Чи насправді Янукович знову хоче стати президентом?

51 перегляд
Вівторок, 24 вересня 2013, 10:55
Руслан Бортнік
Український Інститут аналізу та менеджменту політики, магістр філософії НаУКМА

Украинский политикум напряженно застыл в преддверии очередной "битвы пятилетия" – выборов президента в 2015 году. Потенциальные кандидаты не скупятся на "джинсу", проводят закрытые соцопросы, формируют избирательные штабы и аккумулируют финансовые ресурсы, находятся в поиске новых граней имиджа и технологий социальной коммуникации.

Потенциально кандидатом №1 на должность президента является нынешний глава государства Виктор Янукович, но в спину ему уже активно дышат конкуренты от оппозиции. 

И, прежде всего, Виталий Кличко.

Так, по данным опроса, проведенного центром СОЦИС совместно с Институтом политических и этнонациональных исследований НАН Украины, в июне 2013 года за Виктора Януковича были готовы проголосовать 18,1% избирателей; лидера партии "Удар" Виталия Кличко – 16,2%; за главу фракции "Батькивщина" в парламенте Арсения Яценюка – 9,7% голосов; лидера ВО "Свобода" Олега Тягнибока – 5,5% избирателей; за главу КПУ Петра Симоненко – 5,2%. 

Правда, все эти результаты получены без фактора участия Юлии Тимошенко.

Майский опрос Киевского международного института социологии вообще показал падение рейтинга Януковича на 3% и выход в лидеры гонки Виталия Кличко: за Кличко готовы были голосовать 16%, Януковича – 14%, Яценюка – 10%, Тягнибока – 6%, Симоненко – 4%.

Однако, по результатам другого майского опроса, проведенного Центром Разумкова совместно с Фондом Демократические инициативы, на первом месте все же оказался Янукович – 23,1%; на втором месте расположился Кличко – 17,9%. Яценюка готовы поддержать 15,9%, Тягнибока – 7,8%, Симоненко – 6,4%, Порошенко – 4,5%, Гриценко – 1,6%, Луценко – 1,1%, Ющенко – 0,8%, Тигипко – 0,6%.

Компания GFK также отмечает постоянное сближение рейтингов действующего президента и оппозиционных политиков.

Больше того, некоторые политологи отмечают и "осеннее" снижение рейтингов действующего главы государства.

Янукович находится в непростой ситуации. 

Украина расколота в политическом плане, отсутствует консенсус элит, на фоне тяжелого положения и системной рецессии в экономике. Фактически все внутренние экономические потоки сконцентрированы, а реальные резервы роста – исчерпаны, за исключением кардинального реформирования системы государственного управления и реальной борьбы с коррупцией, на что пока президент не решился.

В тоже время Янукович делает некоторые шаги и стимулирует процессы, позволяющие усомнится в его искреннем намерении действительно баллотироваться на второй срок.

1) Для чего президент, планирующий переизбрание на второй срок, за полтора года до выборов рискует разрушением ядра своего электората?

Ведь публично резкий крен в сторону "евроинтеграции" не только как минимум не совсем понятен электорату, но и элементарно не был ему четко объяснен, как и мотивы и обоснования такого решения. Только депутаты от ПР услышали хотя бы какую-то версию происходящего и узнали, куда им идти в случае несогласия.

В тоже время почти треть украинцев не считают себя европейцами! Согласно всеукраинскому социологическому исследованию Киевского международного института социологии, проведенному в мае 2013 года, 39,8% украинцев выступают за вступление Украины в Таможенный союз, 36% опрошенных придерживаются мнения, что лучше заключить соглашение об ассоциации с ЕС, 22% – не определились.

50% украинцев поддерживают вступление в ЕС, 42% – выступают за создание единого государства с Российской Федерацией и Беларусью, согласно опросу исследовательской группы "Рейтинг" марта 2013. При этом 25% опрошенных поддерживают объединение с РФ и Беларусью с одновременным вступлением в ЕС; 41% считают целесообразным подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, а 38% – поддерживают присоединение к ТС. 

Не менее 70% граждан Украины, выступающих против интеграции с ЕС и за ТС, – проживают в южных и восточных областях – коренном регионе и электоральной Родине президента.

Хотя есть и другие исследования.

Говорят, что своей политикой Янукович отвратит от себя, разочарует и потеряет ядро своего электората. Хотя не все так однозначно. 

В свое время Кучма, избираясь на второй срок в 1999 году, выигрывал у оппонентов на Юге-Востоке, несмотря на свой отход от проросийских лозунгов. Но и ситуация в обществе сейчас другая: Украина после 2004 года более поляризована в политических настроениях, а электорат – консервативен.

Кроме того, и с этим согласны многие эксперты, – на первых порах Ассоциация с ЕС приведет к заметному ухудшению социально-экономической ситуации в стране, росту цен и уровня безработицы, что может куда сильнее, чем "гуманитарная составляющая", ударить по традиционному электорату ПР.

Пока же Янукович остается безальтернативным кандидатом юго-востока страны, по крайней мере, для 2-го тура. И даже, если кое-кто из его сторонников будет разочарован, он никогда не будет голосовать за оппозиционного кандидата. 

Президент, конечно, имеет обязательства перед своим "ядерным" электоратом. Но и этому электорату некуда деться! Избиратель сдерживает Януковича, но не может выдвигать ему ультиматумы. Этот электорат рассеян, распылен, не консолидирован. В критической ситуации они поддержат Януковича просто от противного, потому что на другом конце будет либо политическое ничтожество, либо "оранжевые".

Движение Януковича в сторону Запада этим электоратом ограничено сотрудничеством с ЕС и США, но сулит значительные проблемы при гипотетическом вступлении в НАТО или ЕС. 

Попытка разорвать отношения с РФ и наладить связи с Европой может даться дорогой электоральной ценой, и потерей как минимум половины голосов Юго-востока. И Янукович это понимает.

При этом приобретение новых голосов в центре и на западе Украины выглядит пока очень гипотетическим. 

2) Для чего разрушается команда, обеспечившая победу Януковичу в 2010 году и парламентские успехи ПР?

В 2005 году мало кто прогнозировал, что после поражения 2004-го Виктор Янукович еще сможет вернуться в большую политику и, более того, – стать президентом. Ведущую роль в этом "возвращении" сыграла именно Партия регионов. Ведь, несмотря на серьезное давление и проблемы, "старая гвардия" ПР не сменила своего лидера, а объединилась вокруг его фигуры, обеспечив две парламентские победы 2006-го и 2007-го годов и пост премьера.

Но, с появлением у власти таких фигур как Арбузов, Вилкул, Клименко, Захарченко, Якименко и других – так называемой "новой команды" – роль этой "старой гвардии" кардинально ослабла. 

О многих фамилиях, ранее в значительной мере определявших суть власти, общество уже и забыло: Владимир Сивкович, Виктор Тихонов, Федор Ярошенко – этот список можно продолжать долго. Многие просто утратили свое влияние, как Борис Колесников, Нестор Шуфрич, Сергей Тигипко, Анатолий Могилев, Анна Герман. Фактически из "старого набора" сохранили свои посты и влияние только Андрей Клюев, Николай Азаров да Дмитрий Табачник.

С 2012 года президент вообще проводит политику дистанцирования от ПР, которая проявляется в игнорировании кадровых аппетитов партийцев и жестком одностороннем контроле над деятельностью фракции в парламенте.

Вместе с тем, "новая команда", несмотря на высокий уровень верности президенту и зависимость от него, значительно уступает "старой гвардии" в авторитетности, политическом опыте и способности организовывать и вести сложные многоярусные социальные и структуросоздающие процессы, требующие многолетней практики на всех административных звеньях. 

В случае поражения "новая команда" пока не способна выступить в роли "спасательного амортизирующего матраса" для Виктора Януковича – поскольку не является самодостаточной и рухнет вместе с ним.

3) Почему президент создает себе искусственную конкуренцию?

Такие молодые политики, как Арбузов, Клименко, Захарченко, Вилкул и в некоторой мере Игорь Соркин, появились в политикуме не просто так, а исключительно благодаря Виктору Януковичу. 

Действующий президент всячески поддерживает и курирует эту "молодую команду". Благодаря его шефству они имеют практически неограниченный доступ к СМИ и значительные пиар-бюджеты. И на сегодня уже составляют заметную конкуренцию признанным политическим лидерам и самому президенту.

Эта тенденция будет только усиливаться. И если гарант в силу каких-либо причин политически ослабеет, новые вожаки могут бросить ему вызов. 

В то же время они пока не могут конкурировать с ведущими лидерами оппозиции.

4) Для чего продвигается конституционная реформа, лишающая президента части полномочий, если Виктор Федорович планирует остаться на второй срок?

17 мая 2012 года президент подписал указ о создании Конституционной Ассамблеи с целью подготовки законопроектов о внесении изменений в Основной закон. 

В разработанной Ассамблее концепции изменений в Конституцию фактически планируется поменять саму модель государственного управления – совершить переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской. 

В частности, предлагается передать Верховной Раде контроль над назначением кабмина. Президент сможет вносить в парламент только представление о формировании правительства, при этом непосредственное назначение членов правительства будет происходить в ВР. Также парламент будет назначать и увольнять генпрокурора, председателя СБУ, председателя АМК, председателя Фонда госимущества и главу Нацбанка.

Более того, предлагается существенно упростить процедуру импичмента президента. Единственным рычагом влияния на парламент будет право президента распустить Раду, если она в установленный законом срок не сформирует кабмин. 

Фактически реализуется попытка вернуть конституционную реформу 2004-го года, и отмененную Конституционным судом уже во время нынешнего президента. 

Для чего?

Может, на сегодня более привлекательным выглядит место премьер-министра или руководителя парламентского большинства?..

Выводы:

Конечно, все проанализированные решения президента и запущенные им политические тенденции имеют и иные многочисленные объяснения. В данной статье предлагаются не утверждения, а всего лишь определенная гипотеза.

Однако, комплексный анализ реальных шагов и действий, часть из которого предложена в этой статье, дает возможность утверждать, что, как минимум, финальное решение относительно того, идти или не идти на второй президентский срок – Виктор Янукович для себя еще не принял. 

И даже "омоложенный имидж" президента и возможные официальные заявления по этому поводу пока необходимо воспринимать через призму борьбы с комплексом "хромой утки" – слабости Президента в последний год его полномочий, в случае если он больше не баллотируется или не имеет реальных шансов на переизбрание.

Руслан Бортник, директор Украинского Института анализа и менеджмента политики, специально для УП



powered by lun.ua
Реальний трикутник влади
Суд є частиною рівностороннього трикутника, який складається з судової, законодавчої і виконавчої влади – це так звана trias politica. А значить, суди повинні працювати у взаємодії з іншими гілками влади. (рос.)
Запобіжники земельної реформи: як вони працюють у ЄС
Метою запровадження ринку землі повинно стати залучення широких верств українців у фермерство задля збільшення кількості економічно самодостатніх громадян. Чи розуміє це уряд?
Хто такі удмурти та де та Удмуртія? Пам'яті Альберта Разіна
РФ послідовно дискримінує удмуртську мову, перешкоджаючи створенню повного циклу середньої освіти удмуртською, а з 2019 року удмуртську мову виключено з переліку обов'язкових предметів УР.
Як Рада дозволила звільняти держслужбовців за забаганкою міністрів без вагомих підстав
Відтепер будь-якого державного службовця керівник зможе звільнити дуже швидко і без будь-якого пояснення/аргументації.
Облікова ставка НБУ: чи саме це ключ до дешевих кредитів?
Національний банк України знизив облікову ставку до 16,5% річних з 6 вересня 2019 року. Чи варто чекати дешевших кредитів від банків?
Зіткнення історій або "Конєв їде додому?"
Кремль досі живе в світі, в котрому не було пакту Молотова-Рібентропа, в котрому в Будапешті в 1956 році було не громадянське протикомуністичне повстання а "громадянська війна спровокована Заходом".
Правопохоронна гниль. Чи впорається Зе!команда з очищенням?
Необхідне докорінне оновлення всієї правоохоронної системи. Із запобіжниками, що не дозволять перетікання "цінних кадрів" (як Мішуровський: із прокуратури в ДБР, тепер мітить в адвокати). Стосовно суддів це означає нагальну потребу з відсіювання недоброчесних "колег"...