По ту сторону Збруча и Днепра

Четверг, 18 августа 2005, 12:17

21 августа в Киев переносится центр Украинской греко-католической церкви. В этот же день, боюсь, мандраж хватит всех, кто считает, что униатам не место в столице. Дмитрий Корчинский, разгребая нафталин, уже предупреждает папского нунция: "Будут эксцессы". Вряд ли. Эксцессы Корчинского давно побила моль.

Вот с Московским патриархатом, который также не одобряет присутствие двух солнц на небе и двух царей на земле, конечно, сложнее, чем с Корчинским. "Московиты" сердятся на греко-католиков и в ответ вызывают соответствующее отношение к себе. Потому что действительно: сколько еще нас будут учить деятели с кремлевской звездой вместо серого вещества, что и как нужно делать? Нам, в нашем же доме?

Не могу похвастаться другими причинами, которые бы подогревали мое любопытство к этой теме. Поскольку я не являюсь верной Украинской греко-католической церкви, как, впрочем, и никакой другой. Единственное мое настоящее прикосновение к церкви произошло года два назад и было не весьма удачным.

Из моей первой и последней в жизни исповеди (на которую я, совсем разбитая и раздавленная, пошла, кстати, в одну из трех киевских греко-католических церквей) ничего путного не вышло. Мне хотелось излить душу, а священнику – соблюсти обряд. Затем он расспрашивал меня по ранжиру обо всех моих грехах – от смертных до совместимых с вечной жизнью. И мои недосказанные откровения потерялись где-то в их длинном списке.

Но со своим уставом в чужой монастырь не ходят, а без никакого устава – тем более... И все же я люблю иногда побыть в церкви – погрузиться в релакс и послушать тишину. Если, конечно, на двери этой церкви не висит перечень кандидатов на аутодафе.

Враги люда православного перечислены, например, в Почаевской лавре (Тернопольщина). Лавра эта принадлежит Московскому патриархату, а тот запрещает пастве молиться за "самоубийц, чародеев и еретиков". Объявление-предупреждение об этом висит возле входа в тамошнюю церковь. А после слова "еретики" открыта скобка и названы эти нехорошие люди. В списке вы найдете, в частности, и верных греко-католической церкви.

Итак, еретики... Не сильна я в теологии, даже не понимаю, mea culpa, что слово "эклезиологический" означает. (Это из заявления Священного синода Российской православной церкви о том, что переезд греко-католиков в Киев неприемлем "с канонической, эклезиологической и пастырской точек зрения).

Мне только казалось – это по поводу тех таки еретиков! – что церковники (в том числе и московские) должны были б относиться к ближним своим так, как завещал Иисус. Будь тот ближний хоть "негром преклонных лет", хоть мусульманином, хоть Любомиром Гузаром.

Жаль, что я не спросила у спикера последнего, отца Игоря Яцива, об "эклезиологической точке зрения". Зато спросила, будут ли заботиться они так или иначе о мерах безопасности, когда в это воскресенье в Киеве будут открывать собор Воскресения Христового УГКЦ. Яцив ответил: "Нет".

Поинтересовалась я и тем, откуда такая враждебность к греко-католикам со стороны Московского патриархата? "Они всегда воспринимали Украину как свою каноническую территорию", - сказал Яцив.

Подчеркнем в сказанном "всегда". Любимое слово соседей с севера – они прыгают на нем, как на батуте. Украина с ее церковью, со всеми костями и ливером – это таки немного Россия, где Путин руководит и землей, и небом. Так думают в Москве. Амбициям "белокаменной" несколько столетий назад могли только позавидовать в Ватикане, который пытался распространить свое влияние на восточнославянские земли.

Собственно, с этого и началась в Украине греко-католическая церковь. В 1596 году произошло объединение православной церкви Украины и Беларуси с церковью католической. В историю событие вошло как "Брестская уния", поскольку провозглашение ее состоялось на церковном соборе в Бресте. Инициатором унии выступил Ватикан – заинтересованный в том, чтобы принять христиан восточной Европы под свое крыло.

Загляните в любой учебник по истории, и вы прочтете, что уния насаждалась силой и была выгодна прежде всего польскому руководству и католическому духовенству, которое надеялось, что православные украинцы, став униатами, с течением времени обратятся и в католиков.

Однако процитирую по этому поводу давнее (1990-го года) интервью с тогдашним настоятелем львовской Преображенской церкви отцом Ярославом. Разговор (для журнала "Человек и мир") вела тогда Ольга Герасимьюк. Ее собеседник сказал: "Греко-католическая церковь – не националистическая, а национальная. Мы искренне считаем ее такой, поскольку именно она удержала национальный дух народа Западной Украины. Именно она когда-то дала возможность галичанину в польском ярме помнить, что он украинец...".

Тогда, в начале 1990-х, греко-католическая церковь отвоевывала утраченные позиции на западе Украины. Это проходило бурно и привлекало общее внимание. Именно этим, кстати, и был вызван рейд будущего генерального продюсера канала "1+1" на Галичину, откуда Герасимьюк привезла ряд материалов. Однако обо всем по порядку, и еще немного истории...

Итак, на соборе 1596 года была образована Украинская греко-католическая церковь. Ее протекторат осуществлял Папа Римский, а основные догматы были приняты от католической церкви. При этом, однако, сохранились православные обряды и отправление на русском языке.

Так было в начале XVIII столетия, и о роли греко-католической церкви в тот период уже сказано. За полстолетия до этого, вследствие трех разделений Речи Посполитой Киевская митрополия УГКЦ (ей подчинялся ряд епархий на украинских землях), была разделена на две части между Австрией и Россией. На землях, которые отошли к Российской империи, уния была ликвидирована указом Екатерины ІІ в 1795, но после ее смерти некоторые греко-католические епархии были восстановлены. В 1839-м Николай І подписал акт о ликвидации унии в империи и воссоединении ее верных с православной церковью.

Новая эпоха в истории греко-католической церкви началась с приходом к ее руководству Андрея Шептицкого. В период с 1917 по 1944 гг. Шептицкий прикладывал все возможные усилия, чтобы укрепить позиции церкви в Украине.

Но с установлением советской власти на Западной Украине УКГЦ была уничтожена. 11 апреля 1945 года арестованы все иерархи церкви. За год до этого – 8 марта 1946-го – во Львове состоялся псевдособор, который провозгласил отмену Брестской унии 1596 года и воссоединение УГКЦ с Российской православной церковью.

В Европе это событие не признали, и в 1958-м Папа выдал энциклику, которой объявил львовский собор неканоническим, а ликвидацию УГКЦ – незаконной.

Тем временем, за границу переехал обращенец УГКЦ – митрополит Иосиф Слепой. При его содействии среди диаспорян создавалась единая поместная церковь. После смерти Иосифа Слепого Верховным архиепископом УГКЦ стал Иван Мирослав Любачивский. При его правлении, в 1987-м, представители церкви обратились к Иоанну Павлу ІІ и к Михаилу Горбачеву с заявлением о выходе греко-католиков Украины из подполья.

В конце 1989 года руководство СССР официально признало легальной деятельность Украинской греко-католической церкви в Украине.

Именно этот год обусловил уже упомянутую активность греко-католиков во Львове. Паства УГКЦ возвращала себе свои церкви, и наиболее выдающимся событием этого ряда был молебен и поход прихожан 26 ноября 1989-го года ко львовскому Собору святого Юра. Власть не дала тогда на это санкцию, однако ее уже о согласии никто и не спрашивал. На Западную Украину греко-католики вернулись...

Что же дальше? Об этом я на Рождество говорила с Любомиром Гузаром, настоящим лидером украинских греко-католиков. Я готовила с ним интервью для "Украины молодой", и, листая газету, нашла его ответ на мой вопрос "Не планирует ли греко-католическая церковь поход на восток и на Киев?". "Государственный центр – в Киеве, и правление всех церквей – в Киеве. Если мы хотим общаться и хотим что-то делать вместе, то и держаться мы должны вместе. Это не какой-то поход на восток, какая-то агрессия или оккупация галичанами востока. Прежде всего, там есть наши верные. И если наша церковь будет на востоке, паства будет сплачиваться вокруг нее, если кто-то уже от церкви отошел", – говорил тогда Гузар.

Действительно, паства греко-католиков есть и на востоке. Есть она и в Киеве. Но там же находятся и верные православной церкви Московского патриархата – вот в чем зерно конфликта.

Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали – с конкуренции. Достаточно просмотреть заголовки новостей на интернет-сайтах (там везде фигурирует выше упомянутое слово), чтобы понять: Московский патриархат, который орет о "реваншизме" униатов, на самом деле меньше всего печется о "социально-политической стабильности".

Не в стабильности дело. Дело в сугубо шкурных вопросах, а каждому собственная шкура, как известно, ближе к телу. Зайдите на веб-страничку Московского патриархата и вы увидите: в Украине эта церковь имеет 35 епархий (для сравнения: в Беларуси их – 10, в Молдове – 4, в Казахстане – 3 и т.п.).

Украина – слишком лакомый кусок для России, и для российских церковников в частности, чтобы отдать ее без борьбы.

Борьба, к счастью, идет пока что эпистолярная. Настоятель УПЦ МП Сабодан уже попросил Бенедикта XVI запретить Гузару переезжать в Киев. Сама только весть об этом, мол, всколыхнула "церковную, и без того неспокойную жизнь", "посеяла смуту" и стала "поводом для межконфессионных и политических спекуляций".

Жаль, честное слово, Папу и его окружение, которым (кроме Сабодана) уже закинули свои пять копеек митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, протоиерей Всеволод Чаплин (этот пожаловался на то, что униаты затеяли свой поход на восток именно тогда, когда "между РПЦ и официальным Ватиканом наметилось потепление", цитирует его "Коммерсант"), а также неофит Корчинский.

Неофит, потому что только что перешел в паству Московского патриархата. По ряду, как говорит Корчинский, "церковно-политических причин". Нам его причины неинтересны. Интересно (и не так интересно, как беспокоит) другое: чего следует ожидать от 21-го августа? Нашу жизнь, "и без того неспокойную", могут сделать еще более нервной – здесь московские попы вполне способны таки напустить конфликт. То есть не напустить, а создать собственноручно.

И не важно, что киевская власть, чтобы не заедаться с Москвой (а заодно и с Филаретом) якобы нарочно выделила место под строительство патриаршего собора УГКЦ на киевском Левобережье, а не в каком-то более престижном месте столицы.

"Получить" греко-католиков (криком "Братства" о спасении веры православной или что-то в этом роде) с легкостью можно и возле Моста метро. Но Бог таки шельму метит: греко-католики теперь перешли не только Збруч, но и Днепр. То есть они уже на востоке.

Продолжение следует. После 21-го будет точно...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде