Відкрити реєстри. Крок у тисячу лі

Четвер, 15 жовтня 2015, 16:07

В начале года Министерство юстиции несколько своеобразно приоткрыло доступ к реестру имущественных прав. В первых числах октября Минюст выполнил норму принятого летом закона о поиске в реестрах по субъекту и сделал еще несколько шагов навстречу открытым данным.

О том, что поиска по объекту – адресу или кадастровому номеру – в реестрах недостаточно, начали говорить задолго до того, как их вообще открыли. В самом деле, куда интереснее получить из реестра информацию о том, какой недвижимостью владеет президент, премьер и ваш районный прокурор, чем методично собирать выписку за выпиской по каждому участку в Лесниках или на Печерских холмах в поисках интересных персонажей.

Для решения этой проблемы мы запустили проект GarnaHata, в рамках которого собирали, обрабатывали и накапливали информацию о правах собственности на элитное жилье.

Поиска в реестре по субъекту – ФИО или ЕГРПОУ – не хватало катастрофически.

К счастью, в мире довольно мало проблем, которые нельзя было бы решить при помощи хорошей командной игры и ослиного упорства. Совместными усилиями команды Виталия Шабунина и Центра Противодействия Коррупции, вице-спикера Андрея Парубия, Антикоррупционного комитета ВР и Егора Соболева лично, а также министра юстиции Павла Петренко – список не претендует на полноту – законопроект прошел оба чтения и был подписан президентом.

Закон открыл данные о собственниках сразу в трех реестрах: госгеокадастре, реестре имущественных прав и, впервые для широкой публики – реестре ГАИ.

Следующие два месяца технические команды ведомств-держателей этих реестров реализовывали необходимые изменения. И 6-го октября результат их работы был представлен на совместной пресс-конференции в комитете Соболева.

К сожалению, ГАИ не успела выполнить норму закона в отведенный срок, но, положа руку на сердце, на это были и объективные причины. Реестр ГАИ пока отложим на сладкое, реестр госгеокадастра хорошо описал в своей колонке мой коллега Иван Яни. А я сосредоточусь на реестре имущественных прав.

По понятным причинам утром 6-го октября об открытии реестров вспомнили и написали все, кто может без ошибок написать слово "антикоррупционный". В итоге, на сайте реестра побывала, пожалуй, добрая половина активных пользователей украинского интернета.

Реестр то оживал, то снова уходил под лед, впрочем, это и не мудрено: на такое количество одновременных пользователей система вряд ли была рассчитана. Вечером ажиотаж спал, пользователь фейсбука вернулся к более привычным для себя делам, и я смог провести несколько часов, тестируя новые и старые функции.

1. Реестр по-прежнему платный

Как и раньше, справка из реестра стоит 20 гривен: 17 за документ, 3 – непонятная комиссия. Многим подобная сумма покажется символической, но:

По-прежнему неясно, на ремонт какого Провала она собирается. Без шуток, мы пытаемся получить обоснование платности с момента публичного запуска реестра и собрали уже не менее трех разных вариантов ответа от разных госслужащих. Я думаю, что тут просто сработала извечная привычка власти на каждую открытую дверь поставить турникет и посадить вахтера. Ну и, 20 гривен-то не лишние.

Сумма перестает казаться такой уж символической, когда для одного журналистского расследования надо взять 30-50 выписок. Особенно, если речь идет о региональных изданиях.

Платность реестра ограничивает круг его пользователей теми людьми, которым без реестра невозможно справлять свои профессиональные обязанности, и ставит барьер для тех, кто должен стать нашим гражданским обществом.

Давайте начистоту: невозможно полусотней журналистов контролировать всю власть. Поэтому реестр должен быть открыт для всех, кто готов тратить время и копаться.

Согласно закона, "Інформація про зареєстровані права та їх обтяження, що міститься у Державному реєстрі прав, є відкритою та загальнодоступною". Честно говоря, у меня не получается совместить "открытый", "общедоступный" и "за 20 гривен".

Госгеокадастр открыл бесплатный доступ к своим данным безо всяких оговорок.

Можно привести еще несколько доводов, но я бы хотел сказать вот что. В стране, которая страдает от эпидемии коррупции, лекарства надо раздавать бесплатно на улицах.

2. Реестр не полон

Нет, конечно, со времени написания первой колонки ситуация с наполнением реестра улучшилась: разработчики исправили некоторые ошибки поиска и подключили несколько под-реестров.

В то же время, приличный объем данных остается "под водой". Например, на весь дом "Липська вежа" по улице Институтская, 18а, удалось найти собственника только одной из квартир. Как и в случае с ГАИ – "исторически", общего реестра не было, и часть информации осталась "на местах", в БТИ и на бумаге.

Например, Киевское БТИ к реестру прав собственности подключилось только в 2010 году, сам реестр начал работать в 2004. Как следствие – по Киеву очень много объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы на бумажных носителях. Объем этой "подводной части" затрудняются оценить и в самом Минюсте.

Понятно, что проблема эта не имеет простого решения. Но беспокоит и то, что, похоже, Минюст его и не ищет, а ожидает, что реестр наполнится "самотеком", потому что все новые сделки в него вносятся.

Конечно, чисто технически, где-то через поколение, большая часть зависшей недвижимости в реестр попадет и так, по процедуре вступления в наследство. Но я думаю, что неполнота данных – одна из самых серьезных проблем реестра, на решении которой нам нужно сосредоточиться в самом ближайшем будущем.

3. Нет возможности искать людей без отчества

Сейчас поле отчества является обязательным для заполнения при поиске. Поэтому, чтобы найти в реестре информацию о недвижимости Айвараса Абромавичуса или Карла Волоха вам придется выяснить их ИНН и указать любое выдуманное отчество.

Обидно, потому что мы поднимали этот вопрос на встрече в Минюсте за неделю до запуска – но надеюсь, что эту проблему исправят достаточно быстро.

4. Полные тезки-однофамильцы

В случае поиска по полным тезкам-однофамильцам все результаты идут вперемешку и нет возможности понять, какие объекты принадлежат одному лицу, а какие другому. Собственно, нельзя даже определить, объекты скольких разных лиц присутствуют в выдаче.

Единственный способ решения на текущий момент – выяснить ИНН интересующей вас особы и указать его в условиях поиска.

5. Неразбериха с логинами

Закон предусматривает, что для доступа в реестр пользователь должен идентифицировать себя при помощи электронно-цифровой подписи или альтернативных методов аутентификации.

Под альтернативными методами подразумевали, в первую очередь, технологию BankID, которую уже использует ГосГеоКадастр. Но официальный запуск BankID затягивается по ряду причин. При этом далеко не все ЭЦП поддерживаются в кабинете Минюста на текущий момент. Например, ЭЦП, которые выдает Приватбанк через интернет-банкинг.

В любом случае, требование использовать ЭЦП существенно снижает круг пользователей реестра – далеко не у всех есть электронная подпись или желание ее получать.

Выяснилось это, как водится, за неделю до запуска. Но благодаря активному содействию Павла Петренко, был выработан компромисс: пока не запустится BankID, наряду с ЭЦП останется существующая схема регистрации с паролем и ИНН.

Еще один забавная проблема, связанная с аккаунтами. Если вы зарегистрировались в системе, не указав альтернативный имейл, и забыли пароль от своего профиля – то вам придется позвонить в госпредприятие, обслуживающее реестр, и восстановить пароль по телефону.

6. Невозможно проверить выданную справку из реестра по ее номеру

Каждый документ, выданный реестром, имеет номер, дату и время выдачи. Теоретически, используя эту триаду, его подлинность можно проверить на сайте Минюста. Сходу это сделать непросто – дату нужно указывать через дефис, а не через точку, как указано в сопроводительном тексте.

Но, даже разобравшись с датой, мы смогли только получить сообщение о том, что такой документ существует в системе. И все.

 

Понятно, что путем нехитрых манипуляций c PDF-файлом можно вписать в него любое содержимое, но оставить честный номер и дату. Например, "поселить" Петра Порошенко в Петергофском дворце – и такой документ пройдет "проверку" выше.

7. API?..

Для того чтобы реестром могли пользоваться не только люди, но и другие программы или сервисы, нужен API. Таким образом, государство может снять монополию на использование этих данных и открыть дорогу созданию сервисов на основе них.

К сожалению, пока никаких планов запуска публичного API нет.

8. Другие недочеты

Переход на страницу платежной системы и возврат с нее на сайт реестра проходит через бестолковые промежуточные страницы без защищенного соединения.

Под нагрузкой реестр не только падает, но и периодически выдает отладочную информацию о системе. Это – брешь в системе безопасности, и она возникала и раньше. Убрать ее, к счастью, несложно.

Было несколько сообщений о том, что при поиске по ФИО находит не все объекты хозяина. Я честно проверил их все, и подтвердить не смог. То ли был какой–то временный сбой системы, то ли проблему оперативно устранили.

Остается открытым вопрос поиска по юридическим лицам. Для подобного поиска нужно или указать полное точное название юрлица, или его ЕГРПОУ. У юрлиц-нерезидентов нет ЕГРПОУ, по понятным причинам, а количество вариантов написания названия может быть достаточно серьезным.

При поиске по юрлицу, у которого реально много собственности – я использовал ЕГРПОУ Приватбанка – реестр "обрадовал" меня сообщением, что найдено слишком много записей, поэтому показать их нет возможности, и предложил уточнить условия поиска. Неясно, как можно уточнить условия поиска по ЕГРПОУ.

Итоги

В любом случае, как ни посмотри – это однозначная победа. И вклад в нее Минюста и министра неоценим. Нельзя преодолеть весь путь к открытым реестром одним большим прыжком, но радует, что было сделано еще несколько серьезных шагов в нужном направлении.

Видно, что добрая часть вышеописанных проблем вызвана серьезной нехваткой времени на реализацию. А значит, со временем эти проблемы уйдут.

Над остальными мы продолжим работу – благо, что диалог налажен, и политическая воля есть.

Послесловие

В силу обстоятельств, мы все привыкли рассматривать открытие реестров как шаги, направленные на искоренение коррупции. На самом же деле, открытые данные – это еще и очень удобно. И невозможно наперед предсказать, какие еще применения они найдут.

Судите сами: буквально на следующий день после запуска нового поиска один из пользователей фейсбука рассказал мне, что благодаря реестру обнаружил у своей бывшей жены солидное количество недвижимости, приобретенной за время их брака: "Теперь ясно, почему дома никогда не хватало денег, хоть я и работал на нескольких работах".

Дмитрий Чаплинский, главный разработчик проекта "Канцелярская сотня", специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції