Стратити не можна милувати

Субота, 11 січня 2014, 11:33

Закон о декриминализации оказался нежизнеспособным. Столкнувшись с этой реальностью, оппозиция взялась за его реанимацию.

19 декабря 2013-го – день Святого Николая, когда дети ждут подарки, – имел все основания порадовать и взрослых. Подарок им от Святого Николая был неожиданно хорошим.

Верховная Рада конституционным большинством голосов приняла закон о преодолении негативных последствий и недопущении преследования и наказания лиц относительно событий, которые имели место во время проведения мирных акций. Так называемый закон об амнистии или декриминализации. Его цель – вывести из-под удара всех участников акций протеста, против которых развернула свою карательную машину власть.

Принятие самого закона мне запомнилось очень хорошо. Именно в этот момент я находилась в офисе юридической компании Arzinger, где общалась с Виталием Касько, защитником Ярослава Притуленко. Он – один из девятерых узников Банковой, которых задержали 1 декабря и обвинили в участии, а также организации массовых беспорядков.

3 декабря этой девятке Шевченковский суд в виде меры пресечения избрал двухмесячный арест. Притуленко – единственный, кому впоследствии Апелляционный суд меру пресечения так и не изменил. Парень уже второй месяц за решеткой.

Как раз в разгар нашего разговора в комнату вошел коллега Касько и сказал, что Рада приняла закон, который значительно упростит защиту Притуленко. Но опытный адвокат не торопился радоваться. Он продолжил выкладывать мне аргументы, которые доказывают невиновность Ярослава. И чутье не обмануло защитника.

8 января судья Печерского суда Кристина Гладун отказалась применить закон о декриминализации, поскольку из документа не ясно, как и по отношению к кому нужно его применять. Судья практически слово в слово повторила произнесенную до этого аргументацию прокуроров.

О том, что власть будет играться с законом, стало понятно практически сразу после его принятия.

Еще в конце декабря глава Апелляционного суда АРК Валерий Чернобук заявил, что документ может остаться лишь декларацией. Мол, в нем не урегулирован главный вопрос – механизм практической реализации.

Несмотря на это, президент все-таки подписал закон.

С этого момента прошло две недели, и судейский корпус успешно применил его лишь раз.

27 декабря Апелляционный суд Одесской области, используя нормы закона, удовлетворил жалобу участников местного Майдана Алексея Черного и Вячеслава Шкрибляка. Он освободил их от административной ответственности за невыполнение законных требований милиции и хулиганство.

Осознав, что власть широко применять на практике положения документа не намерена, оппозиция пошла в наступление.

8-го января депутаты получили аудиенцию у генпрокурора Виктора Пшонки. Он пожаловался депутатам, что тоже не знает, как применять закон. Чтобы помочь генпрокуратуре разобраться с тонкостями его реализации, оппозиция и ГПУ создают рабочую группу. Оппозиционеры шутят, что могут даже все нужные постановления написать, если генпрокурор не знает, как это сделать.

В частных беседах депутаты рассказывают, что в прокуратуре им дали понять, что выполняли бы закон, если бы оппозиция пошла на компромисс и согласилась с его помощью вывести из-под удара Беркут, который избивал людей. Поэтому в ГПУ пока просто затаились и ждут отмашки с Банковой.

Очевидно, что сигнал может поступить, только если будет давление общества и оппозиции.

Именно поэтому депутаты-оппозиционеры пошли по кабинетам силовиков.

Помимо этого, они готовят проект постановления относительно обязательств ГПУ и генпрокурора закрыть уголовные производства против участников акций, как это предусмотрено законом.

Но это еще не все. Оппозиция решила бить и по судебному корпусу.

По словам Павла Петренко, нардепа от "Батькивщины", депутаты внесут соответствующее постановление и будут требовать от Высшего совета юстиции дать оценку действиям всех судей, которые отказались и отказываются от выполнения закона о декриминализации. Оппозиция также будет наставить на их увольнении с должностей.

Первая в списке – Гладун.

В ее "выслужном" списке, помимо дела Притуленко, еще несколько резонансных решений. Например, запрет любых акций под КМДА. Еще одним своим вердиктом она запретила доступ людей в Дом профсоюзов. Когда Гладун дочитывала решение по делу Притуленко, депутаты не сдерживали возмущения и эмоций. Между собой они уже окрестили ее новым Киреевым.

"Судья обычного районного суда переняла на себя полномочия всего Конституционного суда и решила не выполнять, а трактовать закон", – негодовал Петренко. Депутаты считают ее решение антиконституционным.

Преднамеренное невыполнение закона о декриминализации нарушает права Притуленко, что является достаточным основанием для увольнения Гладун с должности судьи, уверен Петренко.

В то же время, учитывая тотальный контроль власти над ВСЮ, едва ли судьям что-то грозит.

Куда более действенный способ воздействия на судебный и прокурорский беспредел предлагает улица.

Протестующие, которые 8 января пришли под стены Печерского суда поддержать Притуленко, призывали брать плакаты с фотографиями Гладун, чтобы ехать пикетировать ее дом и школу, где учатся дети судьи.

Что-то мне подсказывает, что подобный путь окажется более эффективным и понятным, чем интенсивная терапия оппозиции, с помощью которой она сейчас пытается вернуть к жизни закон о декриминализации.

Ирина Соломко, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Чому Україні необхідний спеціальний банк для відбудови

Тренер, який не встигає, та збірні з міцним захистом: 6 фактів про суперників України на Євро-2024

Україна бореться за повернення незаконно утримуваних цивільних: перспективи і виклики

Три ключові тенденції ринку нерухомості України в 2024 році

Закупівлі продуктів — лише через Prozorro Market

Треба змінювати систему реабілітації військових: вони заслуговують на гідне ставлення держави