Путі-хвилинки ненависті

П'ятниця, 17 квітня 2015, 18:23

В этом году, как и в прошлом, в канун Дня Победы закваской для сплочения российского общества в едином порыве поддержки политики своего руководства служит не возвеличивание подвига россиян, украинцев, белорусов и других народов СССР в годы Великой Отечественной войны, а антиукраинская истерия.

Если в прошлом году это была массированная пропаганда злодеяний киевской фашистской хунты против "народа Донбасса" и других "народностей Юго-Востока Украины", устроенная хунтой трагедия в одесском Доме профсоюзов и так далее, то в этом году российскому потребителю представляют другой пропагандистский продукт.

Его суть: "Фашисты из киевской хунты массово уничтожают своих политических противников".

День победы по-кремлёвски. Праздник с кровью на руках

Между тем, убийства известных в России, но не ключевых для украинской политической сцены политиков и общественных деятелей Олега Калашникова и Олеся Бузины, которые "засветились" в поддержке Антимайдана – это не украинский сценарий.

Речь идет о попытках Москвы создать нужную ей "картинку" для решения задачи мобилизации российского общества перед отмечанием 70-летнего юбилея со Дня победы.

К комбинации "Нагнетание истерии в российском обществе плюс диверсионные акты в Украине в преддверии 9 мая" россияне прибегли начиная с апреля. Как и в прошлом году.

Теперь Кремль хочет устроить громкое отмечание юбилея победы над фашисткой Германией как противовес ситуации в экономике России, которая с осени прошлого года серьезно ухудшилась и продолжает ухудшаться.

В условиях затихания активных военных действий на Донбассе, отсутствия массовых протестов в виртуальной "Новороссии", Кремлю нужны новые безотказные поводы для консолидации российского общества в поддержке политической линии руководства.

Убийства маловлиятельных в Украине, но "засвеченных" в российском ТВ-пространстве противников нынешней киевской власти – это способ резко усилить волну антиукраинской истерии внутри России.

Поэтому, к сожалению, нельзя уверенно прогнозировать, что в период до 9 мая за убийствами Олега Калашникова и Олеся Бузины не последуют другие громкие убийства противников Евромайдана.

Цель этих преступлений – повышение градуса консолидации российского общества на почве ненависти к нынешней Украине.

То есть, целевая аудитория убийств украинских противников Евромайдана находится исключительно в России. И наверняка опросы общественного мнения в РФ в конце апреля-мае покажут значительное увеличение числа тех, кто враждебно относится к украинцам и нынешней украинской власти.

По времени в этой волне заказных убийств также есть чёткий дедлайн – это 9 мая. После этой даты преступления, подобные убийствам Калашникова и Бузины, скорее всего, резко пойдут на спад.

Пока же новая волна массовой истерии в российском обществе по поводу деятельности "фашистской хунты" в Украине только разгоняется. Старт ей дал 16 апреля лично президент Путин, который в прямом эфире сообщил всей России, что в Украине происходят политические убийства.

Следующим этапом станут заявления российских политиков по поводу того, что "в современной Украине фашизм набирает все больше сил и влияния". И задача России как страны-победительницы фашисткой Германии и главного оплота антифашизма в современном мире – остановить украинских фашистов.

"Для выполнения этой великой миссии все российское общество должно сплотиться вокруг руководства страны, набраться терпения и мужественно перенести временные экономические трудности", – таков будет главный месседж руководства России своим согражданам.

В этом же контексте стоит ожидать и нарастания призывов со стороны отдельных российских политиков ввести в Украину российских миротворцев, которые "должны положить конец бесчинствам хунты".

Необходимость консолидации всего российского общества вокруг своего руководства, которое якобы вновь, как и 70 лет назад успешно борется с фашизмом – это "реперная точка" российской пропаганды.

Ее цель – под прикрытием отмечания юбилея великой Победы отвлечь внимание россиян от сегодняшних реальных экономических проблем на родине, взамен предложив им мифическую "войну с украинским фашизмом".

Алтарь единения для российского общества

Вообще, политическая составляющая в праздновании в России праздника Победы во II мировой войне, начиная с середины прошлого десятилетия, начала всё больше преобладать над общественным значением этого праздника.

А с 2010 года, когда отмечались 65 лет Победы, в Москве стали все больше говорить о том, что фашизм поднимает голову в соседней Украине. И задача России – остановить его наступление.

В прошлом году под прикрытием лозунгов об остановке украинского фашизма в канун Дня Победы, сторонники России при поддержке Москвы попытались организовать диверсии в разных украинских городах.

Практически все они были пресечены украинскими спецслужбами. Однако в Одессе 2 мая россиянам и их местным партнерам таки удалось организовать массовые столкновения между сторонниками Украины и России с многочисленными жертвами.

32 человека погибли во время пожара в одесском Доме профсоюзов.

Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Андрей Парубий тогда заявил, что "террористические группы, среди которых были и граждане РФ" перед пожаром занесли в это здание вещество, которое позже было взорвано.

В этом году условия для реализации планов Кремля по дестабилизации ситуации в Украине, по сравнению с прошлым годом, стали гораздо сложнее.

С одной стороны, украинские силовики за год значительно повысили свою способность противостоять диверсиям Москвы.

А с другой – экономическая ситуация в России заставляет Кремль учитывать фактор возможного расширения международных санкций в случае возобновления активных боевых действий на Донбассе.

Поэтому Москва ограничилась единичными политическими убийствами противников нынешней власти в Украине с раздуванием антиукраинской истерии в российском обществе.

Проводя аналогии с убийством российского оппозиционера Бориса Немцова, в случаях с украинскими убийствами можно говорить о "сакральных жертвах". Которые приносятся на алтарь единения российского общества.

Атмосфера этого единения лучше всего описана Оруэллом в его "пятиминутках ненависти". На российском новоязе эти сеансы вполне могут быть идентифицированы как "путиминутки праведной ненависти".

Как доказывает предыдущий опыт, последствия антиукраинской истерии после прекращения массированной пропаганды достаточно быстро сойдут на нет.

Но будут находиться в сознании россиян в дремлющем состоянии. И при необходимости несколькими "инъекциями" массированной антиукраинской пропаганды Кремль быстро сможет вновь вывести эту волну ненависти к Украине на периферию сознания российского общества.

Андрей Миселюк, политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог", для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції

Як нам звучати у світі? В продовження дискусії про класичну музику

Як жити з травматичними подіями. Поради від психотерапевтки Едіт Егер, яка пережила Голокост, та її внука