Йде захоплення влади…

Понеділок, 19 квітня 2010, 10:09

Недолгий период пребывания Януковича у "руля" стал достаточно показательным, чтоб сделать выводы о стиле и логике деятельности "новой" власти. Люди не меняются. Президент и его правительство пользуют все тот же знакомый инструментарий, который они использовали в 2002-2004 и 2006-2007 годах.

Первый вывод, который можно сделать оценивая новые па под старую музыку, - стремление к абсолютизму, монополизации власти. Второй - отношение к власти исключительно как к ресурсу обогащения.

Народ и государство находятся на том месте, на каком они могут быть использованы в качестве инструмента для достижения вышеперечисленных целей...

Странно, но только Львовский облсовет и Юлия Тимошенко вслух заговорили о политических репрессиях. Хотя события в области кадровой политики критичнее происходящего в 2005 году, в период тотальной кадровой чистки.

Сейчас разве что не сажают как в 2005-м. Но это тоже вызывает вопрос: если не за что сажать, то почему тогда увольняют?

Или ворон ворону глаз не выклюет?

К тому же в 2005 году была понятна логика чистки госаппарата - декларировалась смена идеологии власти. Сейчас же одна власть, которая почему-то называла себя оппозицией, формально сменила другую, и тут такие перетрубации по всем фронтам!

Это уже не восстановление вертикали, это - ее захват.

Именно захват власти. Легитимный, но захват! Людей увольняют пачками и без объяснения причин. На их место сажают "своих". И это "свои" - единственное преимущество новых назначенцев.

Чем обусловлена массовая, практически глобальная замена руководителей областных управлений СБУ? Чем президента не устроило полностью подконтрольное ПР руководство Крыма?

Видимо в первом случае на "нужных" постах нужны "свои" люди, во втором - хлебными местами нужно расплачиваться с более близкими "своими" за верную службу. Вот и вся сущность кадровой политики новой команды.

Куда там Виктору Андреевичу с его "любыми друзями".

Все назначения продиктованы исключительно клановыми интересами. О профессиональной команде спецов, способных на реальные реформы и выведение страны из кризиса, похоже, никто даже не думает. Все подчинено логике захвата оставшейся госсобственности и дерибана бюджетных средств.

И вся эта кадровая чехарда демонстрирует лишь то, что государственная система полностью прогнила, поскольку ни чиновники от прежней власти, ни ставленники нынешней не рассматривают свои должности как поле деятельности с конкретными государственническими целями.

Для них это приз победителям и возможность получения дани с побежденных. А побежденные - все мы, независимо от того, за кого голосовали.

И общество привыкло к такой логике. Ни в одной из аналитических статей о кадровых назначениях не сказано о том, будет ли от таких изменений польза для страны. Все разговоры только о том, что тот рынок получил один олигарх, то министерство - другой, а контроль над отраслью - третий.

И все сдались на милость победителя. А победитель, оказывается, пленных не берет. Ему своих девать некуда.

И когда новый начальник автоматически заставляет всех писать заявления по собственному желанию (как это, например, делают в МВД), то о какой преемственности власти, о каком профессионализме может идти речь?

Учитывая такую концентрацию власти, включая судебную, в одних руках впору задуматься о демократических перспективах страны вообще, в том числе, и об опасности для демократических выборов.

Ведь решение Конституционного суда о коалиции "тушек" не только лишило смысла пропорциональную систему выборов, но и показало, что новая власть не остановится ни перед чем, чтоб законсервировать себя у власти. Пусть даже черное придется назвать белым.

Денег, чтоб скупить депутатов, у них хватит - и на опт и на розницу. Они уже устами Чечетова говорят о конституционном большинстве к осени. А такое большинство, построенное не на политическом компромиссе, а на шкурных интересах депутатов, фактически, означает диктатуру одной партии. Так и до перерастания ПР в КПСС недалеко.

И если демократический Запад готов закрыть на это глаза в обмен на появление в Украине реальной власти, с которой можно договариваться, то он ошибается.

Вместо противостояния между правительством и президентом, похоже, возникнет противостояние между различными олигархическими группировками, находящимися у власти.

Причем выстраивая систему сдержек и противовесов, Виктор Федорович зачастую сажает в одну лодку гребцов, у которых совершенно противоположные направления движения.

На ключевые должности "сажают" не реальных руководителей, а марионеток олигархов. Это не изобретение Януковича, - первой такую модель реализовала Юлия Тимошенко, сделав Наталью Королевскую, например, неофициальным куратором углепрома при несамостоятельном министре-пенсионере Викторе Полтавце.

Но сейчас эта схема используется чуть ли не во всех министерствах. Причем в еще худшем варианте, когда нет единого центра принятия решений, кроме недостижимого президента.

Если уж мы заговорили о Министерстве угольной промышленности, то нынешняя ситуация там - как раз иллюстрация "профессионального" подхода к реформированию страны.

Министра назначили по протекции близкого к Януковичу народного депутата, в миру - Юры Енакиевского. Последнему видимо захотелось подсесть на "золотоносную жилу" Натальи Королевской. И все бы получилось, однако все остальные ключевые посты министерства, по высочайшей договоренности с другим известным депутатом, отдали менеджерам Донецкой топливно-энергетической компании.

Теперь теневые схемы углепрома остановлены из-за нежелания обоих депутатов дать сопернику заработать. Отрасль стоит, менеджеры не знают с кем в министерстве "решать вопросы". Зато высочайшая сторона предвыборных договоренностей на деле реализует принцип "разделяй и властвуй".

Оба депутата-олигарха обижены и усилили охрану...

С одной стороны, это позитивно характеризует Януковича, который, таким образом, избавляется зависимости от какой-то одной олигархической группы. Но с другой, такая политика - это политика ручного управления.

Хватит ли у Виктора Федоровича рук "разрулить" такое количество министерств и отраслей?

Впрочем, главная проблема в том, что он не строит новую систему, не реформирует страну, а пытается воссоздать схему, которая работала при Кучме и которая привела к "холодной войне" в 2004 году.

Засилье "донецких" в кадровой иерархии сами выходцы из Донбасса объясняют тем, что область "самая большая, самая промышленная, "кузница кадров". Да, Донецкая область - это десятая часть населения Украины, четвертая часть промышленного потенциала страны и так далее.

Но 1/10 - не больше 9/10. Да и глупо назначать людей по принципу географического квотирования. Назначать нужно за показатели в работе.

Неужели в Донецке было меньше аварий или коррупции в ГАИ? Или в Донецкой области лучшие тюрьмы? Или милиция лучше других боролась с преступностью? Или...

Всех донецких назначенцев, призванных новой властью в Киев, не перечислишь. Это профессионализм?

В милиции вытаскивают из нафталина тех, кто "хорошо отработал" выборы 2004 и уже пять лет пребывал на пенсии. За это время они утратили оперативные и управленческие навыки, их назначения лишают служебной перспективы молодежь, но...в системе, которую строит Янукович, назначают не профессионалов, а "своих".

Вторая кадровая тенденция новой власти (впрочем, как и старой) - расплачиваться должностями за политическую поддержку. Хотя бы пытались сделать вид профессионального подхода. Публичные торги коммунистов за контроль над Государственной (!) таможней - просто верх цинизма.

Эта власть пришла не из ниоткуда. Будущее формируется из прошлого. Почитайте подшивки донецких газет с 1996 по 2002 год, "полистайте" интернет с 2002 по 2007 - бандитские разборки, кровавый передел экономических рынков, пьянство и деградация в депрессивных шахтерских городах, зверское убийство журналиста Александрова, покупка депутатов, лицемерное разжигание противостояния на темах языка и евроинтеграции.

И, одновременно с этим, супер современный стадион в Донецке, футбольные и эстрадные шоу...

Вседозволенность самопровозглашенных "элит" и кость народу в виде "хлеба и зрелищ". Это и есть стабильность? Возможно. Но такая стабильность - это тормоз для развития общества. Может вырасти экономика, но булгаковская "разруха в головах" будет прогрессировать.

А ведь все беды именно от нее.

После деструктивного топтания на месте, мы радуемся начавшемуся движению. Уставшие от разочарований и безвластия мы даже готовы отдать руль кому-то, кто умеет водить. Но сидя в машине, которой не управляешь, стоит хотя бы посмотреть - куда она едет, что впереди и туда ли нам ехать.

Сергей Гармаш, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Україна допомагає удосконалювати американські стандарти тактичної медицини

Ринок, який неможливо знищити ракетами

Як безболісно запровадити електронний документообіг

Надія на біопаливо. Чи буде світло і тепло взимку?

7 кроків до енергетичної незламності України

Штучний інтелект у світі мистецтва: проблема, перевага чи недолік часу? Суд снобів