Чиї інтереси відстоює студентська профспілка?

Вівторок, 15 березня 2011, 11:03

Пока министерство образования и науки опровергает сам факт проходивших обсуждений по поводу отмены студенческих стипендий, в частности, публикацию в газете КоммерсатЪ-Украина – лидеры студенческих профсоюзов "палят контору", уточняя в комментариях к опровергаемым статьям формулировки, которых, по словам МОН, не было и быть не могло.

Так, по словам журналистов КоммерсатЪ-Украина, Антон Дмитриев, председатель Молодежного независимого профсоюза, говорит на мифическом совещании в министерстве следующее: "Уважаемые студенты, а почему государство вообще должно платить стипендии в условиях кризиса? Давайте снизим стипендии и пересмотрим учебные планы, чтобы дать возможность студентам самим работать!"

В своем комментарии к статье уважаемый профсоюзный деятель Антон пытается уточнить (приводится с сокращениями): "Шановні! По-перше, мої слова вирвані з контексту, адже я говорив про нагальні реформи і докладно пояснив, чому зі стипендіями треба щось робити.

Візьміть почитайте бюджет – там на стипендії виділяється приблизно 15 мільярдів гривень, а на профілактику СНІДу і туберкульозу – 500 мільйонів. То що ж діється? Чи всі студенти у нас такі вже освічені? Раніше було 4 юридичні виші, зараз – 180, роботи немає, але ми справно платимо стипендії. Кому і за що?

Друге питання стосовно роботи. Схаменіться – у нас в державі 7 мільйонів підприємців. Для чого ми гонимо молодь на роботу слюсарями та штукатурами за відповідним законом, якщо потрібно дати податкові стимули і заохочення, щоб молодь сама йшла працювати і створювала свій бізнес при державному невтручанні. Ось про що треба говорити! І я про це завжди наголошую.

А стосовно прикладу – то я сам і працюю, і навчаюся. Так, приходжу додому після 9 вечора при тому, що йду о 8-ій ранку. Але я сам заробляю більше, ніж двомісячна стипендія.

І ще одне. Знайшовся-таки "герой" – Шабелюк, який виступив нібито протии [Студент не должен работать, а должен учиться, а государству следует обеспечить ему для этого все условия]. Добре, сиди на шиї у батьків до скону. Значно краще сидіти і нічого не робити, отримуючи державні подачки, і при цьому кричати, що держава така-сяка, аніж іти і робити щось для себе, для родини, для суспільства".

Прекрасный морализирующий пассаж борца за справедливость, который не только разоблачил бездельников, которые почему-то хотят учиться, а не работать, но и предложил революционный способ борьбы с засильем неэффективных ВУЗов – путем сокращения или даже упразднения студенческих стипендий.

И важна здесь не иезуитская логика "лидера профсоюза", а сам ярлык – "лидер профсоюза", который не перестал быть символичным.

Студенты постепенно, через долгий путь сомнений, приходят к пониманию: протестовать нужно не против коммерциализации или подорожания образования, не против сокращения бюджетных мест или способов распределения стипендиальных фондов – а против коррупции в Высшей Школе и в МОН, чьи инициативы не вызывают никакого доверия.

А их "студенческие лидеры" в это же время успешно сливаются с министерством.

При этом "лидеры" забывают, что они, в первую очередь – студенты.

Студенты, которые уверены, что "стипендии малоимущим" – это стипендии детям депутатов; "стипендии за научные достижения" – это стипендии детям преподавателей; "сокращение бюджетных мест" в Украине никогда не будет означать, что в ВУЗы станут попадать только интеллектуальные сливки, да и вообще любые изменения – это попытка обмана и надувательства.

Студенты боятся, и студентам нужна защита. Им нужна хотя бы поддержка. И вот здесь им на помощь должны приходить их лидеры, "лидеры профсоюзов".

Но не тут-то было.

На выходе оказывается, что "лидеры" – например, все 50, которые общались в министерстве, либо молчаливо соглашались, чтобы потом было не так стыдно, либо яро отстаивали позиции министра, чтобы стать героем отчета. Эти "лидеры" беспокоятся о государстве и даже о ВИЧ-инфицированных. Но не о студентах.

Такой альтруизм "профсоюзовских передовиков", которые находят время, чтобы читать бюджет и даже находить там, кому целесообразнее отдать студенческое "пособие по безработице", вызывает уважение, почтительную мину на лице и протяжную вербальную рефлексию – "какие растут государственники!"

Самое важное, что эти "государственники" ходят на те же самые пары, что и другие студенты, сдают те же экзамены и даже здороваются за руку со своими протестующими и негодующими однокурсниками, за которых они "болеют душой и телом".

"Студенческие лидеры" – это не ставленники и не марсиане. Это обыкновенные студенты, которые поступали на общих основаниях. Но в определенный момент решили "помогать миру".

И мне кажется, что студентам должно быть стыдно, что их интересы отстаивают либо антоны дмитриевы, которые потеряли связь с действительностью, либо независимые активисты, у которых туго с формулировкой своих требований и сомнений. Было бы неплохо, чтобы студенты напоминали хотя бы своим лидерам профсоюзов, где их время и место. А в идеале, они должны сами артикулировать свои интересы, не полагаясь на "организации", в которых никогда не были уверены.

Студенты, будьте бдительны! И чаще интересуйтесь у своих лидеров – на чьей они стороне.

Благо, живем мы не в СССР. И говорить вслух хотя бы про профсоюзы и их незамысловатых членов – никто пока не запретил.

Виталий Юрасов, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції