Ксенофобія?

П'ятниця, 17 грудня 2010, 09:15

Ксенофобия (от греческого ξένος, "чужой" и φόβος, "страх") – нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.

Когда в Москве сгорела Останкинская телебашня – в Киеве целых 2 недели (!) пожарники трусили ни в чем не повинных служащих различных режимных, и не очень, учреждений – на предмет соответствия инструкциям по пожарной безопасности.

Когда в Москве терактами взрывали метро – наши граждане добросовестно тырили друг у друга "подозрительные" сумки в метро, и торжественно их сносили в околотки.

Когда в Москве высаживали в воздух жилые дома на Каширском шоссе – у нас потом целый месяц жестоко "мстили" всем неосторожным водителям Газелей, заруливающим в наши родные подворотни.

Недавние события в Москве, как обычно, породили "ответную волну" в Украине.

История с телеведущим и журналистом УП – это не признак ксенофобии, это просто очередная калька "надо принять какие-то меры". Неделя-две – и все утихнет, мир будет дальше бушевать, мы будем катиться дальше по своим привычным рельсам.

Киевскому Беркуту раздадут памятки с фотографиями Валида Арфуша, Давида Жвании и Гайтаны. И милиция даже, может быть, займется своими прямыми обязанностями – патрулировать город с целью выявления тех, кто нарушает общественный порядок и несет угрозу спокойствию своими действиями и поведением. А не своим лицом, цветом кожи или "не такой" фамилией.

Однако это повод поговорить о том, а что же, собственно, такое, эта страшная "ксенофобия", какие угрозы несет украинскому обществу? И заодно вспомнить Чернышевского. "Кто виноват" – уже определились, спасибо северным братьям.

Осталось выяснить – "Что делать?"

Можно, конечно, раздать на оперативках Беркуту указания быть особо внимательными к "лицам кавказской национальности". Можно долго и бесперспективно рассуждать о степени толерантности украинского общества. Можно громко осудить "проявления ксенофобии".

А в чем они выражаются?..

Рядом с каждым из вас живет множество очень хороших людей, с которыми вы поддерживаете добрые отношения, сотрудничаете, общаетесь, дружите, и ни-ког-да не задумываетесь об их разрезе глаз, расовой принадлежности, вероисповедании или сексуальной ориентации.

В конце концов, вы даже готовы принять их тараканов в голове – при одном условии.

Если ваши добрые друзья/знакомые/сотрудники при этом не мешают никому жить, не выделяются негативно в привычном укладе, не пытаются вам навязать свои представления о том, "что такое хорошо, и что такое плохо". Ведут обычный, общепринятый образ жизни.

Вот мы и подошли к главному.

Если в вашем доме в 2-комнатной квартире поселились 30 человек, которые шумят по ночам, женщины скандалят днем и выплескивают кастрюли из окон вам на головы, мужчины подозрительно хлопают в 2 часа ночи дверями и разговаривают на повышенных тонах на лестничной клетке, их дети на дворовой площадке в разговоре пользуют матерные слова и кидаются камнями в недовольных – ваши действия?

Думаю, самое правильное в этом случае – попытаться общими усилиями "вразумить" новоиспеченных соседей, одернуть детей, обратиться к участковому и так далее.

То есть – "принять меры".

Кто вы после этого? – Правильно, добропорядочный гражданин и член общества, следящий за порядком.

А если эти самые ваши соседи – цыгане, вьетнамцы, или, не дай Бог, дагестанцы?..

Всё. Вы – ксенофоб. Вы преследуете ни в чём не повинных людей по национальному признаку.

Если вы одёрните молодёжь, которая слишком громко заседает под вашим парадным – вам только спасибо скажут. А если это происходит, скажем, на киевской Шулявке, где расположен один из крупнейших секондов, на котором заправляют выходцы из Азии и Африки? И в роли громкой молодежи как раз и будут выступать эти самые заправилы?

Вы – не только ксенофоб. Вы еще и расист.

Это в лучшем случае. В худшем – вы схлопочете от наглых молодых людей по фейсу.

А если это будут лица неславянской внешности – то это национальная катастрофа государственного масштаба. Новостные колонки запестрят сообщениями об "очередном конфликте".

Потому что это уже может квалифицироваться как разжигание межнациональной розни, и чревато, и вообще. Мы же идем в Европу, а там подобные вещи не приветствуются.

Впрочем, если мы идем к "русскому миру" – то там такие вещи не приветствуются тем более. Потому что в России – многонациональной федерации, на минуточку! – де-юре все нации равны. Не будем углубляться, что там де-факто…

Почему так происходит?!

Почему мы с упоением клеим ярлыки и разбрасываемся понятиями, об истинном значении которых даже не догадываемся?

Ведь ксенофобия – это просто непринятие чуждого, непривычного. И неважно, кто является носителем этого "непривычного". И если это чуждое представляет угрозу общественному порядку или мне лично – я ксенофоб?

Парадокс: если чуждые мне полупьяные вопли среди ночи под окном издаются вполне автохтонными украинцами, и кто-то наберет 102 – то это хулиганка или админнарушение, а я – молодец. А если эти же вопли, или что похуже, издают "лица кавказской национальности", и их одернут в грубой форме – то это уже "ксенофобия".

А, может быть, достаточно всего лишь соблюдать закон?

Каким бы он ни был – но это закон. Есть представители этого закона, есть исполнители этого закона. И есть мы – обычные граждане многомиллионного многонационального государства Украина, которым де-юре предписано соблюдать этот самый закон.

Закон государства, которое очень лояльно и мягко раздало гражданство – а вместе с ним права и обязанности – всем, кто проживает на его территории.

У нас есть чем гордиться – нет войн (парламент не в счет), нет межнациональных конфликтов, нет терактов, нет многих бед, которые сотрясают наших соседей – и по бывшему СССР, и по Евросоюзу.

Мы даже революции проводим без крови, с песнями и музыкой, а майданы – без разгромленных витрин и сожженных машин. А самый страшный криминал при этом – это выщерблины в граните и поцарапанное зеркало у неосторожно припаркованной машины в центре событий.

Возьму на себя смелость заявить – мы, таки да, толерантная высококультурная страна. И всё, что необходимо для спокойной жизни – это просто соблюдать закон.

Каким бы он ни был.

Или, хотя бы – простите за избитое словосочетание – "общепринятые нормы поведения".

Причем – всеми без исключения.

Депутатами, чиновниками, домохозяйками, беркутовцами, инженерами, сталеварами, студентами, подростками, судьями, милиционерами, врачами. Мужчинами и женщинами. Гостями Украины и её полноправными гражданами. Всеми.

И тогда никому просто не придёт в голову клеить какие бы то ни было ярлыки: ксенофоб, расист, ретроград, сексист, гомофоб, сионист, юдофоб, хачик, фашист, наци.

P.S. На форуме Украинской Правды недавно проводился опрос "Вы – ксенофоб?". Выборка, конечно, не репрезентативна, но результат всё равно говорит сам за себя: "да" – 304 проголосовавших, или 74%, "нет" – 108, или 26%.

P.P.S. В статье намеренно не затрагивались вопросы – почему "праведный гнев" обывателей канализируется на представителей конкретных национальностей. Может быть, это связано с достаточно большим различием в культурах – но тогда это называется консерватизм.

Может, это результат некорректного поведения отдельных асоциальных элементов – и с нашим максимализмом, не без помощи СМИ, раздутым до обобщения "да они все такие".

Может, это просто из-за неспособности тех самых представителей закона справиться с общим бардаком. И, как следствие – поиском "крайних".

… А в конспирологические версии "ищите, кому это выгодно" – я не верю.

Александра Правдивая, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції