"Автозаз" опять победил "Еврокар"
Вторник, 23 марта 2004, 13:08
В четверг, 18 марта, Верховная Рада приняла в новой редакции Закон о развитии автомобильной промышленности в Украине с учетом предложений президента.
Напомним, что 5 февраля 2004 года Верховная Рада приняла в целом законопроект №3677, внесенный на замену ранее поданным проектам №№ 3677 и 3677-1 в результате согласования текстов этих законопроектов их авторами. Но 2 марта закон был ветирован президентом.
В Украине до 1 января 2008 года должен действовать Закон "О стимулировании производства автомобилей в Украине" (от 19.09.1997).
Тем не менее, с самого начала введения преференций для отечественного автомобилестроения категорически против таких мер выступали представители Европейского Союза, которые небезосновательно считают эти меры противоречащими требованиям соглашений Всемирной торговой организации и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной.
Отмена льгот с взыскания непрямых налогов, а также запрещенных, в соответствии с соглашениями ВТО, субсидий является также одним из требований к Украине в процессе ведения переговоров о ее присоединении к ВТО.
Понимая неизбежность приведения закона о льготах автомобилестроителям в соответствие с требованиями будущих международных обязательств Украины, Кабинет министров и народные депутаты – лоббисты отрасли (точнее, отдельных предприятий) взялись за подготовку соответствующего законопроекта.
Народные депутаты оказались быстрее и успели принять закон о поддержке автомобилестроения в первом чтении до представления законопроекта Кабинета министров.
Тем не менее, внутри самого депутатского корпуса возникли отчаянные споры по поводу отдельных положений: определения страны происхождения, ставки ввозной таможенной пошлины, субъектов льготного налогообложения.
Противостояние наметилось между:
– представителями и приверженцами запорожского монополиста "Автозаза" в лице руководства корпорации "Укравто" – Тариэла Васадзе (фракция "Трудовая Украина"), где собирают "Таврии", "Опели", "Мерседесы";
– и защитниками заводов, которые осуществляют только узловую сборку автомобилей (Дмитрий Святаш, "Деминициативы", "Еврокар", который осуществляет сборку автомобилей "Шкода").
Против законопроекта №3677 активно выступали также автоимпортеры, для которых невыгодно увеличение ввозной таможенной пошлины на автомобили. В частности, среди них был и Петр Порошенко. Борьба вышла за стены парламента, печатные СМИ пестрели публикациями в поддержку той или другой позиции.
Страсти не улеглись даже после принятия законопроекта №3677. Можно вспомнить бигборды на автотрассах с призывом ветировать одобренный закон. Соответствующее давление совершалось и на администрацию президента.
Президент, в конце концов, вернул закон со своими предложениями 2 марта. Тем не менее, и это оказалось победой запорожского лобби. Поскольку основанием для вето стала единственная поправка, которая была внесена в текст при окончательном голосовании (всего на голосование выносилось 24 поправки народных депутатов), а именно - поправка депутата Василия Горбаля ("Регионы Украины") относительно определения страны происхождения автомобиля (должно было осуществляться в общем порядке согласно Таможенному кодексу).
"Группа" Васадзе не согласилась даже на такую уступку конкурентам и добилась вето на единственном указанном основании для того, чтобы переголосовать закон без внесенной 5 февраля поправки. Это и было сделано 18 марта со второй попытки 234 народными депутатами, которые поддержали закон в новой редакции с учетом предложений президента.
После первого принятия закона Министерство экономики высказывало мнение, что он будет препятствовать вступлению Украины в ВТО. Ранее то, что целый ряд мер не согласовывается с положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной и не отвечает нормам базовых соглашений ВТО, отмечали эксперты Лаборатории законодательных инициатив.
Смотрите детальнее о результатах голосования, истории прохождения законопроекта и экспертный вывод к нему.
Автор: Дмитрий Котляр, эксперт Лаборатории законодательных инициатив
Напомним, что 5 февраля 2004 года Верховная Рада приняла в целом законопроект №3677, внесенный на замену ранее поданным проектам №№ 3677 и 3677-1 в результате согласования текстов этих законопроектов их авторами. Но 2 марта закон был ветирован президентом.
В Украине до 1 января 2008 года должен действовать Закон "О стимулировании производства автомобилей в Украине" (от 19.09.1997).
Тем не менее, с самого начала введения преференций для отечественного автомобилестроения категорически против таких мер выступали представители Европейского Союза, которые небезосновательно считают эти меры противоречащими требованиям соглашений Всемирной торговой организации и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной.
Отмена льгот с взыскания непрямых налогов, а также запрещенных, в соответствии с соглашениями ВТО, субсидий является также одним из требований к Украине в процессе ведения переговоров о ее присоединении к ВТО.
Понимая неизбежность приведения закона о льготах автомобилестроителям в соответствие с требованиями будущих международных обязательств Украины, Кабинет министров и народные депутаты – лоббисты отрасли (точнее, отдельных предприятий) взялись за подготовку соответствующего законопроекта.
Народные депутаты оказались быстрее и успели принять закон о поддержке автомобилестроения в первом чтении до представления законопроекта Кабинета министров.
Тем не менее, внутри самого депутатского корпуса возникли отчаянные споры по поводу отдельных положений: определения страны происхождения, ставки ввозной таможенной пошлины, субъектов льготного налогообложения.
Противостояние наметилось между:
– представителями и приверженцами запорожского монополиста "Автозаза" в лице руководства корпорации "Укравто" – Тариэла Васадзе (фракция "Трудовая Украина"), где собирают "Таврии", "Опели", "Мерседесы";
– и защитниками заводов, которые осуществляют только узловую сборку автомобилей (Дмитрий Святаш, "Деминициативы", "Еврокар", который осуществляет сборку автомобилей "Шкода").
Против законопроекта №3677 активно выступали также автоимпортеры, для которых невыгодно увеличение ввозной таможенной пошлины на автомобили. В частности, среди них был и Петр Порошенко. Борьба вышла за стены парламента, печатные СМИ пестрели публикациями в поддержку той или другой позиции.
Страсти не улеглись даже после принятия законопроекта №3677. Можно вспомнить бигборды на автотрассах с призывом ветировать одобренный закон. Соответствующее давление совершалось и на администрацию президента.
Президент, в конце концов, вернул закон со своими предложениями 2 марта. Тем не менее, и это оказалось победой запорожского лобби. Поскольку основанием для вето стала единственная поправка, которая была внесена в текст при окончательном голосовании (всего на голосование выносилось 24 поправки народных депутатов), а именно - поправка депутата Василия Горбаля ("Регионы Украины") относительно определения страны происхождения автомобиля (должно было осуществляться в общем порядке согласно Таможенному кодексу).
"Группа" Васадзе не согласилась даже на такую уступку конкурентам и добилась вето на единственном указанном основании для того, чтобы переголосовать закон без внесенной 5 февраля поправки. Это и было сделано 18 марта со второй попытки 234 народными депутатами, которые поддержали закон в новой редакции с учетом предложений президента.
После первого принятия закона Министерство экономики высказывало мнение, что он будет препятствовать вступлению Украины в ВТО. Ранее то, что целый ряд мер не согласовывается с положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной и не отвечает нормам базовых соглашений ВТО, отмечали эксперты Лаборатории законодательных инициатив.
Смотрите детальнее о результатах голосования, истории прохождения законопроекта и экспертный вывод к нему.
Автор: Дмитрий Котляр, эксперт Лаборатории законодательных инициатив