Чим поганий законопроект про держслужбу

106 переглядів
П'ятниця, 25 вересня 2015, 10:30
Володимир Федорин
директор Bendukidze Free Market Center

Закипела кампания в защиту реакционного законопроекта о государственной службе.

Судя по громкому, но нестройному гулу, большинство поддерживающих законопроект его не читали.

Праведная борьба за непонятную вещь, снабженную титулом "реформаторская", "европейская" – это очень по-нашему.

"Сигма" – название программы ЕС, нацеленной на реформирование госслужбы в странах бывшего восточного блока – заставляет цепенеть и восхищаться, даже если вас вот-вот начнут драть кнутом по мягким частям тела.

Почему законопроект реакционный? Если в двух словах, он закрепляет и усугубляет недостатки функционирования нынешнего госаппарата. И этого не излечить поправками.

Порочна сама идеология законопроекта, пытающегося воскресить в XXI веке прусскую модель государственной службы, скроенную по образцу прусской армии.

Но такое больше не носят, разве что донашивают. Это не одежда, это – гроб.

Вместо ориентированности госслужащих на результат – сложнейшая бюрократическая процедура назначений, оценки деятельности, зануднейшее перечисление всяческих обстоятельств, сопровождающих выполнение служебных обязанностей.

Если вы хотите угробить свою компанию – возьмите этот законопроект и попробуйте ввести в ней такие же порядки. Банкротство (скорое) и позор (долгий) вам гарантированы.

Вместо упрощения увольнения и найма сотрудников – жесткая регламентация процедур и отдельные степени защиты для не справляющихся.

Девять рангов государственной службы! Почему не 14? Недоработка!

Плюс надбавка за стаж.

Авторы, надеюсь, догадываются, что надбавки будут причитаться тем, кто нанес за последние 20 лет наибольший ущерб?

Вместо усиления политической ответственности министров и руководителей иных ведомств, вводится сеть госсекретарей, которые и будут, собственно, заниматься наймом, увольнением и продвижением госслужащих. Товарищ Сталин аплодирует лежа.

Сохранение квалификационных требований и требований по стажу. Авторы действительно думают, что купленный диплом – это гарантия знаний чего-либо? Вы уверены, что семь лет в замминистрах при Тимошенко и Януковиче – это хорошая рекомендация?

Last but not least. Проект просто "замораживает" на своих местах весь нынешний госаппарат. Удалось отыскать лишь одно упоминание процедуры, которая позволяет уволить чиновника, не справляющегося со своими обязанностями – "одержання державним службовцем повторного негативного оцінювання результатів службової діяльності". Это статья 85, часть 1 пункт 4.

Хотите уволить никчемного чиновника? Создавайте комиссию и со второго раза у вас, возможно, все получится!

Каковы будут результаты успешной гражданской кампании в поддержку законопроекта, который мало кто читал?

Расчистка госаппарата, начавшаяся в некоторых министерствах и областных администрациях, будет заморожена. Реформы, которые и так двигаются ни шатко, ни валко, будут еще успешнее блокироваться госслужащими.

Попытка создания прусской системы госслужбы повлечет за собой растрату скудных управленческих и материальных ресурсов. Под красивыми лозунгами деполитизитации государственного управления, деятельность бюрократии окончательно перестанет соответствовать политической воле народа.

Какова альтернатива?

Государственная служба действительно нуждается в срочной перезагрузке. Авторы "Одесского пакета реформ" работают над поправками в действующие законы, которые позволят внедрить в жизнь следующие принципы:

Внедрение контрактных принципов найма и дебюрократизация государственной службы.

Упрощение процедур найма и увольнения служащих.

Внедрение принципа аутсорсинга.

Сохранение неизменного фонда оплаты труда при сокращении численности аппарата для установления конкурентоспособного уровня оплаты труда ключевым сотрудникам.

Украина только вступает на путь сложнейших структурных реформ. Отдать этот процесс на откуп бюрократии, защищенной от остальной страны реакционным законом, – роскошь, которую страна не может себе позволить.

Владимир Федорин, со-основатель Bendukidze Free Market Center, для УП



powered by lun.ua
Веселі старти президента Зеленського у судах
Зеленський вніс до парламенту законопроект, що має виправити помилки, допущені попередньою владою, та забезпечити реальну незалежність суддів. Як змінився законопроект між першим і другим читанням, чи дослухались депутати до порад експертів і чи всі недоліки були вилучені – пояснюємо.
Маленька війна для Ердогана: навіщо Туреччина загострила конфлікт у Сирії
На тлі падіння популярності правлячої партії президенту Туреччини була потрібна маленька переможна війна. Та чи не зробив Ердоган найбільшу політичну помилку в своєму житті?
Як розпущена ВККС намагається залишити на посадах 75 недоброчесних суддів
17 жовтня біля ВККС зберуться активісти у костюмах нечисті та суддівських мантіях, щоб показати людей, яким кваліфкомісія хоче дозволити судити довічно. 
ЗЕ-законопроекти про землю: зрада чи перемога?
Уряд та керівна партія внесли свої законопроекти про обіг землі. Які пункти вони містять і які норми слід внести для балансу інтересів зацікавлених сторін?
Гра на "посилення": що насправді ховається за президентськими змінами до Конституції
Законопроекти від Зе справляють двояке враження. З одного боку, вони прагнуть задовольнити очікування суспільства, проте з іншого – намагаються посилити президентську владу та послабити роль парламенту.
Червоні лінії переговорів щодо транзиту газу, або Як не потрапити в пастку "Газпрому"
Тривають переговори між Росією та Україною щодо укладання угоди про транзит газу. Якими повинні бути стратегія і тактика Києва?
Президенти змінюються. Струковщина в судах forever?
Гарантовано увійде в історію України тільки той державний діяч, який усвідомить: країні потрібен не слухняний владі суд, не інструмент для вирішення поточних проблем, а суд незалежний, що керується виключно Законом.