Новое могущество и безответственность Рады

Понедельник, 16 января 2006, 11:15

В первую же сессионную неделю нового 2006 года Верховная Рада решила раскрыть все свои новые способности. Теперь, когда в силу вступают конституционные изменения, парламент понял, что плохо скрытой публичной нелюбви к президенту ему уже мало, и надо сразу действовать так, чтобы все увидели могущество новой Рады и ее новую возможность влиять на главу государства.

Решение относительно отставки правительства, нежелание дать возможность работать членам Конституционного суда, а также ряд менее важных, но не менее противоречивых решений, усиливает репутацию Верховной Рады как источника нестабильности.

Неприятность для президента

Поводом к такой демонстрации стали результаты газового спора с Россией. Могли быть и другие, но подвернулся этот. Свежие и вдохновлённые после каникул в честь праздника христианской любви депутаты устроили короткий и жестокий блиц-вотум недоверия правительству, когда этого никто не ожидал. И аккурат когда президент Ющенко отбыл в Казахстан, в том числе для нового раунда переговоров с Владимиром Путиным.

Вышло действительно оскорбительно для нашего демократического лидера, который, наверное, ощутил себя неловко на встрече с руководителями восточных стран, где парламенты почему-то ведут себя совсем иначе – тихо и верноподданно, практически не нарушая благословенный покой своих президентов.

Так кадровые ошибки Виктора Ющенко, сделанные им год назад, настигли его снова, уже во второй раз после сентября минувшего года. Однако непонятная привязанность президента к официальному лидеру украинских националистов была лишь поводом для этого; то, что президент мог бы лучше выбирать кадры и лучше предугадывать настроение Верховной Рады, не является предметом этой статьи. Мы же сосредоточимся на причинах, почему Рада во вторник проголосовала именно так.

Конечно, главной целью вотума недоверия было ослабление избирательной команды “Нашей Украины” накануне парламентских выборов. Расчет простой: чем никчёмнее будут выглядеть на экранах телевизоров ключевые активисты пропрезидентского избирательного списка, тем выше шансы всех остальных участников гонок. Поэтому, кроме во многом справедливой критики действий членов правительства, Рада пошла на голосование об отставке.

Очевидно, что главный смысл парламентского решения его авторы усматривают в тактической победе на первом этапе парламентской гонки. Однако есть и другие плоскости этого решения, возможно, не такие очевидные.

Политреформа выполняет свое назначение?

Оригинальным объяснением ситуации в Верховной Раде является “теория ловушки”, согласно которой политреформа, задуманная и разработанная интеллектуалами вокруг Леонида Кучмы и Виктора Медведчука, сразу же с блеском выполняет свою задачу.

Теория выглядит приблизительно так: политреформу изобрели для сохранения влияний предыдущих руководителей. Не в силах противостоять народному протесту внутри страны и внешнему давлению со стороны США и Европы, предыдущее руководство Украины сделало изменение правил политической игры одним из инструментов сохранения своей власти.

Теперь мы видим, как наделённая новыми полномочиями Рада может реально поставить под удар способность победителя президентских выборов проводить обещанную политику. Действия антипрезидентского большинства в парламенте извне дополняет энергетическая политика России. Всё якобы совпадает: этот хаос задумывался, и всё происходит в рамках плана. Ловушка срабатывает.

Что наиболее неприятно для президента – по правилам игры, предложенным его предшественником, играют не только бывшие сторонники господина Кучмы (объединенные есдеки, “Регионы” и партия Литвина) и им же назначенные на роль “почётной оппозиции” коммунисты, но и категорически антикучмовский БЮТ. Это означает, что правила действуют универсально, и их признают независимо от желания Банковой.

Впрочем, ”теория ловушки” работает лишь в определенной степени. Жизнь слишком сложна, и количество неизвестных в этом уравнении слишком велико, чтобы интеллектуальные построения долго существовали.

Если первый этап прошел согласно расчетам авторов ловушки, то в будущем такой гарантии дать не может никто. Здесь важен состав новоизбранной Рады. В нынешнем составе парламента “ловушка” действует, но мы пока не знаем состава Рады после марта.

Чем меньше в ней будет представителей вражеских президенту Ющенко сил, тем меньше шансов дальнейшего успеха у “сценария ловушки”. И наоборот, чем эффективнее смогут оппоненты президента использовать Раду в ее нынешнем качестве, тем больше шансов у них остаться в ней после марта 2006 года.

“Тварь ли я дрожащая, или право имею?”

Обратная сторона ситуации - традиция конфронтации и сотрудничества между парламентом и президентом, которая, конечно, начинается не с января 2006 года. Эти отношения не были простыми еще с 1991-92 гг. Но в нашем случае речь идет не столько о взаимодействии двух учреждений, сколько об отношениях нынешнего состава Рады и двух президентов.

Нынешний состав Рады хорошо помнит своё жалкое безвластие и поругание, через которые ему пришлось пройти со времени избирательной кампании 2002 года. Сначала была изнасилованная избирательная кампания, выкручивание рук и проталкивание в парламент непопулярных, но выгодных президентской администрации исполнителей. Потом – подкупы депутатов, накачки в Администрации президента Кучмы и такая информационная блокада, что об отдельных решениях Рады телеканалы и газеты просто отказывались сообщать.

А дальше подоспели события осени 2004 года, когда тогдашняя оппозиция доказала большинству депутатов, что невозможное возможно, а судьбу страны решает не испуганная Рада, а Улица, Майдан. Выбор депутатов за них снова сделали другие люди, но на этот раз не господин Кучма, а сотни тысяч “оранжевых”.

С Ющенко ситуация совсем иная. Теперь давление на Раду практически отсутствует. Условия законотворчества почти оранжерейные – контроля нет (ни законного, ни тайного), давление других ветвей власти нулевое и бояться нечего.

Вместе с тем возникает другая угроза, в особенности для тех, кто попал в парламент по милости бывшей Администрации президента. Они уже теперь бьются в истерике, что их услуги очень скоро, через какие-то три месяца, будут этой стране не нужны.

Большое количество тех, кто голосовал за отставку правительства Еханурова – люди, изнасилованные предыдущим режимом, травмированные осознанием, что их волей неоднократно пренебрегали, и напуганные уходом в небытие. Демонстрация силы депутатами - это еще и доказывание самим себе собственной значимости.

Парламентская антипрезидентская атака выглядит как творческое осмысление наследия Достоевского, когда один известный герой доказывает право на собственное достоинство более чем противоречивыми действиями.

Тактика избирательной кампании и благо страны

На этой неделе Верховная Рада одержала тактическую победу в парламентской гонке над президентским лагерем. Эту победу парламент, очевидно, намеревается развить и закрепить, продолжив сессионные заседания еще на пять рабочих дней. При этом на второй план отошли соображения относительно общественного блага противостояния ветвей власти.

Во-первых, действия депутатов не были неэффективными. Голосование об отставке не предотвратило и не могло предотвратить повышение цен на энергоносители. Ведь стратегическая альтернатива росту цен одна, и это путь Беларуси: промосковское правительство, замораживание отношений с Западом, передача трубопроводов под контроль России.

Вотум также не уволил с должностей людей, которых депутаты во всем обвиняли. Напротив, они получили статус “мучеников, растерзанных бездумно-агрессивными депутатами”.

Народные депутаты, устроив антипрезидентскую и антиправительственную атаку, не исправили ситуацию, оставив ее в прежнем состоянии, а теперь плавно переводят свое внимание на избирательную кампанию.

Во-вторых, раздор, который сеет Рада, ухудшает экономические прогнозы. Но новое поведение Рады, которая манипулирует правительством и президентом вместо законодательной работы, становится одним из главных внутренних шоков для экономики, следующим после шоков внешних - повышения цен на российский и туркменский газ и неуверенных перспектив американского доллара во время передачи руля главы центробанка США от господина Гринспена господину Бернанке.

Рада не просто посылает тайный знак украинской экономике, она направо и налево размахивает красным полотнищем: берегитесь, мы увеличиваем политическую нестабильность, и мы теперь самостоятельно можем генерировать бардак и беззаконие!

В-третьих, парламент ставит под удар эффективность демократии. При авторитарном режиме, когда парламент лишь декоративно дополняет политическую картину, а решают всё другие люди, противоречивые действия депутатов не угрожают состоянию вещей. Однако в эпоху незрелой демократии, когда власть больше не аккумулируется в одних руках, вражеские нападки депутатов на президента путают общество, создают спор там, где нужна консолидация.

Итак, манифестация силы парламента превращается в триумф безответственности. Возможно, Верховная Рада сейчас и могущественна как никогда, однако она же блестяще подтверждает тезис президента Ющенко, что парламент становится генератором напряжения и неуверенности в обществе.

Добрая воля парламентского большинства скована страхом не попасть в следующий созыв. Перспектива честных выборов, которые и должны доказать настоящую популярность всех парламентских политических сил, подталкивает к экстремизму и эскалации напряженности прежде всего тех, кто попал в парламент не благодаря своим талантам и благосклонности общества, а с помощью административных передергиваний.

Могущество, предоставленное законом, приносит достойные плоды, когда оно поддерживается ответственностью и способностью различать хорошее и плохое для своей страны. Могущество вызывает уважение, если оно творческое, солидарное, объединительное. А большая или меньшая сила одного из участников междоусобицы – позорна, и вызывает пренебрежение

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде