Во что оценить свободу?

Середа, 12 травня 2010, 15:00

Заключение соглашения о размещении Черноморского флота Российской Федерации в Севастополе ещё на 25 лет ослабляет способность Украины проводить самостоятельную внешнюю, а в некотором смысле, и внутреннюю (если говорить о проблемах крымского региона) политику.

Ограничение независимости имеет в данном случае вполне определённую цену: предложенная Россией скидка на газ оценивается примерно в 40 миллиардов долларов.

Аналогичным образом, предложение об объединении российского "Газпрома" и "Нафтогаза", способного юридически закрепить энергетическую зависимость Украины, тоже имеет свою цену.

Эксперты говорят о примерно 6%-ной доле в капитале объединённой компании, на которую может рассчитывать украинское правительство (при нынешней капитализации "Газпрома" это соответствует 8-9 миллиардам долларов).

Много это или мало, если речь заходит о свободе? Как вообще оценивать свободу - её конкретную ценность? И для отдельного индивида, так и для страны в целом?

Философы выделяют два подхода к решению данной задачи. Согласно первому, свобода ценна настолько, насколько мы ценим открывающиеся в её условиях возможности.

Скажем, ценность энергетической независимости Украины сопоставима с ожидаемой прибылью от будущих проектов в сфере энергетики: от различных конфигураций газотранспортного консорциума до развития менее энергоёмких технологий.

Тогда вопрос об оптимальной свободе имеет практическое решение: покрывают ли выгоды от получения дешёвого российского газа преимущества всех возможных в будущем бизнес-проектов в сфере энергетики?

Ведь в случае объединения с "Газпромом" судьба потенциально неограниченного круга бизнес-проектов в области энергетики будет решаться в Москве, а не в Киеве. Или даже между Киевом и Москвой.

Согласно второму подходу, свобода ценна сама по себе, вне зависимости от привлекательности получаемых в её условиях результатов.

Даже если будущие бизнес-проекты в области энергетики не сулят особых дивидендов, ощущение себя "хозяином в своём доме", или "Maîtres chez nous", как любили говорить в Квебеке периода "Тихой революции" 1960-1970-тых годов, важно само по себе.

К слову, окрепший в экономическом плане Квебек весной этого года оказался не готов столкнуться с аналогичным подходом со стороны другой канадской провинции, Нью Брансвик.

Одна из крупнейших в мире энергетических компаний Hydro-Québec сделала правительству Нью Брансвика выгодное предложение о покупке подконтрольной ему New Brunswick Power, от которого, по её мнению, нельзя отказаться.

Однако протесты населения Нью Брансвика, желающего оставаться хозяином в своём доме, а не руководствующегося выгодами от сделок, оказались непреодолимым препятствием объединению компаний через поглощение.

Привлекательность азартной игры для некоторых состоит в превышении ожидаемого выигрыша над ценой билета или суммой ставок, а для других - в самой возможности быть вовлечённым в игру в качестве самостоятельной единицы.

Можно отметить некоторое несоответствие между игровым прошлым ряда представителей "донецких" (тех, которые оттачивали своё мастерство игры в карты сначала на вокзале, а потом и в более респектабельных местах) и их нынешним игнорированием ценности самой способности вести собственную игру.

Или они надеются в недалёком будущем переиграть российских партнёров?

Весьма маловероятно, учитывая сравнительные преимущества последних в жёстких силовых единоборствах: в противостояниях с представителями более традиционных воровских профессий, не говоря уже о "спортсменах".

"Каталы" редко оказывались в победителях.

Если же говорить о населении Украины в целом, то оно имеет тенденцию видеть в свободе скорее самоценность, а не только условие для достижения конкретных результатов.

Анализируя влияние на оценки украинцев субъективного ощущения свободы (по данным World Values Survey за ноябрь 2006 года), можно увидеть, что вклад таких факторов, как материальное благополучие или здоровье объясняет эти оценки в весьма незначительной степени.

А ведь наличие денег и здоровья зависят от наличия свободы, точнее, возможностей, которые она дает.

Ценность ощущения себя хозяином в своём доме не следует сбрасывать со счетов. Проблема лишь в том, что в отличие от жителей канадских провинций, украинцы пока не могут утвердить эту ценность в качестве значимого фактора при принятии политических решений.

Впрочем, ключевым словом здесь может оказаться именно "пока".

Антон Олейник, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Наріман Джелял: історія спротиву

Як оренда держмайна допомагає бізнесу розвиватися та наповнює держбюджет

Похмура річниця: Запорізька АЕС не повинна стати другим Чорнобилем

Убивчий популізм: що не так з тарифною політикою у водопровідній галузі

Як Данія інвестує в успіх України

Наслідки "яєчного скандалу": як минув перший рік роботи Антикорупційної ради при Міноборони