Чому вища освіта більше не must have?

6142 перегляди
Неділя, 19 серпня 2018, 09:00
Оксана Чепіжко
виконавчий директор "Асоціації захисту банків"

Украина подводит итоги вступительной кампании-2018 года.

В Министерстве образования и науки утверждают, что в этом году на 63% увеличилось количество поступивших на специальности, в которых "остро нуждается наша экономика".

Что же это за специальности? По каким критериям составлялся их список?

Ответа, к сожалению, нет.

Первый вице-премьер Степан Кубив признаётся: у правительства нет точной информации о сегодняшних потребностях в профессиях. Как нет и расчётов о том, какие специалисты будут востребованы экономикой через 10 лет.

Конечно, рынок постепенно "выравнивает" госзаказ. Сегодня рекордное количество заявлений подаётся на IT-специальности и программирование. Однако следом идут гуманитарии и юристы, которых, как говорят работодатели, уже переизбыток.

Из года в год чиновники и эксперты повторяют как мантру: нам нужно больше студентов-технарей, чтобы было с кем строить "новую экономику". Однако ни увеличением числа бюджетных мест, ни повышенной стипендией проблему не решить.

Чтобы место в вузе начало "работать" на экономику, его необходимо "встроить" в масштабную инновационную систему.

Как показывает опыт стран, лидирующих в рейтингах инноваций, наука делается в вузах, а работодатели-заказчики принимают непосредственное участие в формировании учебных программ.

Государство при этом отвечает за "целевую модель", задавая общие правила развития экономики. Вмешательство в сферу образования – минимальное.

Нам до этого далеко.

Сегодня (только сегодня!) Украина "мучительно" избавляется от постсоветского наследия в образовании.

Расширение автономии университетов, принцип "деньги идут за студентом", активное международное сотрудничество – важные, но не достаточные шаги на этом пути.

Догонять лидера в сегодняшнем динамичном мире – заведомо проигрышная стратегия. Пока мы стремимся "скопировать" лучшие практики зарубежных вузов, передовые страны сталкиваются с новыми вызовами и ищут на них нетривиальные ответы.

Поэтому первое, на что хотелось бы обратить внимание, – идеология нового украинского образования.

Реальность такова, что сегодня профессионал, который хочет быть конкурентоспособным, вынужден не раз менять сферу деятельности или, по крайней мере, осваивать новые компетенции.

Добавьте к этому высокую турбулентность периода реформ, и станет ясно, что мобильность и мультизадачность – вовсе не выдумки коучей.

Классификатор профессий в Украине до сих пор не замечает целый ряд новых специальностей. Что уж говорить о вузах, которые ещё инертней…

Между тем, в спросе, который меняется очень быстро, кроется немало возможностей.

Ещё с советских времен высшее образование воспринимается как must have. Под давлением родителей и общества шестнадцатилетние подростки идут учиться на экономистов и маркетологов, хотя на самом деле интересуются фотографией или вэб-дизайном.

Хорошая новость заключается в том, что для освоения новых специальностей не обязательно сразу поступать в университет.

В крупных городах Украины есть разнообразные курсы, которые за полгода-год дают максимум практических навыков. Конечно, искать следует школы и центры, уже хорошо зарекомендовавшие себя, а не конторы-однодневки.

Молодые люди могут сначала освоить прикладную специальность, которая сразу начнёт приносить доход, а затем – сделать или НЕ сделать осознанный выбор в пользу того или иного "классического" вуза.

Кстати, это же правило работает и для людей зрелого возраста. Сегодня существует масса возможностей превратить своё хобби в бизнес, получив дополнительные знания.

Умение делать что-то своими руками – по-прежнему в цене. И "цена" эта зачастую выше, чем у прозябания в офисе в роли третьего помощника младшего менеджера.

Здесь мы подходим к главному. Чтобы не бояться рисковать и продолжать учиться на протяжении всей жизни, нужны принципиально иные установки.

Эксперты по педагогике советуют переключиться на комбинацию "4К": критическое мышление, коммуникация (общение), коллаборация (сотрудничество) и креативность.

В финских школах, которые отказываются от отдельных предметов в пользу мультидисциплинарных тем, школьникам преподают коммуникативные навыки, помогают стать активными гражданами и отвечать за окружающую среду.

Как пишет израильский историк Юваль Ной Харари в новой книге "21 урок для ХХІ столетия", в условиях переизбытка информации детей нужно учить разбираться в уже имеющихся данных, отличать важное от неважного, а также составлять из разрозненных сведений целостную картину мира.

Хочется верить, что зубрежка конспектов скоро уйдёт в прошлое. А будущие выпускники смогут реализовать свои способности в Украине, вместо того, чтобы ехать в Польшу "на клубнику"…

Оксана Чепижко, специально для УП



powered by lun.ua
Кому дістануться функції Держгеокадастру
Нова влада оголосила, що п'яте за величиною штату відомство країни припинить існування у нинішньому вигляді. Що далі?
Інспекція з будівництва корупції
Діяльність Державної архітектурно-будівельної інспекції — це історія про неефективність і корупцію, що породжує завищення вартості житла. Вирішити ці проблеми можна лише радикально реформувавши ДАБІ.
"Мені біля світлофора зупиніться": що не так з нашим громадським транспортом
Система громадського транспорту в Україні потребує змін, і шанс наблизити її до рівня розвинутих країн Євросоюзу є. Цьому сприятиме новий законопроект.
Чому інноваційна стратегія України не пов'язана з економічним зростанням
Уряд України не може розробити і впровадити якісну науково-технічну політику через інституційну слабкість.
Президент Зеленський. Успіхи, які ми не бачимо, і помилки, які нам сліплять очі
Однокласники й друзі на керівних постах, проблеми з комунцікацією з народом і ЗМІ – принципові помилки Володимира Зеленського і його команди.
Гальмування євроінтеграції: чому "Слуги народу" блокують механізми руху України до ЄС?
Чи потрібна Україні державна політика у сфері європейської інтеграції? У "Слузі народу" вважають що ні, оскільки механізм, що робить євроінтеграцію незворотною, потребує додаткових витрат із бюджету.
Чим небезпечна ідея Штайнмаєра Україні, або Як деокупувати та реінтегрувати тимчасово окуповані території?
Встановлення влади на деокупованих територіях є наріжним каменем переговорного процесу в Мінську між Україною та Росією.