Криза під ялинку: чим загрожує зрив програми з МВФ

2904 перегляди
П'ятниця, 18 грудня 2015, 16:39
Марія Репко
Центр економічної стратегії, для УП

Бюджетный процесс в Украине никогда не отличался простотой и прозрачностью, но в этом году правительство и депутаты превзошли себя.

"Под елочкой" в этом году два проекта налогового Кодекса – один от правительства и один от депутатов.

А еще один проект бюджета на 2016 год, просчитанный в соответствии с правительственным проектом Налогового кодекса, и одно крайне радикальное заявление обозленного Международного валютного Фонда по поводу бюджета на 2016 год, в котором сообщает, что не собирается кредитовать страну без адекватного бюджета и структурных реформ в налоговой сфере.

Страна подходит к Новому году в состоянии шаткого экономического баланса. Финансовый кризис, разгар которого пришелся на 2014 и начало 2015 года, удалось стабилизировать, в том числе с помощью МВФ и других кредиторов.

Гривна вот уже почти год ведет себя прилично, зажатая в тиски ограничениями Нацбанка, львиную долю в резервах которого составляют кредиты от того же МВФ. Ради продолжения программы с Украиной Фонд изменил свои внутренние многолетние правила кредитования стран-должников – и теперь дефолт по "российским" еврооблигациям не приведет к существенным последствиям для Украины.

Снова пришло время, чтоб украинцы вспомнили, казалось бы, похороненный под обломками памятника Ленину тезис о "собственном пути", на котором помощь МВФ – не такая уж важная штука, и почувствовали в себе силы обойтись на этом пути без назойливых советчиков.

Некоторое время назад, все чаще сталкиваясь с этим тезисом и с критикой от украинцев в адрес Фонда, в преддверии горячих споров о налоговой реформе и бюджете, мы провели публичную дискуссию, на которую постарались пригласить представителей полярных точек зрения - как правительственных чиновников и МВФ, так и независимых экономистов левого и правого толка.

Формально мероприятие называлось "Нужна ли Украине собственная макроэкономическая политика", неформальной целью было получить ответ на вопрос "Нужен ли Украине МВФ".

Было высказано много мыслей, но участники дискуссии сошлись на том, что альтернативы Фонду на данном этапе для Украины не существует.

Настоящим лидером реформ в Украине, к сожалению, оказался МВФ, и достичь стабилизации без помощи Фонда было бы неизмеримо сложнее, если вообще возможно.

Соучредитель Центра свободной экономики имени Бендукидзе Владимир Федорин тогда сравнил помощь МВФ с саркофагом над Чернобылем – но у этого саркофага очень быстро истекает срок годности, а внятной стратегии выхода из программы сотрудничества с Фондом у Украины нет.

Для меня вопрос такого выхода - это вопрос лидерства в экономической политике, готовности власти брать на себя ответственность за реформы, выступать с более активной позицией, проводить жесткую бюджетную политику, увеличивать экономическую свободу, сокращать дефицит и долги, создавать равные конкурентные условия для бизнеса, привлекательное регуляторное поле, наконец, бороться с коррупцией.

Но с каждым запущенным в голову оппонента стаканом становится все очевиднее вопиющая нехватка этих самых лидерства и ответственности.

Нет лидера реформ во власти, нет ответственности, нет согласованной позиции по настолько важному вопросу как налоговая реформа даже в самой коалиции - оставим в стороне мечту о конструктивном диалоге власти с гражданским обществом и бизнесом.

Это не выглядит как способ безболезненно выйти из программы МВФ, пойти по собственному пути и начать жить по-новому. Это - отличный рецепт, как загнать страну в еще более глубокий кризис.

Авторы правительственного законопроекта Налогового кодекса закрыли глаза на растущее недовольство партнеров по коалиции, малого бизнеса и части экспертного сообщества.

Авторы конкурирующего проекта не озаботились балансированием на базе предложенного ими Кодекса бюджета на следующий год, который мог бы вместиться в рамки сотрудничества с кредиторами. В итоге на фоне российской агрессии, глубокого банковского и экономического кризиса и потенциального срыва программы МВФ перед Новым годом Украина имеет, наверное, самый высокий уровень финансовой неопределенности в своей истории.

Тимоти Эш, аналитик японского банка Nomura, который отслеживает события в Украине, недавно опубликовал колонку в Kyiv Post, где написал, что Украина ходит по лезвию бритвы.

Уходят из Кабмина молодые реформаторы, разочаровавшись в возможности изменений, наталкиваются на стену сопротивления антикоррупционные реформы, адвокатом и основной движущей силой которых выступает тот же МВФ.

Если Фонд уйдет из Украины – антикоррупционная повестка имеет все шансы заглохнуть, так как сил одного гражданского общества, которое разрывается между реформами и войной, может просто не хватить на борьбу с коррупционными интересами.

И верховенство права в Украине – основное требование иностранных инвесторов, да и просто компаний и людей, которые хотят жить и работать "в белую", - останется недостижимой мечтой. Кто выиграет от такого сценария – объяснять не нужно.

Наиболее вероятным сценарием, в сторону которого движется Украина, аналитик видит отставки сильных чиновников-реформаторов, ни бюджета, ни Налогового кодекса, ни денег МВФ, и тогда недавняя макростабилизация (тяжко отвоеванная) быстро закончится - с сильнейшей девальвацией гривни и потерей международных резервов.

Реанимационный пакет реформ, группа, с которой работает Центр экономической стратегии, опубликовал свое заявление о компромиссной налоговой реформе.

Европейская бизнес ассоциация и Американская торговая палата готовы комментировать законодательные инициативы и искать пути сотрудничества.

Гражданские организации и исследовательские центры занимают все более активную позицию.

Осталось пожелать депутатам и правительству такой же готовности к диалогу, готовности отставить в сторону свои интересы и поработать, как бы шаблонно это не звучало, на благо страны. Которая сейчас ходит по самому лезвию.

Мария Репко, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии, для УП



powered by lun.ua
У чому логіка "земельного Задзеркалля" щодо іноземців
Заборона іноземцям купувати землю в Україні не працюватиме. Знайдеться ряд механізмів і структур в Україні та за її межами, щоб це обійти. Для кого ж іноземці становлять ризик?
Чому всім нам варто подивитися "Співає Івано-Франківськтеплокомуненерго"
В Україні ми не користуємось інфраструктурою як чимось зручним і корисним, не задумуючись – навпаки, ми, самі того не помічаючи, витрачаємо величезну кількість енергії, щоб компенсувати її розруху.
Синдром політичного інтелекту
То що у нас не так з політичним інтелектом? Посада президента крізь призму теорії поколінь. Та чи можна узяти віртуальний майстер-клас у американських президентів?
Етичний бізнес глобальних корпорацій
Підприємства на Заході поступово змінюють свої підходи до ведення бізнесу. Чому і як це відбувається?
"Реформа" прокуратури: дуже приємно, цар
Чому бізнесу і чиновникам варто боятися ручного управління Офісом генпрокурора. (рос.)
"Укрзалізниця" – мертвий актив чи ласий шматок для інвесторів?
"Укрзалізниця" втілює в собі парадоксальну різницю між потенціалом для приватних інвесторів і реальністю. У чому ризики та перспективи її приватизації?
Викривач корупції – не лише заявник: що не врахували законотворці
Попри загалом позитивний характер закону про викривачів корупції, законотворці обрали звужений підхід до врегулювання статусу викривача. А це матиме значення для викриття можливих корупціонерів та захисту тих, хто їх викриває.