Чому вища освіта більше не must have?

6123 перегляди
Неділя, 19 серпня 2018, 09:00
Оксана Чепіжко
виконавчий директор "Асоціації захисту банків"

Украина подводит итоги вступительной кампании-2018 года.

В Министерстве образования и науки утверждают, что в этом году на 63% увеличилось количество поступивших на специальности, в которых "остро нуждается наша экономика".

Что же это за специальности? По каким критериям составлялся их список?

Ответа, к сожалению, нет.

Первый вице-премьер Степан Кубив признаётся: у правительства нет точной информации о сегодняшних потребностях в профессиях. Как нет и расчётов о том, какие специалисты будут востребованы экономикой через 10 лет.

Конечно, рынок постепенно "выравнивает" госзаказ. Сегодня рекордное количество заявлений подаётся на IT-специальности и программирование. Однако следом идут гуманитарии и юристы, которых, как говорят работодатели, уже переизбыток.

Из года в год чиновники и эксперты повторяют как мантру: нам нужно больше студентов-технарей, чтобы было с кем строить "новую экономику". Однако ни увеличением числа бюджетных мест, ни повышенной стипендией проблему не решить.

Чтобы место в вузе начало "работать" на экономику, его необходимо "встроить" в масштабную инновационную систему.

Как показывает опыт стран, лидирующих в рейтингах инноваций, наука делается в вузах, а работодатели-заказчики принимают непосредственное участие в формировании учебных программ.

Государство при этом отвечает за "целевую модель", задавая общие правила развития экономики. Вмешательство в сферу образования – минимальное.

Нам до этого далеко.

Сегодня (только сегодня!) Украина "мучительно" избавляется от постсоветского наследия в образовании.

Расширение автономии университетов, принцип "деньги идут за студентом", активное международное сотрудничество – важные, но не достаточные шаги на этом пути.

Догонять лидера в сегодняшнем динамичном мире – заведомо проигрышная стратегия. Пока мы стремимся "скопировать" лучшие практики зарубежных вузов, передовые страны сталкиваются с новыми вызовами и ищут на них нетривиальные ответы.

Поэтому первое, на что хотелось бы обратить внимание, – идеология нового украинского образования.

Реальность такова, что сегодня профессионал, который хочет быть конкурентоспособным, вынужден не раз менять сферу деятельности или, по крайней мере, осваивать новые компетенции.

Добавьте к этому высокую турбулентность периода реформ, и станет ясно, что мобильность и мультизадачность – вовсе не выдумки коучей.

Классификатор профессий в Украине до сих пор не замечает целый ряд новых специальностей. Что уж говорить о вузах, которые ещё инертней…

Между тем, в спросе, который меняется очень быстро, кроется немало возможностей.

Ещё с советских времен высшее образование воспринимается как must have. Под давлением родителей и общества шестнадцатилетние подростки идут учиться на экономистов и маркетологов, хотя на самом деле интересуются фотографией или вэб-дизайном.

Хорошая новость заключается в том, что для освоения новых специальностей не обязательно сразу поступать в университет.

В крупных городах Украины есть разнообразные курсы, которые за полгода-год дают максимум практических навыков. Конечно, искать следует школы и центры, уже хорошо зарекомендовавшие себя, а не конторы-однодневки.

Молодые люди могут сначала освоить прикладную специальность, которая сразу начнёт приносить доход, а затем – сделать или НЕ сделать осознанный выбор в пользу того или иного "классического" вуза.

Кстати, это же правило работает и для людей зрелого возраста. Сегодня существует масса возможностей превратить своё хобби в бизнес, получив дополнительные знания.

Умение делать что-то своими руками – по-прежнему в цене. И "цена" эта зачастую выше, чем у прозябания в офисе в роли третьего помощника младшего менеджера.

Здесь мы подходим к главному. Чтобы не бояться рисковать и продолжать учиться на протяжении всей жизни, нужны принципиально иные установки.

Эксперты по педагогике советуют переключиться на комбинацию "4К": критическое мышление, коммуникация (общение), коллаборация (сотрудничество) и креативность.

В финских школах, которые отказываются от отдельных предметов в пользу мультидисциплинарных тем, школьникам преподают коммуникативные навыки, помогают стать активными гражданами и отвечать за окружающую среду.

Как пишет израильский историк Юваль Ной Харари в новой книге "21 урок для ХХІ столетия", в условиях переизбытка информации детей нужно учить разбираться в уже имеющихся данных, отличать важное от неважного, а также составлять из разрозненных сведений целостную картину мира.

Хочется верить, что зубрежка конспектов скоро уйдёт в прошлое. А будущие выпускники смогут реализовать свои способности в Украине, вместо того, чтобы ехать в Польшу "на клубнику"…

Оксана Чепижко, специально для УП

powered by lun.ua
У Порошенка оголосили терміновий конкурс до ЄСПЛ. Щоби призначити "свого" суддю?
В адміністрації президента дали лише тиждень на подання заявок на посаду судді ЄСПЛ. Існує високий ризик, що сформований таким чином список суддів ПАРЄ просто заверне, як це було в 2009 році...
Бездіяльність знищує рейтинг влади та економіку: п'ять викликів для нового президента
Народ хоче знати, коли припиняться будівельний хаос, тіньовий гральний бізнес, незаконне вирубування лісів, видобування бурштину, і що буде з Приватбанком.
Ціна Brexit: скільки коштуватиме економіці вихід Британії з ЄС
Жорсткий Brexit здатний практично позбавити єврозону незначного зростання ВВП в найближчі два роки. Нинішня невизначеність при цьому лише посилює економічні ризики для ЄС.
25 на 75: час припинити ділити
Коли результат виборів уже відомий, питання про те, як і куди каналізувати накопичену агресію, все ще залишається відкритим. Просто проігнорувати його вийде ані в переможця, ані у переможеного. У чому саме криється небезпека теперішнього розколу? (рос.)
Путін несподівано пішов на захоплення Донбасу?
У спрощенні для українців процедури прийняття до громадянства РФ можна легко помітити спробу продовження активно повзучої окупації. Адже з шаленою популяризацією української мови всередині держави, а також отриманням автокефалії ПЦУ, ясна річ, що воєнну агресію вже не виправдаєш ані захистом російськомовного населення України, ані православних московського патріархату.
Чому ми програли Майдан?
Біда в тому, що у Венесуели, на відміну від нас, багато нафти, натомість у нас, на відміну від Венесуели, навколо забагато Росії.
8 кроків до впровадження змін. На прикладі відкриття одного ліцею
Першим викликом, який постає перед реформатором є налагодження комунікації та завоювання довіри людей.