Гряде цензура. Але військова?

Четвер, 10 листопада 2011, 12:48

Пока украинские СМИ обсуждают опасность цензуры масс-медиа под видом борьбы за мораль и нравственность, угроза наступает и вовсе с неожиданного направления.

В совершенно непрозрачной атмосфере в недрах Минобороны разработан проект Концепции формирования позитивного имиджа Вооруженных Сил Украины. На данный момент проект проходит процедуру согласования в Кабинете Министров.

Планируется на основе этой Концепции разработать Государственную программу формирования положительного имиджа Вооруженных Сил Украины на 2012-2016 годы, в которой будут предусмотрены практические меры и источники их финансирования.

Сам проект Концепции подготовлен специалистами Научно-исследовательского центра гуманитарных проблем Вооруженных Сил Украины под руководством Департамента социальной и гуманитарной политики Министерства обороны Украины.

Словосочетание "научно-исследовательский" в названии центра не должно пугать – эта структура не занимается разработкой новых видов вооружений и не тужится внести свою лепту в эволюцию отечественного военного искусства.

Ее основная задача – облекать в научные формулировки последние достижения в сфере воспитательной работы.

То же самое касается и указанного Департамента МО. В данном случае речь идет все о той же воспитательной работе, за проведение которой в войсках и отвечает данная структура.

Чтобы не смущать читателя "военным новоязом", поясним просто – это замполиты – так их называли в Советской Армии.

Только в прежние времена их задача была ясной и понятной – следить, чтобы личный состав знал наизусть пару-тройку предложений из Морального кодекса строителя коммунизма и ненавидел капиталистов и НАТО, а командир – не сильно злоупотреблял спиртным и не забывал протирать пыль на портретиках вождей в своем кабинете.

Нынче задача замполитов, пардон, офицеров-воспитателей, не совсем ясна, к тому же армии ведущих стран мира, в первую очередь того же перманентно воюющего НАТО, прекрасно обходятся без подобных структур.

Очевидно, именно попытки обосновать свое существование в украинских Вооруженных силах, и вынуждают господ воспитателей изображать кипучую деятельность. Впрочем, поскольку изначально потребность в этой деятельности весьма сомнительна, плоды ее тоже вызывают недоумение. Концепция формирования позитивного имиджа Вооруженных Сил Украины – именно из этой оперы.

Итак, о чем идет речь?

Авторы Концепции констатируют: в СМИ – сплошной негатив по поводу военных, неоправданная критика и откровенная грязь, которая марает светлый облик защитников Отечества.

Ситуация сложилась просто критическая, а потому делом государственной важности является создание позитивного имиджа ВСУ. Цель – изжить негатив и критику в адрес военных в украинских средствах массовой информации, а заодно создать их позитивный образ в зарубежных СМИ.

В частности, "необходимость улучшения имиджа войска обусловлена в значительной степени:

- усилением значимости имиджа ВС в современных войнах и вооруженных конфликтах;

- необходимостью преодоления в массовом сознании устойчивых негативных стереотипов относительно восприятия Вооруженных Сил;

- насущной необходимостью положить конец безосновательной, предвзятой и односторонней критике ВС в СМИ, необходимостью наладить конструктивное взаимодействие гражданских и военных медиа в освещении актуальных проблем армейской жизни, взвешенного представления полной и объективной информации о деятельности ВС;

- необходимостью применения комплекса новейших информационно-коммуникативных технологий в сфере формирования имиджа армии;

- потребностью обновления существующей системы информирования (прежде всего материально-технической базы) общественности о Вооруженных Силах".

И так далее…

Не углубляясь в анализ этого "обоснования", сделаем несколько замечаний.

Прежде всего, непонятно, как люди в погонах могут рассказывать о каком-то "усилении значимости имиджа вооруженных сил в современных войнах и вооруженных конфликтах"?

Неужели армия США или Великобритании действительно озабочены своим имиджем при проведении операций в Афганистане или Ираке? Имидж у них, скажем, не только у Аль-Каиды, Талибана, Армии Махди, но и в Китае с Россией – так себе, но это не влияло на планы военного командования.

А какая разница была французскому пилоту, бомбящему позиции Каддафи в Ливии, что об армии думает общественность Беларуси или Японии?

Но украинские Вооруженные Силы – уникальны, потому авторы Концепции требуют в качестве критериев и показателей эффективности военного имиджмейкерства изучать "содержание и направленность информационных материалов о Вооруженных Силах Украины, которые распространяются в иностранных СМИ".

Здесь вообще непонятно, зачем Минобороны берет в качестве показателя содержание материалов иностранных медиа. Основной тон материалов об Украине, в том числе и о ее армии, определяется политической конъюнктурой момента.

Возможно ли, когда на политическом уровне идет конфронтация между украинским политическим руководством и руководством иной державы, чтобы СМИ этой страны комплиментарно отзывались об украинских военных?

Если же говорить не об информационных материалах, а о серьезной аналитике и имиджевых статьях, то тут у МО один выход – закупать рекламную площадь в иностранных СМИ и там петь себе дифирамбы.

И самое главное. Авторы Концепции даже не задумываются, что подобной тактикой норовят подложить свинью самой украинской армии.

Как известно, множество программ Минобороны связанных с реформированием системы военного управления, утилизацией боеприпасов, социальной адаптацией уволенных военнослужащих и так далее – финансируются зарубежными структурами вроде НАТО или ОБСЕ.

Более того, украинские военные повсеместно участвуют в международных учениях за чужой счет. В последние годы каждый третий (а то и чаще) выход в море экипажей ВМС Украины финансировался второй стороной, как, например, украино-американские учения серии "Си Бриз" оплачивались деньгами американских налогоплательщиков.

Ребята, если вы начнете выкидывать бюджетные средства на "формирование позитивного имиджа ВС Украины" за рубежом, кто вам завтра поверит, что у вас нет средств на первоочередные потребности армии и флота – на боевую подготовку и обновление вооружений?

Это только у нас власть рассказывает о проблемах в экономике и требует от народа затянуть пояса, и тут же закупает для себя вертолеты, лимузины, коньяк и икру… На Западе логика иная: если ты тратишь деньги на всякую ерунду, первоочередные нужды оплачены с лихвой.

И, в конце концов, просто непонятно, какая прямая польза для украинского военного от того, что будет создан его ослепительный имидж где-нибудь во Франции или в Австрии. Неужели мы собрались захватывать Европу и нам нужна поддержка населения европейских стран?

Трудно осознать логику запрета критиковать армию собственно в украинских СМИ. Ведь пресечение критики в СМИ и обществе означает ликвидацию системы так называемого демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами – чему в демократических странах уделяется огромное внимание.

Избитую истину о сторожевом псе даже стыдно повторять. У нашей армии хватает проблем, неужели нужно чтобы они съели ее без остатка? Кому от этого будет выгода, кроме тех, кто эти проблемы создает – коррупционеров, воров и самодуров в погонах?

И еще. Предположим, что Минобороны извело всю критику и негатив в СМИ, и образ Вооруженных Сил засиял ярче солнца. Вопрос на засыпку: кто и как объяснит обществу и законодательной власти, что военный бюджет ничтожен и жалок, и Минобороны катастрофически не хватает средств?

Да любой нардеп просто плюнет в лицо заявителю сего, и будет прав – ведь в армии все замечательно, зачем ей еще деньги?!

Но вся "соль" новации – в инструментах ее реализации, предложенных авторами Концепции.

Как сказано в комментарии МО для Центра военной политики и политики безопасности, "принятие этого документа позволит концептуально упорядочить деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, представителей общественных организаций, средств массовой информации по формированию позитивного имиджа Вооруженных Сил Украины".

Также "утверждение указанной Концепции позволит улучшить взаимодействие между соответствующими структурами в решении этой задачи и более четко определить их функции".

Таким образом, как следует из этого заявления, Минобороны намерено силой "упорядочить деятельность" и "определить функции", в том числе, и гражданских СМИ по формированию позитивного имиджа армии.

На каком основании военные возьмут на себя подобную роль – не понятно. И почему СМИ должны будут подчиниться Концепции?

Как бы там ни было, а речь то идет о цензуре, чтобы ни писала об этом Концепция…

Что собой представляют и как действуют военные структуры по управлению, контролю и координации информационного поля, украинское законодательство уточнило. Но в том случае речь идет исключительно о так называемом "чрезвычайном положении", проще говоря, о войне. В мирное время эти правила не действуют, и ни в какой демократической стране не могут действовать по определению.

И последнее. В структуре Минобороны существует профильный Департамент прессы и связей со СМИ. Как он работает – можно судить хотя бы по тому, насколько массово и широко украинские СМИ освещали учения "Адекватное реагирование-2011".

Вся страна могла гордиться тем, что несмотря на все финансовые трудности, украинская армия может и готова защитить страну. При этом работа с журналистами, в том числе и то самое формирование позитивного имиджа ВСУ (только законными методами), – прямая задача этой структуры.

Но почему-то Концепцию формирования позитивного имиджа Вооруженных Сил Украины представляют "замполиты". Какая здесь логика – не понятно.

Думается, ответ далек от большой политики и весьма прост. Пытаясь оправдать свое существование, армейские воспитатели полезли в сферу, в которой мало чего понимают, но которую пытаются подмять под себя.

Что ж, в армии всегда хватало интриганов и карьеристов. Но хуже то, что в правительстве могут точно также, не вдумываясь и не анализируя формулировок, утвердить сие "творение".

И тогда редакторам СМИ придется объяснять генералам, отчего они игнорируют постановление Кабмина, Концепцию и целую Госпрограмму, и критикуют армию, вместо того, чтобы петь песни ей во славу.

Дмитрий Тымчук, руководитель Центра военно-политических исследований, для УП

Що означають нові валютні обмеження НБУ

Чому візит Анджея Дуди до Києва став знаковим для відносин України та Польщі

Продати за 29, купити за 38. Як політика НБУ стримує потік валюти в Україну

Єдиний спосіб захиститися – стати наскільки сильними, щоб нападати на нас було банально страшно

War speeches: Росія без підтримки ОДКБ та вже "не проти" розширення НАТО

Зброя, зрада, держмайно: чотири історії про націоналізацію та війну