Скандал в партии Ющенко: съезд не съел Порошенко и друзей

Понедельник, 14 ноября 2005, 12:24

Идея этого заголовка принадлежит Давиду Жвании. Он стоял в фойе дома культуры КПИ – вопреки холоду, одетый в ветровку. "Съезд нас не съел", - сказал Жвания и засмеялся, выкуривая очередную сигарету. Это был вечер субботы, когда одна часть руководства "Нашей Украины" попробовала устранить другую, в которую входили жертвы "коррупционного скандала". Но сценарий зачистки "Нашей Украины" от одиозных людей закончился катастрофой.

План убрать деятелей, которые своими отрицательными рейтингами тянут "Нашу Украину" на дно, старательно готовился. С самого утра при входе в КПИшный дом культуры делегатов встречал антипорошенковский митинг, внутри стояли кабинки для голосования с оранжевыми шторками, чуть позже появились и прозрачные урны для бюллетеней. Тогда о запланированом было известно только нескольким лицам.

Для делегатов съезда "Нашей Украины" были зарезервированы гостиницы. Все должно было закончиться в три часа ночи, когда планировали обнародовать результаты тайного голосования за персональный состав совета партии Ющенко. Это – руководящий орган НСНУ, который из числа своих членов избирает президиум, принимающий все решения в "Народном Союзе Наша Украина".

И из совета, и из президиума планировалось выгнать Петра Порошенко, Александра Третьякова, Николая Мартыненко, Евгения Червоненко, Давида Жванию и почему-то Романа Зварича, единственным грехом которого пока считалось отсутствие диплома Колумбийского университета.

Найти людей, которые бы взяли ответственность за организацию партийной клизмы, не удалось. Впрочем, и секрета никакого не было. По крайней мере, все шестеро "диссидентов" называют одного человека – идеологом чистки был премьер Юрий Ехануров, посильную помощь которому оказывал Николай Катеринчук.

Формальный руководитель "Нашей Украины" Роман Бессмертный председательствовал на съезде и наблюдал за потасовкой, устранившись от прямой поддержки какого-либо из лагерей.

Партийное фиаско Юрий Ехануров встретил молча. Фото Анны Андриевской

В кустах на съезде был не рояль, а целый контрабас. Перед началом работы на сцену вышел руководитель Ужгородской районной организации "Нашей Украины" Анатолий Колибаба и зачитал требование. Суть его сводилась к тому, что названная шестерка "компрометирует и новую власть, и президента".

"Это первое следствие того, что партия самоустранилась от политической жизни в Украине! Вместо того, чтобы быть на полшага впереди, партия плетется в хвосте общественных процессов и чем дальше, тем больше становится раздражителем общества!", - выстрелил Колибаба.

"Главная причина в том, что совет партии, его руководство понимают "Народный Союз Наша Украина" как придаток ко власти! А чтобы ни у кого не возникало желания что-то изменить, заняли все должности в партии. Мы не согласны с ролью карманной партии, которую нам навязывают. Мы высказываем недоверие руководству совета партии!", - продолжил Колибаба.

Чувствовалось, что в этот момент синхронные мысли посетили и других нашеукраинцев - Колибабу не стеснялись прерывать аплодисментами.

Слово взял почетный председатель "Народного Союза Наша Украина" Виктор Ющенко. С его слов видно, что он не только знал о сценарии очищения – он поддержал эти идеи. "Я разделяю тезисы, которые были сказаны", - обратился Ющенко к Колибабе.

"Сейчас – момент истины, мы должны быть честны и откровенны, говорить о проблемах, которые существуют в партии. Давайте на съезде определим, что такое совет партии, каков его рейтинговый список, проголосуем и поставим точку", - предложил Ющенко.

Хотя дальше он призывал "не опускать голову", поскольку партия не совершила "никакого преступления против нации" - это уже не имело особого значения. Потому что фактически Ющенко предложил дальнейшее развитие событий, которое так и не удалось довести до конца.

Президентское благословение на химчистку

В следующий раз президент намекнул о необходимости почистить "Нашу Украину" уже во время своей речи. Начал Ющенко с того, что хотя прошел год со времен "апельсиновой революции" (авторский неологизм главы государства!), но многое не удалось сделать. "Год назад ничего не закончилось, год назад все только началось!", - призывал президент "шановних друзів" не впадать в отчаяние.

"Если есть проблема с советом партии, то поставьте этот вопрос на съезде, сделайте рейтинговое голосование, и пусть СМИ сообщают – в партии была проблема, но ее молниеносно решили", - спрогнозировал Ющенко.

"Я призываю провести все процедуры, которые снимают сомнения относительно достойников в руководстве партии. Везде мы должны иметь лучших, мудрейших, красивейших – потому что это "Наша Украина"! Мы должны выйти на март в обновленной силе, и идеалы Майдана выиграют от этого", - предложил Ющенко.

Кроме чистки, Ющенко также просигналил бывшим соратникам, которые сейчас сплотились вокруг Тимошенко. Он призывал 22 ноября "выйти на Майдан". "Это – наш день! Следует пригласить на Майдан всех, кто имеет к нему отношение. Продемонстрировать, что Украина для нас превыше всего. Этого от нас ждет нация, и этого от вас жду я как президент, мои собратья!".

Ющенко ко всему сообщил, что не жалеет о решении пригреть возле себя политиков, которые осенью 2005 его предали: "Больно, что мне в спину натыкали не одну тысячу жал – люди, от которых я такого не ожидал. Но я горд, что дал им шанс быть другими! Еще два года назад они писали темники – но уже 18 месяцев назад были вместе с нами". Не сложно догадаться, что президент имел в виду Александра Зинченко.

Алексей Порошенко. Фото Анны Андриевской

"У меня нет сомнений, что на выборах победа будет за нами! "Наша Украина" будет первой политической силой в новом парламенте", - зарядил Ющенко оптимизмом в конце своего полуторачасового выступления.

В этом адреналине явно чувствовалась потребность. Потому что где-то на 30 минуте рассказов о социальной ответственности власти перед судьбой "ребеночка, сиротинки и мамы" зал начал не выдерживать. Первым заснул отец Петра Порошенко, который также присутствовал на съезде.

Сразу после своего выступления, по устоявшейся традиции, Ющенко оставил собрание однопартийцев. Президента под домом культуры уже ждали люди – как всегда, они жаловались на местных чиновников. Просители помощи стали наседать на президента, его охранники – оттеснять людей. Началась толкотня. "Ребята, ну чего вы такие!", - возмущенно ударил Ющенко своих охранников в плечо.

"А можно с вами сфотографироваться?", - попросили Ющенко. Президент обрадовался, но на всякий случай переспросил: "А как у меня прическа – все нормально?".

Все это время рядом с Ющенко стояли Евгений Червоненко, Александр Омельченко и Юрий Ехануров, которые взялись провести его к выходу.

Столичный мэр, который может получить конкурента на выборах в виде Виталия Кличко, держался молодцом. Во-первых, в самом начале съезда он не просто громко пел гимн Украины, но даже немножко подтанцовывал, двигая корпусом вправо-влево. Во-вторых, он выдержал и не уснул на речи президента.

При этом его дальнейшая судьба все еще неизвестна. По словам мэра, он так и не отважился побеспокоить боксера и спросить. И о его намерение баллотироваться Омельченко знает только от Ивана Салия и Владимира Бондаренко.

Президент проводит прием граждан открытом морозном воздухе. Фото А.Андриевской

Перед тем, как сесть в машину, президент перекинулся несколькими фразами с Червоненко. Как позже выяснилось, между Ющенко и его главным охранником начался кризис отношений. Сам Червоненко до сих пор не может смириться, что его уволили. И вот в пятницу Ющенко отправил в отставку еще одного близкого соратника Червоненко – руководителя "Укрзализныци" Зенка Афтаназива.

"Я не понимаю многого из того, что происходит... Мне не стыдно ни за один свой шаг! Но мы солдаты! И все, что делает президент – считаю, что так оно... и должно быть", - не скрывал отчаяния Червоненко. Экс-министр добавил, что во время несколько секундного общение с Ющенко на улице спросил, за что сняли Афтаназива. "Он мне ответил: "А за что меня отравили?".

По лицу Червоненко было ясно, что ему ничего не ясно. Но именно Червоненко в этот вечер принадлежала роль человека, который окончательно остановил партийные изменения в "Нашей Украине".

Порошенко в огне

После речи Ющенко съезд пошел по сценарию подготовки к тайному голосованию, которое должно было вывести шесть упомянутых фамилий из руководства НСНУ. Выступающие то защищали однопартийцев, то, наоборот, призывали их уйти из руководства партии, чтобы это могло спасти от поражения на выборах. Происходило все эмоционально, люди стояли в проходах, временами это напоминало митинг, но в итоге никак не влияло на замысел.

Петр Порошенко. Фото А.Андриевской

Сбой начался в тот момент, когда на сцену вышел Петр Порошенко. Он поднял левую руку, сжатую в кулак. Из зала начали звучать недовольство и редкий свист.

"За эти пять лет мы прошли огромную гору испытаний! Каждому из вас я кланяюсь, что мы ни разу не предали друг друга! На Майдане человек в фуфайке и человек в пальто от "Gucci" стояли рядом, и ни богатство, ни идеология их не разъединяли. Что тогда случилось? Мы верили друг другу. И у нас была вера в победу. Это то, чего сейчас нет!", - начал Порошенко, срываясь на крик.

"Мне грустно от того, что происходит в зале. Я заявляю, что проблемы существуют не из-за Бессмертного, Порошенко или Зварыча, а потому, что мы ничего не делаем, чтобы побеждать на следующих выборах!".

"Я могу и готов отойти от любых руководящих должностей! Единственная проблема – одно лицо, и я готов подчеркнуть – кто это. Я слушаю и слышу президента, который заявил: "Список на выборах должен возглавить Юрий Иванович Ехануров".

Премьер в это время спокойно просматривал бумаги, а заместитель главы секретариата президента Васюнык, закрыв лицо мандатом, тихо сползал по стулу.

"Я приму и выполню любое решение, принятое человеком, который должен взять на себя ответственность за результаты партии на выборах. Я буду работать в районном штабе. Я готов отойти от руководящих должностей, но я не выйду из партии. Не дождетесь! Я всегда буду с президентом!".

Аудитория, которая недавно освистала Порошенко, перешла на бурные аплодисменты.

"Пять лет я делал все, что мог! В отличие от Иуды, который меня безосновательно обвинил, всадил мне нож в спину! Это были абсолютно бездоказательные обвинения от автора темников, в противовес которому я создал "5 канал", новые стандарты журналистики!", - рассказал Порошенко о Зинченко.

Здесь Бессмертный напомнил оратору о регламенте, но из зала закричали "пусть говорит!".

"Я вас прошу: не разрушайте партию! Не раскалывайте единство! Говорите о проблемах – формирование штабов, обучение актива, блок, который мы давно должны были сформировать и идти в бой. И я верю в это – так же, когда возглавлял кампанию 2002 года. Равно как мы вместе побеждали на Майдане!", - с этими словами Порошенко оставил сцену под аплодисменты, которые не утихали до тех пор, пока оратор не встал с места и не поклонился залу.

Финальный гвоздь от Червоненко

Выступление, которое окончательно все сломало, было построено с особым талантом: "Я, Червоненко Евгений Альфредович, 45 лет, обещаю говорить правду и только правду! Как делал это последние годы, мне не за что краснеть, поэтому буду говорить правду, даже если она будет финалом моей политической карьеры! Мне больно наблюдать тот цирк, который происходит сегодня!"

Евгений Червоненко. Фото А.Андриевской

Червоненко заявил, что среди делегатов раздали номерки людей, которых при тайном голосовании надо вычеркнуть, чтобы они не попали в совет "Нашей Украины".

"Номерки, не фамилии! Меня там нет, меня вроде бы решили оставить в совете, но пусть исключают!", - гремел голос Червоненко на все КПИ.

"Я вам говорю одно: в середине партии идет борьба за власть – кто кому будет Рабинович... Но поймите одно, во всем цивилизованном мире, пока твоя вина не доказана судом, ты чист перед законом!".

"Почему мы живем в сталинскую эпоху? Что это за 1937 год с этим рейтинговым голосованием? ... Я ушел из теплой ванной Кучмы, куда меня звали. И Бакай говорил: "Ты что идиот, возьми свечной заводик?!". А я хотел создать страну, где равные правила, а не где киндер-сюрпризы рассказывают, кто в стране преступник", - сказал Червоненко, обращаясь к другому герою дня – руководителю ужгородской ячейки Колибабе.

"Я спрашиваю этого красноречивого борца с олигархами: вы меня в Мукачево помните? Когда три пистолета стояли? Вы спрашивали меня, я олигарх или нет? Какой я олигарх? Я топ-менеджер, я успешно руководил бизнесом и потому с голода не подохну", - пообещал Червоненко.

"Я руководил безопасностью Ющенко и делал это искренне! Моя беда, что я не понял, что политика – это череда измен! Люди добрые, раскройте глаза – мы подвели президента тем, что не смогли все быть сильными и изменить ситуацию!".

На попытки Бессмертного остановить оратора, экс-министр транспорта резко бросил: "Вы слишком долго издевались надо мною, Роман Петрович!". Червоненко подбирался к концу, вспомнив, как учил охрану Ющенко во время всех прошлых событий: "Раненых на поле боя не бросают, потому что бросят тебя!".

"Даже если я буду никем, кроме как Евгением Червоненко – я останусь гордым человеком!", - закончил он свою речь со слезами на глазах. В этом зале такие аплодисменты приходилось слышать только Ющенко. После этого он вышел и исчез за серой дверью в кулуарах, куда в течение съезда время от времени заходили первые лица партии.

Когда туда по горячим следам Червоненко пробрался корреспондент "Украинской правды", то увидел красноречивую картину. Там стоял пятиметровый стол, заставленный едой, цветами, лимонадом и алкоголем – как на свадьбе. Только внешний вид присутствующих говорил, что ты скорее попал на поминки. С одной стороны стола с серым лицом сидел заместитель председателя секретариата президента Иван Васюнык, с другой стороны - такой же Давид Жвания. Рядом стоял красный Червоненко и курил.

Удалось услышать только одну фразу – Васюник ответил Червоненко, приправив реплику матюком: "Сколько тебе повторять – я не формировал никаких списков на исключение из совета партии!". В этот момент непрошеного журналистского гостя попросили закрыть дверь с другой стороны. Именно в этом помещении решалась судьба "Нашей Украины".

Александр Третьяков. Фото А.Андриевской

Буквально через пять минут стало понятно, что партийный "путч" потерпел поражение. Роман Бессмертный поставил на рассмотрение съезда новое предложение – об отмене их же предыдущего решения относительно переформатирования совета "Нашей Украины" путем тайного голосования.

Вопреки крикам "позор", цель была достигнута.

Следующим шагом единым списком был утвержден новый состав руководящего органа партии Ющенко, который расширили до 177 деятелей и в число которых вошли все те же Порошенко, Жвания, Третьяков, Мартыненко, Червоненко и Зварыч.

После этого съезд проголосовал несколько формальных постановлений, а Петр Порошенко, лицо которого впервые за два месяца светилось счастьем, приступил к раздаче автографов на первом этаже.

Сразу после этого состоялось заседание новосформированного совета "Нашей Украины". Оно собралось в библиотеке Киевского политехнического института и проходило за закрытой, но стеклянной дверью. Ее герметичность была высока, но сквозь нее все равно долетал голос того же Порошенко, который что-то возмущенно кричал, употребляя слово "сценарий".

***

Так завершились события, которые могли стать переломными в истории партии Ющенко. После съезда можно было услышать аргументы, что такие скандалы являются проявлением демократичности в "Нашей Украине". Но весьма слабое утешение – потому что в результате на партийном собрании произошло худшее из того, что могло иметь место.

Во-первых, совет "Нашей Украины" был сформирован неприемлемым как для демократической партии способом. Почти двести лиц для руководства НСНУ были назначены "в темную" – без обсуждения, всех за одно голосование. А учитывая, что ключевые решения проходят через совет "Нашей Украины", то фактически была очерчена группа людей, которые войдут в проходную часть списка на выборах.

Во-вторых, партия не смогла справиться со своей едва ли не главной проблемой. Негатив Порошенко и кº сбивает ее рейтинг, как парацетамол – температуру. И стало очевидно – надо что-то делать. Частью партруководства был избран радикальный путь – убрать проблемных людей.

Не будем оценивать, насколько честно это по отношению к тем, кто больше всех среди нашеукраинцев бросили сил, здоровья, денег и нервов на победу революции. Но субботний сценарий провалился на полдороге своей реализации. Поэтому лучше было или вообще не начинать историю с очищением партии, или проводить ее до победного конца – утилизации "героев компроматной войны". В итоге же "Наша Украина" вынесла весь свой мусор на всеобщее рассмотрение, но ничего с ним не сделала.

Кроме того, "Наша Украина" засветила все свои конфликты внутри партии: условная группа Еханурова противостоит условной группе Порошенко. Первые потерпели поражение, последние самоутвердились в партии. Более того, Ющенко выставлен в отрицательном свете: если послушать его выступление, то станет понятно – на момент речи президент был уверен, что руководство НСНУ будет изменено.

В-третьих, субботние события никак не улучшили восприятие "Нашей Украины" среди украинцев. Более того, такой внутренний конфликт разрушителен в предвыборной кампании. Которую, между прочим, партия Ющенко до сих пор не начала...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде