Не наша революция

Понедельник, 26 сентября 2005, 13:26

"Двадцать пять лет назад, в августе 1980 г.,

Польша изменила лицо мира.

Прищуриваю глаза и вижу - время было хорошее и хорошие были в Польше люди.

Мне было тогда 34 года и убеждение,

что моя генерация пишет

важную страницу истории"...

Адам Михник, "В поисках утраченного смысла"

30 октября 2004. Первый тур голосования. Который все помнят по-своему. В Варшаве в этот день польские украинцы раздавали апельсины под посольством Украины в Польской Республике.

На всех польских телеканалах шли прямые включения из Киева. Украинцы прикипели тогда к экранам и радовались вместе с польскими друзьями первым данным голосования. Оранжевый цвет начал завоевывать Варшаву.

21 ноября 2004. Майдан. Глаза работницы одной из киевских почт. Слезы отчаяния, бессилие. Они слушают радио. Они не верят в проигрыш. Они с надеждой вглядываются в наши спокойные лица, потому что мы с Майдана. Для них – мы символ непокорности. Это только начало. Киев становится оранжевым.

27 ноября 2004. Пять польских автобусов везут львовян на революцию в Киев. Люблин-Краков-Варшава-Гданск в унисон поют "разом нас багато". Киев – учится произносить "dziekujemy!" Польские флаги виднеются на Майдане. Их с каждым днем все больше и больше. Украина входит в жизнь каждого поляка - через новости, демонстрации, присутствие на Майдане. Это не только наша революция – это отголоски их революции. Вот той, 25-летней давности, родившейся "Солидарностью". Это риск, это надежда, это вера, это начало...

25 сентября 2005. Это – завершение целой эпохи в истории соседнего государства. Это завершение их, которая так и не стала нашей, революции. Польша обновилась политически.

Можно ли было предугадать такое развитие событий еще год назад, когда о будущих парламентских и президентских выборах говорилось в Польше неохотно и когда именно Виктор Ющенко как лидер государства вызывал восторг у большинства поляков? Едва ли.

Начало избирательной кампании не предвещало чего-то особенного. Главная борьба должна была вестись между теми политическими силами, которые вошли в парламент в 2001 г. – Союзом Левых Демократов (SLD) (4 года назад в союзе с Унией Труда получил 41,04 % голосов избирателей), Гражданской Платформой (PO) (12,68 %), Самообороной (10,2 %), Правом и Справедливостью (PiS) (9,5 %), Польской Крестьянской Партией (PSL) (8,98 %), Лигой Польских Семей (LPR) (7,87 %).

В предвыборной гонке стартовали также новые партии. Польская Социал-Демократия (SdPL), которая была создана в 2004 году бывшим председателем парламента, видным деятелем SLD Марком Боровским. Эта партия на выборы пошла вместе с Унией Труда и Зелеными.

Демократическая Партия (Demokraci.pl) была основана в начале 2005 г. политиками-реформаторами, которые происходят от давней социал-демократии и давней "Солидарности". Ее возглавляет Тадеуш Мазовецкий – премьер первого некоммунистического польского правительства 1989 г.

Ситуация изменилась неожиданно и только за несколько недель до парламентских выборов. 14 сентября кандидат на пост президента Польши от Союза Левых Демократов Влоджимеж Цимошевич отказался от дальнейшего участия в избирательной кампании. Официальное объяснение – невосприятие грубости предвыборных технологий конкурентов. На его решение повлиял скандал, который уже вошел в историю под названием "дело Анны Яруцкой".

В августе бывшая ассистентка Влоджимежа Цимошевича Анна Яруцка обвинила его в фальсификации имущественной декларации. По ее словам, по просьбе своего шефа (тогда министра иностранных дел) она подделала его имущественную декларацию за 2001 г., то есть из нее исчезла информация об акциях ПКН Орлена.

Такие обвинения не могли не ударить по политическому престижу кандидата на пост президента, даже если он "бессознательно сделал ошибку" в заполнении декларации. Тем более, что дело Орлена, вместе с т.н. "аферой Ривина", является одним из наиболее скандальных дел, связанных с коррупцией власти, в истории современной Польши.

В процессе его расследования уже давала свои показания жена президента Александра Квасьневского - Йоланта Квасневская, не исключено, что перед комиссией явится и сам президент.

Очевидно, что шаг Влоджимежа Цимошевича - кандидата от власти и той политической силы, которая на предыдущих выборах 2001 г. получила большинство в парламенте и позиционировалась как наиболее стабильная политическая сила Польши с 41 % поддержки в обществе, кардинально изменил правила предыдущей игры.

Впервые лбами столкнулись не пост-коммунисты и пост-солидарновци, левые и правые, а две правые силы – Гражданская Платформа и Право и Справедливость. Впервые прошлое утратило значение в польской избирательной кампании и свою роль начало играть политическое видение будущего государства.

Гражданская Платформа – это прежде всего политики-либералы. Главные акценты их программы – это возвращение морали власти, ликвидация ее привилегий; создание конкурентоспособной экономики и снижение уровня безработицы. Их кампания запомнится и лозунгом "трижды по 15%" - то есть введение пропорционального налога.

Вот здесь и состоит главное отличие от политики Право и Справедливости. На игре с налогами они сосредоточили главный акцент своей борьбы с основным конкурентом - PO.

По мнению их политиков, необходимость борьбы с высокой безработицей в Польше исключает экономические эксперименты, которым, безусловно, может стать попытка введения пропорционального налога. Вместе с тем, используя опыт Испании, можно стремиться к снижению и упрощению налогов, а также к упрощению механизма создания новых предприятий и новых рабочих мест.

Кроме того, Право и Справедливость – это и политическая сила, представители которой годами выступали за проведение окончательной декоммунизации и люстрации в государстве. Это закрепило за ней постоянную часть электората.

Неделя, предшествовавшая развязке, заставила главных фаворитов гонки – PO и PiS – приложить максимум усилий ради завоевания неопределенного и растерянного левого электоратов. Не обошлось без грязи и обоюдных обвинений, а также традиционного влияния церкви.

Темой недели стало обсуждение наличия у Гражданской Платформы хотя бы какой-то программы, что поставил под сомнение председатель PiS Ярослав Качинский. Масла в огонь подлила позиция влиятельного в Польше Радио "Мария", озвученная ее директором Ридзиком. Она сводилась к недопущению к власти Гражданской платформы.

Гражданская Платформа была вынуждена перейти к решительной защите своих положений. Важным было не утратить свой электорат, борьба велась за каждый голос.

Ведь будущие партнеры по коалиции уже давно договорились, что первая позиция в парламенте предоставляет право назначать своего премьер-министра. Победа PO усадила бы в кресло премьера амбиционного лидера партии Яна Рокиту, который давно стремился к этому креслу. В свою очередь победа PiS может означать номинацию на премьера Ярослава Качинского, чей брат-близнец, мэр Варшавы – Лех Качинский имеет все шансы быть избранным на пост президента страны.

Итак, не удивительно, что рейтинг партий менялся каждый день. И если еще неделю назад в социальных опросах лидировала PO, то в избирательное воскресное утро никто в Польше не мог точно сказать, чья партия получит большинство голосов. И эта неизвестность, безусловно, прибавила пикантности этой кампании.

Что показали первые данные, оглашенные после закрытия избирательных участков? Рекламная кампания Права и Справедливости на протяжении последней недели была успешной. Партия получает большинство голосов в парламенте. 5- % барьер традиционно преодолели Лига Польских Семей, продолжавшая заигрывать с избирателями, критикуя правительственную политику относительно Европейского Союза и выступая против политики подчиненности целой микроэкономики страны навязанной свыше цели – внедрению евро; и Самооборона, которая в течении многих лет критикует все и всех и является самым большим приверженцем возвращения Польши на Восток.

В парламент войдет Союз Левых Демократов, рейтинг которого сравнительно с прогнозами увеличился. Оказывала содействие этому непосредственная поддержка партии со стороны президента Александра Квасьневского, а также позицизионтрование SLD как единого шанса восстановления левых сил в Польше и гарантии политического равновесия в стране.

Не оправдались ожидания польских демократов на преодоление 5 % барьера и тем самым на то, что через четыре года, на выборах 2009 г., они смогут выступить альтернативной партией сегодняшним победителям.

Еще один важный показатель – низкая явка избирателей (около 40 %) – обусловлена не в последнюю очередь грубостью кампании, а также открытой ложью отдельных политиков, на что неоднократно указывали польские журналисты, совместно проводя акцию "Контролируемая кампания".

Уже можно говорить о том, что Польшу ждет новое политическое будущее. Разыгрывается ли карта премьера и государственной идеологии согласно предыдущим заявлениям, дойдет ли до декоммунизации и люстрации, состоится ли провозглашение Четвертой Речи Посполитой, о чем говорили открыто и скрыто политики обеих партий, окончательно покажет время.

Так же, как покажет цену предвыборным обещаниям в экономической и социальной плоскости и способность политиков находить согласие, руководствуясь интересами государства и ставя превыше всего моральные ценности.

Пока что представители обеих партий спешат уверить друг друга в готовности к созданию будущей коалиции, хотя вопрос "POPiS или война?" все еще остается актуальным и вряд ли исчезнет до президентских выборов, в которых лидеры обеих партий - Дональд Туск и Лех Качинский – выступают главными конкурентами.

Чего может ждать международное сообщество от новой власти в Польше?

Прежде всего, отстаивания национальных интересов в общении с Брюсселем и Москвой. Именно нормализация отношений с последней скорее всего станет первоочередной задачей новоизбранного правительства.

Что касается Украины, то здесь несомненно следует ожидать продолжения проукраинской политики президента Александра Квасьневского, благодаря которой в польско-украинских отношениях исчезли острые углы, очерченные историей. Основанием для этого может быть наличие контактов представителей PO, PiS с украинским политикумом, искренняя ангажированность польских специалистов в переговорах Украина-Европейский Союз и общая симпатия польского общества относительно украинских дел.

В связи с этим возникает вопрос – оценят ли в Украине усилия польских коллег? Когда украинцы подадут руку на давно уже протянутую руку из западной границы? Когда начнут равноправно сотрудничать хотя бы в области образования и, наконец, оценят значение для Украины такого проекта, как польско-украинский университет в Люблине?

Когда научатся благородно отвечать на благородство польской стороны? Когда в Польшу можно будет ездить в нормальных автобусах, а не сидеть на сидениях, напиханных контрабандными папиросами и спиртом?

Может, когда украинцы начнут по-настоящему интересоваться своим западным соседом, и не только Польшей, то в самом деле почувствуют себя в Центре Европы, а не на ее задворках?

Впереди еще интересные, неоднозначные президентские выборы в Польше. Впереди - уроки из их предвыборной кампании.

Елена Бетлий, историк

P.S. По последним данным, партия "Право и справедливость" получила 25,7% голосов, партия "Гражданская платформа" - 23,3%, крайние левые популисты из партии "Самооборона" - 13,4%, правящая "Демократический союз левых сил" - 10,8%, крайне правая партия "Лига польских семей" - 7,8%, аграрная "Крестьянская партия" - 7,4%.

Об этом свидетельствуют предыдущие итоги подсчета бюллетеней на выборах, по результатам обработки 30 процентов бюллетеней. Явка избирателей составила 38,65%.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде