Операція проти Сил спецоперацій

Субота, 26 грудня 2015, 09:36

Еще 24 сентября 2014 года Президент подписал указ "О неотложных мероприятиях по защите Украинского государства и укрепления обороноспособности", в одном из пунктов которого было указано об ускорении формирования ССО.

Тогда же встал вопрос о том, кто возглавит управление Сил спецопераций.

В октябре 2014-го на должность начальника Управления специальных операций был назначен полковник Сергей Кривонос. Назначал Кривоноса Валерий Гелетей.

Это было одно из последних его решений на посту министра обороны. Гелетей назначил Кривоноса вопреки воли начальника Генштаба Виктора Муженко, который долго и упорно сопротивлялся этому.

А вот в рядах спецназовцев назначение Кривоноса вызвало огромное воодушевление.

Среди спецов Кривонос пользуется доверием и авторитетом. На его счету много успешных операций, большинство из которых – под грифом секретно.

До прихода Кривоноса Управление СО имело только две основные задачи: ведение специальной разведки и проведение специальных мероприятий. Поэтому основной задачей нового начальника стало расширение возможностей.

Уже в конце ноября Кривонос вместе с единомышленниками, изучив западный опыт создания ССО, разработал концепцию и законопроект "О создании Сил специальных операций".

Но концепция не была принята Муженко. Более того, он начал играть свою игру, направляя создание ССО ложным путем, предлагая скрестить аэромобильные войска и спецназ.

Западных партнеров это повергло в шок.

В марте 2015-го директор офиса НАТО в Украине Марчин Кожиел написал главе АП Борису Ложкину гневное письмо: "Объединение высокомобильных десантных войск под одним командованием, как предусматривается в проекте РПН-2015 (от начальника ГШ), не только снизит уровень совместимости Сил специальных операций Украины и ССО НАТО, но и поставит под угрозу возможность развития практического сотрудничества на основе стандартов НАТО".

С ноября 2014 по февраль 2015 года, несмотря на негласное противостояние с начальником Генштаба, Кривонос организовал работу по четырем новым направлениям. Он создал партизанские группы группы движения сопротивления из добровольцев. Эти партизанские группы работали и работают на оккупированных территориях. Во-вторых, расширил агентурную сеть. В-третьих, с помощью волонтеров, наладил работу с местным населением. В-четвертых, вел работу в направлении проведения информационно-психологических операций.

Была налажена и системная работа с НАТО. Вместе с западными партнерами было выбрано место будущего учебного центра ССО, а также организована подготовка подразделений спецназа.

В феврале 2015 министр обороны Полторак издал директиву о создании командования Сил Спецопераций до конца мая 2015 года. Но в июне этот срок был перенесен на 31 августа, а затем на 31 декабря.

В августе Кривонос передал наработанную вместе с западными партнерами Концепцию ССО в Генштаб, но до сих пор она не утверждена Муженко. 

И пока концепция Кривоноса пылится на полке, Муженко снова затеял свою игру.

Он создал еще одну рабочую группу, куда включил людей, которые вообще не имеют отношения к управлению спецоперациями на уровне полка. Публично заявляет, что не доволен темпами создания командования ССО и работой управления в целом.

Муженко за 14 месяцев не подписал ни одного ключевого документа, которые подавались Кривоносом, по созданию и развитию командования ССО.

Параллельно он попытался сорвать подготовку спецназовцев, которая была организованна Европейским Командованием ССО США.

Над ее организацией, США и Управление спецопераций работали полгода. Только благодаря позиции американцев и резонансу в СМИ Муженко не удалось сорвать начало тренировочной программы.

После посещения учебного центра спецназовцев Муженко публикует на своих страницах в Фейсбуке и Твитере фотографии офицеров управления СО, командиров полков спецназа и инструкторов Сил спецопераций США.

Это возмутило американцев и они отправили официальное письмо о недопустимости таковых действий со стороны начальника Генштаба, и предупредили, что подобные поступки могут привести к остановке программ обучения. 

7 декабря Муженко утвердил концепцию, которая создала его рабочая группа.

Это, по сути, "модернизированная" копия концепции, которую разработал Кривонос. Она не была одобрена представителями НАТО. Более того, они вообще не понимают, зачем было привлекать новых людей к данной работе. Ведь это усложнило работу, и опять растянуло процесс.

Помимо этого Муженко хочет поставить на должность командующего человека, который не является специалистом в проведении спецопераций и понятия об управлении силами и средствами ССО на оперативном уровне.

Это однозначно затянет сроки фактического создания КССО и отодвинет начало выполнения реальных и важных для обеспечения нацбезопасности задач.

И все повториться: Муженко отрапортует в лучших советских традициях Президенту и всему народу под Новый Год, что командование ССО создано. Но о том, что это фикция, промолчит.

Промолчит о том, что разрушает то, что больше года буквально по крупицам создавалось и собиралось. Не упомянет и о том, что в АТО ничего не меняется: ни организационно, ни логистически. И, конечно, совсем уйдет от темы отсутствия войсковой разведки и системы наблюдения на линии разграничения. И уж совсем проигнорирует тот факт, что войска его просто ненавидят за "командирскую" заботу и "мудрые" решения.

И еще интересный нюанс: на 2016-ый Генштаб не запланировал строку бюджета на развитие Сил спецопераций.

Такие действия Муженко подрывают авторитет президента и власти, а также влияют на боевой дух спецназовцев и армейских подразделений. Спецназ не должен "быть пехотой, которой затыкают дырки" и против чего так отчаянно борется Кривонос.

Больше года назад спецы поверили, что приход Кривоноса может что-то изменить. Что у них появятся реальные инструменты и возможности более профессионально и эффективно бороться с врагом. Сейчас же они демотивированы.

Если Муженко таки добьется своего и сместит Кривоноса, с ним уйдут лучше. Разрушится система, которая только начала налаживаться.

Я еще не видела, чтобы один человек сплотил вокруг себя так много людей. На днях письмо в поддержку Кривоноса президенту подписали 250 бойцов личного состава 73 Морского центра спецопераций. Его поддерживают десятки волонтерских организаций,  сотни ветеранов разведки и спецназа.

Насколько мне известно, в руках Кривоноса и его защитников собрано достаточно доказательств относительно саботажа и бездеятельности  в вопросах  создания ССО со стороны Муженко. И когда придет время и необходимость, они будут предъявлены.

Но не хотелось бы, чтобы началось прямое и открытое противостояние. Ведь, чтобы разрешить ситуацию, которая практически зашла в тупик, нужно на самом деле не так много – простая политическая воля. Воля, которая даст возможность запустить создания в стране Сил спецопераций – эффективного и современного механизма противостояния опасному и коварному врагу.

Давно очевидно, что система Генштаба во главе с Муженко не способна проводить реформы в армии, строить конструктивные отношения с западными партнерами.

Не понимать важность создание ССО, как первой реформы в армии, могут только недалекие люди либо предатели и агенты влияния Кремля. 

Очевидно, что в категорию последних давно просится начальник Генштаба и половина коррумпированного генеральского состава. А вот почему бездействует президент – вопрос…

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції

Як нам звучати у світі? В продовження дискусії про класичну музику

Як жити з травматичними подіями. Поради від психотерапевтки Едіт Егер, яка пережила Голокост, та її внука

Четвертий рік функціонування ринку землі: все скуплять латифундисти?

Перезавантажити адвокатуру: справа Шевчука як індикатор несправності системи