – направлениях?

Для ответа на эти вопросы стоит рассмотреть возможные составляющие той неизвестной, но важной для понимания нынешней российской политики конструкции, которую называют "русским миром".

География в современной России – более чем отрасль знания. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на состав руководства Русского Географического Общества. Его Попечительский Совет возглавляет Путин, а президентом является министр обороны Шойгу.

Поэтому стоит ли удивляться тому, что ныне замораживаемый конфликт на Востоке Украины начинался с географических карт?

Разосланные от имени заместителя председателя Государственной Думы РФ Жириновского в МИДы соседей Украины – Польши, Венгрии, Румынии карты изображали границы "обновленной" Украины и определяли, на какие ее территории могли бы претендовать соседи.

В "русский мир", согласно этим планам, включались девять регионов юго-востока Украины – от Луганска до Одессы, в том числе, и Крым. Критерий близости к границам соседей использовался в обосновании территориальных притязаний.

С этой точки зрения, "русский мир" потенциально включает все "ближнее зарубежье" как зону влияния и исключительных национальных интересов России.

В качестве другого аргумента при определении контуров "русского мира" является язык. Русский язык.

Любой носитель русского языка рассматривается в качестве потенциального субъекта "русского мира". Отторжение Крыма от Украины и его превращение в два субъекта Российской Федерации происходило под флагом защиты русскоязычного населения.

Колумнист "Российской Газеты" и по совместительству Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин вот что говорит в этой связи: "Именно потому, что после принятия нового закона о языке подготовленный к отправке в Крым "вооруженный майданный десант " намеревался предъявить проживающим там гражданам свои представления о гражданственности и равноправии акциями "хто не скаче, той москаль" и воплями "москаляку на гиляку", а также силовыми действиями, – Россия воспрепятствовала такому вопиющему нарушению прав крымчан".

Буквальное толкование принципа "русский язык – это паспорт в "русский мир", однако, требует уточнения роли нелитературного русского языка, или мата.

Считать ли субъектами "русского мира" всех, кто ругается по-русски?

Русский мат глубоко проник в язык некоторых стран. Так, наиболее кассовый литовский фильм Redirected можно смотреть без русского перевода, настолько русский мат проник в повседневный язык изображаемых групп литовского населения.

Было бы интересно узнать мнение судьи Зорькина о признании Россией "обязанности защищать" в отношении этих менее образованных, но знающих some Russian людей.

Еще одним возможным пропуском в "русский мир" считают религию. С этой точки зрения, человек не обязательно должен быть этническим русским или говорить по-русски. Русский мир – это мир православных.

Ключевая роль православия отражена в принципе Православие – Самодержавие – Народность как основания "русской идеи". Российский историк Соловьев использует в этой связи религиозную метафору: "Церковь, национальное государство и общество образуют "социальную троицу".

Теперь о народности в современном контексте. Видимо, не случайно в названиях самопровозглашенных республик в ряде районов Донецкой и Луганской областей Украины, ДНР и ЛНР, присутствует слово "народный".

Народность – это общинность, признание приоритета коллективных интересов над индивидуальными.

В терминах известного исследователя организационной культуры Хофстеде, народность присуща любой культуре, в которой приоритет отдается коллективизму, а не индивидуализму.

К числу таких культур относятся арабские и латиноамериканские страны. Войдут ли и они в "русский мир"?

Наконец, третий элемент "социальной троицы", самодержавие. Точнее, определенная модель власти, материализацией которой на национальном уровне до революции 1917 года было самодержавие.

Исследователи "русской власти" – прежде всего это Пивоваров и Макаренко и их " Русская власть: теоретико-социологические проблемы" – отмечают такие ее особенности, как самоценность власти для ее обладателей, отсутствие ограничений и обоснований власти, насильственные техники навязывания воли и отсутствие прав у подчиненных такой власти людей.

Последние имеют лишь обязанности, но не права.

Если быть последовательным в применении последнего критерия, то субъектом "русского мира" является любой человек, принимающий "русскую власть" как в повседневности, например, в отношениях с начальством, так и в политике.

В частности, соглашается с существованием "вертикали власти", отрицает необходимость разделения властей и поддерживает агрессивную внешнюю политику.

Он видит единственный путь к обеспечению порядка в признании своей зависимости от властей и в наделении их неограниченными полномочиями.

Такого субъекта "русского мира" можно определить не по православному крестику на шее и не по русской речи, а по тому, как он ведет себя по отношению к представителям власти – от непосредственного начальника до главы государства.

Границы между "русским миром" и другими мирами тогда обусловлены готовностью людей в той или иной культуре согласиться с безусловным и полным подчинением носителю власти.

Адам Мицкевич хорошо отразил эту границу "русского мира" в "Пане Тадеуше". В отличие от сегодняшнего дня, когда главный вопрос заключается в том, принадлежит ли "русскому миру" Украина или ее часть, в 19 веке аналогичный вопрос стоял в отношении Польши:

"То время доброе давно умчалось, паны,

Когда шляхетские разнузданные страсти

Обуздывать могли без полицейской власти,

И свято верили и уважали право,

Порядок с волей был, и шла с богатством слава!

Меж тем в чужих краях немало есть драбантов,

Чинов полиции, констебелей и сержантов,

Но там, где служит меч порукою охраны,

Не верю, чтобы там была свобода, паны!".

В качестве предварительной гипотезы можно предположить, что сегодня именно согласие с определенной моделью власти, "русской властью", и определяет принадлежность к "русскому миру" конкретных индивидов и групп людей.

"Русский мир" простирается там, где единственным основанием порядка видится власть. Власть ничем не обоснованная, безграничная и беспощадная.

Антон Олейник, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)