Йде захоплення влади…

27 переглядів
Понеділок, 19 квітня 2010, 10:09
Сергій Гармаш
журналіст

Недолгий период пребывания Януковича у "руля" стал достаточно показательным, чтоб сделать выводы о стиле и логике деятельности "новой" власти. Люди не меняются. Президент и его правительство пользуют все тот же знакомый инструментарий, который они использовали в 2002-2004 и 2006-2007 годах.

Первый вывод, который можно сделать оценивая новые па под старую музыку, - стремление к абсолютизму, монополизации власти. Второй - отношение к власти исключительно как к ресурсу обогащения.

Народ и государство находятся на том месте, на каком они могут быть использованы в качестве инструмента для достижения вышеперечисленных целей...

Странно, но только Львовский облсовет и Юлия Тимошенко вслух заговорили о политических репрессиях. Хотя события в области кадровой политики критичнее происходящего в 2005 году, в период тотальной кадровой чистки.

Сейчас разве что не сажают как в 2005-м. Но это тоже вызывает вопрос: если не за что сажать, то почему тогда увольняют?

Или ворон ворону глаз не выклюет?

К тому же в 2005 году была понятна логика чистки госаппарата - декларировалась смена идеологии власти. Сейчас же одна власть, которая почему-то называла себя оппозицией, формально сменила другую, и тут такие перетрубации по всем фронтам!

Это уже не восстановление вертикали, это - ее захват.

Именно захват власти. Легитимный, но захват! Людей увольняют пачками и без объяснения причин. На их место сажают "своих". И это "свои" - единственное преимущество новых назначенцев.

Чем обусловлена массовая, практически глобальная замена руководителей областных управлений СБУ? Чем президента не устроило полностью подконтрольное ПР руководство Крыма?

Видимо в первом случае на "нужных" постах нужны "свои" люди, во втором - хлебными местами нужно расплачиваться с более близкими "своими" за верную службу. Вот и вся сущность кадровой политики новой команды.

Куда там Виктору Андреевичу с его "любыми друзями".

Все назначения продиктованы исключительно клановыми интересами. О профессиональной команде спецов, способных на реальные реформы и выведение страны из кризиса, похоже, никто даже не думает. Все подчинено логике захвата оставшейся госсобственности и дерибана бюджетных средств.

И вся эта кадровая чехарда демонстрирует лишь то, что государственная система полностью прогнила, поскольку ни чиновники от прежней власти, ни ставленники нынешней не рассматривают свои должности как поле деятельности с конкретными государственническими целями.

Для них это приз победителям и возможность получения дани с побежденных. А побежденные - все мы, независимо от того, за кого голосовали.

И общество привыкло к такой логике. Ни в одной из аналитических статей о кадровых назначениях не сказано о том, будет ли от таких изменений польза для страны. Все разговоры только о том, что тот рынок получил один олигарх, то министерство - другой, а контроль над отраслью - третий.

И все сдались на милость победителя. А победитель, оказывается, пленных не берет. Ему своих девать некуда.

И когда новый начальник автоматически заставляет всех писать заявления по собственному желанию (как это, например, делают в МВД), то о какой преемственности власти, о каком профессионализме может идти речь?

Учитывая такую концентрацию власти, включая судебную, в одних руках впору задуматься о демократических перспективах страны вообще, в том числе, и об опасности для демократических выборов.

Ведь решение Конституционного суда о коалиции "тушек" не только лишило смысла пропорциональную систему выборов, но и показало, что новая власть не остановится ни перед чем, чтоб законсервировать себя у власти. Пусть даже черное придется назвать белым.

Денег, чтоб скупить депутатов, у них хватит - и на опт и на розницу. Они уже устами Чечетова говорят о конституционном большинстве к осени. А такое большинство, построенное не на политическом компромиссе, а на шкурных интересах депутатов, фактически, означает диктатуру одной партии. Так и до перерастания ПР в КПСС недалеко.

И если демократический Запад готов закрыть на это глаза в обмен на появление в Украине реальной власти, с которой можно договариваться, то он ошибается.

Вместо противостояния между правительством и президентом, похоже, возникнет противостояние между различными олигархическими группировками, находящимися у власти.

Причем выстраивая систему сдержек и противовесов, Виктор Федорович зачастую сажает в одну лодку гребцов, у которых совершенно противоположные направления движения.

На ключевые должности "сажают" не реальных руководителей, а марионеток олигархов. Это не изобретение Януковича, - первой такую модель реализовала Юлия Тимошенко, сделав Наталью Королевскую, например, неофициальным куратором углепрома при несамостоятельном министре-пенсионере Викторе Полтавце.

Но сейчас эта схема используется чуть ли не во всех министерствах. Причем в еще худшем варианте, когда нет единого центра принятия решений, кроме недостижимого президента.

Если уж мы заговорили о Министерстве угольной промышленности, то нынешняя ситуация там - как раз иллюстрация "профессионального" подхода к реформированию страны.

Министра назначили по протекции близкого к Януковичу народного депутата, в миру - Юры Енакиевского. Последнему видимо захотелось подсесть на "золотоносную жилу" Натальи Королевской. И все бы получилось, однако все остальные ключевые посты министерства, по высочайшей договоренности с другим известным депутатом, отдали менеджерам Донецкой топливно-энергетической компании.

Теперь теневые схемы углепрома остановлены из-за нежелания обоих депутатов дать сопернику заработать. Отрасль стоит, менеджеры не знают с кем в министерстве "решать вопросы". Зато высочайшая сторона предвыборных договоренностей на деле реализует принцип "разделяй и властвуй".

Оба депутата-олигарха обижены и усилили охрану...

С одной стороны, это позитивно характеризует Януковича, который, таким образом, избавляется зависимости от какой-то одной олигархической группы. Но с другой, такая политика - это политика ручного управления.

Хватит ли у Виктора Федоровича рук "разрулить" такое количество министерств и отраслей?

Впрочем, главная проблема в том, что он не строит новую систему, не реформирует страну, а пытается воссоздать схему, которая работала при Кучме и которая привела к "холодной войне" в 2004 году.

Засилье "донецких" в кадровой иерархии сами выходцы из Донбасса объясняют тем, что область "самая большая, самая промышленная, "кузница кадров". Да, Донецкая область - это десятая часть населения Украины, четвертая часть промышленного потенциала страны и так далее.

Но 1/10 - не больше 9/10. Да и глупо назначать людей по принципу географического квотирования. Назначать нужно за показатели в работе.

Неужели в Донецке было меньше аварий или коррупции в ГАИ? Или в Донецкой области лучшие тюрьмы? Или милиция лучше других боролась с преступностью? Или...

Всех донецких назначенцев, призванных новой властью в Киев, не перечислишь. Это профессионализм?

В милиции вытаскивают из нафталина тех, кто "хорошо отработал" выборы 2004 и уже пять лет пребывал на пенсии. За это время они утратили оперативные и управленческие навыки, их назначения лишают служебной перспективы молодежь, но...в системе, которую строит Янукович, назначают не профессионалов, а "своих".

Вторая кадровая тенденция новой власти (впрочем, как и старой) - расплачиваться должностями за политическую поддержку. Хотя бы пытались сделать вид профессионального подхода. Публичные торги коммунистов за контроль над Государственной (!) таможней - просто верх цинизма.

Эта власть пришла не из ниоткуда. Будущее формируется из прошлого. Почитайте подшивки донецких газет с 1996 по 2002 год, "полистайте" интернет с 2002 по 2007 - бандитские разборки, кровавый передел экономических рынков, пьянство и деградация в депрессивных шахтерских городах, зверское убийство журналиста Александрова, покупка депутатов, лицемерное разжигание противостояния на темах языка и евроинтеграции.

И, одновременно с этим, супер современный стадион в Донецке, футбольные и эстрадные шоу...

Вседозволенность самопровозглашенных "элит" и кость народу в виде "хлеба и зрелищ". Это и есть стабильность? Возможно. Но такая стабильность - это тормоз для развития общества. Может вырасти экономика, но булгаковская "разруха в головах" будет прогрессировать.

А ведь все беды именно от нее.

После деструктивного топтания на месте, мы радуемся начавшемуся движению. Уставшие от разочарований и безвластия мы даже готовы отдать руль кому-то, кто умеет водить. Но сидя в машине, которой не управляешь, стоит хотя бы посмотреть - куда она едет, что впереди и туда ли нам ехать.

Сергей Гармаш, специально для УП



powered by lun.ua
powered by lun.ua
Винна географія ЄС та України: нові вимоги до назв
Як вплинуть на українських виноробів нові регламенти ЄС щодо географічних зазначень?
Чому пріоритети МОН на 2019 рік не відповідають на виклики шкільної освіти
Нам терміново потрібно створити умови, щоб до професійного співтовариства директорів з'явилася довіра. Щоб вони самі могли вирішувати свої проблеми автономно.
Українська лабораторія-2019: готуємо "брюссельські оглядини" команди нового президента
Ім'я нового президента ще невідоме, але в Брюсселі вже призначили зустріч для його зовнішньополітичного радника – вона відбудеться 25 лютого 2019 року...
Головний бар'єр для реформ
Чому реформа держуправління має стати номером 1 для будь-якого політика. Позиція групи РПР.
Комерційне шпигунство. Перше рішення АМКУ
Що робити, якщо колишні працівники вкрали бази даних клієнтів чи внутрішню аналітику?
Який зв'язок між щепленням від кору… і виборами?
Вже через шість тижнів ті, хто вважають вакцинацію витівками масонів, прийдуть на виборчі дільниці... (рос.)