Хроніка абсурду, або Як виправити помилку в постанові уряду?

Понеділок, 21 травня 2012, 15:23

Двадцать лет молодое украинское государство живет мыслью о том, что мы – часть Европы. Мы вступили в Совет Европы и ВТО, мы мечтаем о присоединении, или хотя бы об ассоциации с ЕС.

Двадцать лет молодое украинское государство занимается "совершенствованием законодательной базы". Мы принимаем и отменяем изменения в Конституцию, и вроде как "неуклонно движемся по пути гармонизации с законодательством европейских стран".

Вот и сейчас ВР стахановскими темпами принимает десятки, сотни законов, а кабмин, министерства и ведомства издают бесчисленные приказы и постановления во исполнение свежепринятых инициатив.

Жаль только, что "покращення" от этого ощущают далеко не все, и далеко не всегда.

Не секрет, что большинство проектов законов и нормативных актов разрабатываются, исходя из сиюминутных интересов – как правило, финансовых или предвыборных. А обсуждение проектов нормативных актов превратилось в пустую формальность. Это в лучшем случае. В худшем – принятые решения полностью противоречат мнению сторонних экспертов.

Все это порождает множество ошибок, исправить которые – то есть внести изменения в уже принятый документ – практически невозможно, даже если он противоречит не только международным нормам и принципам, но и элементарному здравому смыслу.

Яркой иллюстрацией этого является ситуация с глюкозамином – безобидным химическим соединением, которое применяют во всем мире для лечения и профилактики заболеваний суставов.

Быстрый поиск в интернете по ключевому слову "глюкозамин" выдаёт сотни тысяч ссылок, плюс миллионы упоминаний по его латинскому названию. Это вещество является естественным метаболитом человеческого организма и содержится в тканях суставов. Препараты глюкозамина очень популярны, их используют для профилактики, лечения, а также для спортивного и диетического питания.

Оценки эффективности данного вещества противоречивы. В некоторых странах Европы препараты глюкозамина отнесены к лекарственным препаратам, а в США – к биодобавкам, БАДам, не оказывающим никакого лечебного эффекта.

Однако во всем мире это вещество считается абсолютно безопасным – и при приеме внутрь, и для инъекций, и при использовании в составе мазей и кремов. Более того, использование глюкозамина в качестве биостимулятора роста растений также свидетельствует о его безопасности для окружающей среды.

То есть, если об эффективности еще можно спорить, то в абсолютной безвредности этого вещества, добываемого из хитинового слоя раковин моллюсков, во всем мире нет никаких сомнений.

В Украине зарегистрировано более десяти лекарственных препаратов, содержащих глюкозамин. В инструкциях к ним, утвержденным МЗ Украины, акцентируется внимание на абсолютной безвредности, отсутствии побочных эффектов и безопасности при передозировке. Единственное упоминаемое противопоказание – это аллергия на морепродукты.

Абсурдность ситуации с глюкозамином в Украине заключается в том, что согласно постановлению КМУ от 20 июня 1995 года № 440, это вещество было включено в Перечень химических соединений первого класса опасности, наряду с синильной кислотой, ртутью, ураном, свинцом и другими "похожими" веществами.

Интересно, что согласно действующему ГОСТу, к первому классу опасности относятся вещества, для которых средняя смертельная доза при введении в желудок составляет 15 миллиграммов на килограмм веса. То есть попадание одного грамма такого вещества в желудок среднего человека смертельно опасно.

Вместе с тем, для лечения заболеваний суставов глюкозамин обычно назначают в дозировке полтора грамма в сутки в течение нескольких месяцев.

Получается, что все это время больной ежедневно получает полторы смертельные дозы. И все это – безо всяких осложнений и побочных эффектов.

Более того, в прошлом году в Национальном фармацевтическом университете МОЗ Украины была защищена диссертация, посвященная использованию глюкозамина при кардиологических и неврологических заболеваниях. В ходе исследований на животных успешно применялась дозировка 50 мг/кг, что выше средней смертельной дозы для препаратов первого класса опасности втрое!

Таким образом, получается странная ситуация: Кабинет Министров еще в 1995 году "назначил" глюкозамин сильнодействующим ядом, а минздрав на протяжении 17 лет игнорирует этот факт и "травит" украинцев, регистрируя лекарственные препараты, в состав которых входит это химическое соединение.

Чтобы довести ситуацию до полного абсурда, и таким образом инициировать исправление этой явной ошибки, я направил письменное обращение в Одесскую областную государственную администрацию с требованием немедленно "защитить здоровье граждан Украины, изъять из продажи содержащие глюкозамин лекарственные препараты и проинформировать КМУ об угрозе, вызванной свободным доступом к глюкозамину – химическому веществу первого класса опасности".

Кроме того, я оставил сообщение премьеру Азарову на его странице в "Фейсбуке", подробно описав якобы имеющуюся "страшную угрозу".

Зная украинские реалии, я предполагаю три варианта дальнейшего развития событий.

Вариант первый, наиболее распространенный: полное игнорирование чиновниками данной ситуации и отписки в ответ на любые обращения.

Согласитесь, исправление ошибки предшественников требует внесения изменений в постановление кабмина, то есть сбор и обработку данных, подготовку проекта постановления в профильном министерстве, согласование, вынесение на заседание КМУ.

Как Вы думаете, кому-то из чиновников это нужно?

Вариант второй, наиболее "денежный", то есть наполняющий бюджет и карманы чиновников всех уровней: согласиться с написанным в обращении, "внезапно вспомнить", что глюкозамин отнесен к химическим веществам первого класса опасности, и на этом основании начать штрафовать всех подряд.

Наконец, третий вариант, наиболее цивилизованный и потому наименее вероятный: быстрая грамотная реакция КМУ на данную ситуацию, исправление выявленного казуса, приведение украинского законодательства в соответствие с нормами ЕС и всего цивилизованного мира.

Как бы ни развивались события, я планирую по мере возможности максимально широко освещать их в СМИ, при необходимости "забрасывая" органы законодательной и исполнительной власти всех уровней информационными запросами и обращениями.

Зачем я это делаю? Потому что явная ошибка должна быть исправлена.

Иначе, о каких реформах и совершенствовании законодательства вообще можно рассуждать, если у правительства не хватает времени и желания исправлять очевидные ошибки предшественников, которые создают негативный имидж для Украины в глазах ведущих иностранных компаний?

Самое главное: безвредный глюкозамин, который необоснованно включили в перечень опасных веществ – это далеко не единственный ляп украинского законодательства. В нашей массе законов и подзаконных актов, особенно принимаемых в последнее время в авральном режиме, таких "погрешностей" присутствует множество.

И с этим давно пора что-то делать.

Да, я понимаю, у исполнительной власти хватает забот, не в последнюю очередь – из-за наличия подобных ляпов.

Так может, пришло время перестать жить в своем мире, и начать налаживать нормальное взаимодействие с неравнодушными гражданами, с журналистами, с независимыми экспертами, придумать эффективные способы исправления собственных ошибок?

Сергей Дибров, публицист, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Хто буде відбудовувати Україну: настрої біженців щодо повернення

Монетарна політика НБУ: наслідки для економіки і країни

Цифрова інклюзія та відбудова: чому електронний простір має стати безбар'єрним

Як створити соціальне підприємство під час війни

Ломаченко — Камбосос: тріумфальне повернення українця чи присмерк кар'єри?

Дані про знищене та пошкоджене майно. Чому реєстр досі закритий?