Чим поганий законопроект про держслужбу

104 перегляди
П'ятниця, 25 вересня 2015, 10:30
Володимир Федорин
директор Bendukidze Free Market Center

Закипела кампания в защиту реакционного законопроекта о государственной службе.

Судя по громкому, но нестройному гулу, большинство поддерживающих законопроект его не читали.

Праведная борьба за непонятную вещь, снабженную титулом "реформаторская", "европейская" – это очень по-нашему.

"Сигма" – название программы ЕС, нацеленной на реформирование госслужбы в странах бывшего восточного блока – заставляет цепенеть и восхищаться, даже если вас вот-вот начнут драть кнутом по мягким частям тела.

Почему законопроект реакционный? Если в двух словах, он закрепляет и усугубляет недостатки функционирования нынешнего госаппарата. И этого не излечить поправками.

Порочна сама идеология законопроекта, пытающегося воскресить в XXI веке прусскую модель государственной службы, скроенную по образцу прусской армии.

Но такое больше не носят, разве что донашивают. Это не одежда, это – гроб.

Вместо ориентированности госслужащих на результат – сложнейшая бюрократическая процедура назначений, оценки деятельности, зануднейшее перечисление всяческих обстоятельств, сопровождающих выполнение служебных обязанностей.

Если вы хотите угробить свою компанию – возьмите этот законопроект и попробуйте ввести в ней такие же порядки. Банкротство (скорое) и позор (долгий) вам гарантированы.

Вместо упрощения увольнения и найма сотрудников – жесткая регламентация процедур и отдельные степени защиты для не справляющихся.

Девять рангов государственной службы! Почему не 14? Недоработка!

Плюс надбавка за стаж.

Авторы, надеюсь, догадываются, что надбавки будут причитаться тем, кто нанес за последние 20 лет наибольший ущерб?

Вместо усиления политической ответственности министров и руководителей иных ведомств, вводится сеть госсекретарей, которые и будут, собственно, заниматься наймом, увольнением и продвижением госслужащих. Товарищ Сталин аплодирует лежа.

Сохранение квалификационных требований и требований по стажу. Авторы действительно думают, что купленный диплом – это гарантия знаний чего-либо? Вы уверены, что семь лет в замминистрах при Тимошенко и Януковиче – это хорошая рекомендация?

Last but not least. Проект просто "замораживает" на своих местах весь нынешний госаппарат. Удалось отыскать лишь одно упоминание процедуры, которая позволяет уволить чиновника, не справляющегося со своими обязанностями – "одержання державним службовцем повторного негативного оцінювання результатів службової діяльності". Это статья 85, часть 1 пункт 4.

Хотите уволить никчемного чиновника? Создавайте комиссию и со второго раза у вас, возможно, все получится!

Каковы будут результаты успешной гражданской кампании в поддержку законопроекта, который мало кто читал?

Расчистка госаппарата, начавшаяся в некоторых министерствах и областных администрациях, будет заморожена. Реформы, которые и так двигаются ни шатко, ни валко, будут еще успешнее блокироваться госслужащими.

Попытка создания прусской системы госслужбы повлечет за собой растрату скудных управленческих и материальных ресурсов. Под красивыми лозунгами деполитизитации государственного управления, деятельность бюрократии окончательно перестанет соответствовать политической воле народа.

Какова альтернатива?

Государственная служба действительно нуждается в срочной перезагрузке. Авторы "Одесского пакета реформ" работают над поправками в действующие законы, которые позволят внедрить в жизнь следующие принципы:

Внедрение контрактных принципов найма и дебюрократизация государственной службы.

Упрощение процедур найма и увольнения служащих.

Внедрение принципа аутсорсинга.

Сохранение неизменного фонда оплаты труда при сокращении численности аппарата для установления конкурентоспособного уровня оплаты труда ключевым сотрудникам.

Украина только вступает на путь сложнейших структурных реформ. Отдать этот процесс на откуп бюрократии, защищенной от остальной страны реакционным законом, – роскошь, которую страна не может себе позволить.

Владимир Федорин, со-основатель Bendukidze Free Market Center, для УП



powered by lun.ua
10 перемог для пацієнтів, або "Що вона зробила, ця Супрун?"
Виявляється, можна в обов'язковому порядку змусити кожен обласний департамент охорони здоров'я викласти на сайт інформацію про наявність ліків. (рос.)
"Неконституційна НКРЕКП": як рішення суду вплине на ринок електроенергії
До врегулювання Верховною Радою правового статусу НКРЕКП, запуск ринку електричної енергії варто відкласти мінімум до 1 січня 2020 року.
Як фінансування шкіл впливає на результати ЗНО
За останній час український уряд декілька разів підвищував заробітну платню вчителям. Та чи призводять такі дії до збільшення успішності учнів?
Підтримка бізнесу з боку держави: чи можна більше?
Україні не обов'язково знижувати порівняно невисокий рівень державної допомоги, але варто оновити її структуру.
Зелене одеське море для "зеленого" міністра екології
Причини цвітіння моря в Одесі: водорості, спека, зниження солоності води і… діяльність людей. А от поява "зеленого моря" – чудовий привід повернутися до прибуткової теми "екологічних перевірок". Тим більше, що скоро лавочка закриється і чергова прибуткова артерія не буде міністру зайвою.
Післядипломна освіта лікарів: як дотримати слова перед виборцями?
Держава фінансує програму післядипломної освіти лікарів, однак чи є вона ефективною і які є альтернативи?
Справедливість як політтехнологія
Терпінню убогості й несправедливості є межа. Світова історія знає багато прикладів, коли цьому терпінню приходив край. Тоді примусово починають питати не з тих, хто створив умови для несправедливості, а з тих, хто обіцяв, але не виправив цю несправедливість. Це має знати чи принаймні здогадуватися про це нова управлінська команда на чолі з новим президентом.