ГО на короткому повідку в держави: програють усі

1266 переглядів
П'ятниця, 16 лютого 2018, 15:00
Оксана Чепіжко
виконавчий директор "Асоціації захисту банків"

Усложненная отчётность с массой нелепых требований – универсальное средство контроля за малым бизнесом. А иногда – и повод для вымогательства.

Исправить ошибку "на месте" проще, чем всё переделать или заплатить штраф.

Все мы хорошо знаем: дело вовсе не в том, что предприниматель пытается "оптимизировать" налоги. Так, при молчаливом согласии государства, поступают как раз крупные бизнесмены, а не микробизнес. Мелкие предприниматели просто не понимают, чего от них хотят.

Недавно я общалась с переселенцами, которые смогли начать собственное дело на новом месте. Знаете, какая помощь нужна им больше всего? Консультации по регистрации и налоговому сопровождению бизнеса.

"У меня нет специального образования. Поэтому каждый месяц я боюсь сдавать отчёт: вдруг что не так, а в налоговой не помогут", – рассказала Виктория Хромова, которая открыла небольшое кафе в Житомире.

Казалось бы, ответ на запрос очевиден – упрощать, подсказывать и снова упрощать. Именно так было бы в любом европейском государстве, где средний класс считается опорой экономики. Но – не у нас.

У нас – вместо того, чтобы помочь предпринимателям, решили "заодно" усложнить жизнь общественным организациям. Схема та же, что и с бизнесом: расширенная отчетность о доходах.

Причем большинство требований попросту излишни – ГО и так предоставляют эти сведения. Тем не менее, если в отчете будут ошибки, организацию тут же лишат статуса неприбыльной и заставят заплатить все налоги за прошлый год.

О том, что не так с новыми требованиями к ГО, можно почитать, к примеру, здесь.

Поэтому, чтобы не повторяться, поделюсь своими "чисто человеческими" соображениями о тех рисках, которые заложены в новых правилах.

Первое. В случае с общественными организациями (и об этом говорит весь западный опыт) контроль может иметь одну цель – предотвратить отмывание денег и/или незаконное получение прибыли.

Между тем, такой контроль даёт эффект только тогда, когда в государстве работает закон. Тот самый, который "один для всех". В противном случае неизбежен вопрос: а не попадут ли "под пресс" неугодные?

Второе. Чем сложнее система, тем больше в ней багов. Даже если предположить, что авторы закона руководствовались самыми благородными целями, администрировать деятельность ГО "по-новому" – огромный объём работы.

Пока весь мир уверенно идёт к тому, чтобы уменьшить роль "человеческого фактора", мы создаем новые рабочие места для клерков, которые перекладывают бумаги с места на место. И ждут хотя бы шоколадку в качестве благодарности.

Третье. Как обычно, пострадают "самые маленькие". Другими словами, те, кто не имеют свободных средств на юристов и профессиональных бухгалтеров.

А ведь именно они, как правило, занимаются социально важными проектами, помогая таким же "маленьким" людям. Переселенцам, больным детям из малообеспеченных семей, одиноким пенсионерам…

Четвертое. На четвёртом году реформ они по-прежнему "калибруются" вручную. Волонтерство и гражданский активизм – украинский феномен, известный во всем мире. Тем не менее, ни государство, ни ГО до сих не пор имеют четких правил, по которым они могли бы сотрудничать.

Речь не о преференциях или льготах. Скорее – о некоем общественном договоре. Ведь, когда всем участникам ясно "зачем", горазд проще определиться с "как".

И, наконец, чисто психологический момент. Неравнодушные украинцы подставили плечо государству в самые тяжелые времена, взяв на себя часть его функций. Поэтому теперешнее желание власти ужесточить правила для ГО многими воспринимается как элементарная неблагодарность.

Выигравших в этой истории не будет.

Общественные организации начнут активней искать западных доноров – да, требования у них строгие, зато заранее известные и объективные.

Для государства это вновь обернётся потерянными возможностями. Там, где его союзниками могли бы стать креативные ребята из общественного сектора, за дело возьмутся чиновники.

С их привычными "постсовковыми" методами.

И, увы, предсказуемым результатом.

Оксана Чепижко, предприниматель, исполнительный директор "Ассоциации защиты банков", специально для УП



powered by lun.ua
Релігійна декомунізація в Україні
Після десятиліть витіснення символів культу з публічного простору релігійні постаті повертаються на вулиці і площі міст світської України.
Зеленський та мажоритарники: технології, шанси, прогнози й парадокси виборів до Ради
Якщо у центральних округах представники правих партій не будуть домовлятися між собою і ділити округи, не переступаючи один одного, то Зеленський переможе і в Центрі, і в Києві. І матиме повну більшість.
Бізнесмени на держслужбі: на що звернути увагу членам ЗеКоманди
Як бізнесменам, які прийдуть на держслужбу, не наступити на граблі майнового декларування. (рос.)
Критичні теми та виклики для президента Зеленського
Перелік питань про українські реформи і відносини Києва із Заходом. (рос.)
Приховані ризики першого законопроекту Зеленського
Одним із двох перших законопроектів, поданих новим президентом, пропонується вивести закупівлі ЦВК з-під дії закону "Про публічні закупівлі". Простою мовою: ЦВК зможе закуповувати за публічні кошти товари та послуги без проведення тендерів. Поки що Рада його провалила, але це ще не кінець.
Інквізиція XXI століття, або Як тестується косметика на тваринах
Розповідаємо, як насправді тестується косметика на тваринах і які способи тестувань використовують у світі прямо зараз.
Прозорість = незалежність: з чого починаються понеділки голови Нацбанку
Минули часи, коли можна було маніпулювати рішеннями, прикриваючись висловом "гроші люблять тишу". Чому відкриті комунікації – один з пріоритетів НБУ?