Отставка правительства: формулирование и причины

34 просмотра
Юлия Киселева, для УП
Понедельник, 16 января 2006, 15:04

Постановление об отставке премьер-министра, принятое украинским парламентом 10 января, содержит лишь строку о "газовом кризисе". По мнению 250 парламентариев, голосовавших за ее принятие, она касается деятельности правительства в целом.

Фактически было принято предложение КПУ - самый резкий вариант развития событий - поддержаное большинством депутатского корпуса. Всего в ВР было зарегистрировано 11 различных постановлений по этому поводу, тем не менее, было поддержано наиболее радикальное.

В частности, в тексте постановления приведена отрицательная статистика относительно развития украинской экономики за 9 месяцев: "Темпы возрастания ВВП уменьшились в 4,8 раза, промышленного производства - в 4,5 раза. Цены на горюче-смазочные материалы повысились на 32,5%, на продовольственные товары, услуги - на 7-11%. Темпы возрастания инвестиций в основной капитал уменьшились в 10,1 раза". В документе упомянуто и о процессе подготовки государственного бюджета, а в частности отмечается, что "Кабинет Министров Украины не только не обеспечил выполнения требования действующего законодательства о необходимости разработки программы социально-экономического развития Украины, но и не определился с приоритетами социально-экономического развития государства".

Таким образом, правительство было отправлено в отставку со ссылкой на Конституцию, в пункте 12 статьи 85 которой говорится о полномочиях парламента и о том, что депутаты имеют право на "решение вопроса об отставке премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины".

Вместе с тем же постановлением нынешнему правительству поручено, соответственно статье 115 Конституции, выполнять свои полномочия до начала работы новосформированного Кабинета Министров.

Напомним, что соответственно статье 115 Основного Закона, "отставка премьер-министра Украины, принятие Верховной Радой Украины резолюции о недоверии Кабинету Министров имеет следствием отставку всего состава Кабинета Министров Украины. В этих случаях Верховная Рада Украины должна сформировать новый состав правительства в сроки и в порядке, определенных Конституцией".

Также в соответствующей статье указано, что Кабинет Министров, "отставку которого принято Верховной Радой Украины, продолжает выполнять свои полномочия до начала работы новосформированного Кабинета Министров Украины".

Кстати, в статье 90 Основного Закона в новой редакции говорится, что президент в свою очередь имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, если на протяжении шестидесяти дней после отставки Кабмина не сформирован персональный состав правительства.

Тем не менее, соответственно статье 83 реформированной Конституции, парламент может формировать правительство лишь тогда, когда по результатам выборов 26 марта 2006 года будет создана парламентская коалиция, которая и выдвинет предложение относительно кандидатуры премьера.

Таким образом, все эти юридические нюансы нуждаются в трактовке со стороны Конституционного суда, который украинский парламент упрямо отказывается назначать.

Сегодня отставленное правительство фактически продолжает исполнять свои обязанности, но это однозначно ослабляет его позиции в сфере реализации политики и на международных переговорах.

Как это было

В соответствии с имеющейся политической риторикой, причиной отставки Кабмина стало неотстаивание им национальных интересов во время переговорного процесса с Россией об определение цен на газ.

Сначала речь шла только якобы об отставке "энергетического министра" и руководителя "Нафтогаза Украины". В частности, утром 10 января в ВР стало известно, что фракция БЮТ внесла в Верховную Раду проект постановления с предложениями уволить министра топлива и энергетики Ивана Плачкова и председателя НАК "Нафтогаз Украины" Алексея Ивченко.

Представители фракции "Регионы Украины", в частности Николай Круглов, не исключали возможности поднятия вопроса об ответственности всего состава правительства. На уточняющий вопрос, будет ли инициировать фракция отставку правительства, господин Круглов заявил: "Мы займем жесткую позицию".

Прозвучал ряд заявлений, которые содержали отрицательную оценку работы правительства. Например, лидер фракции СДПУ(о) Леонид Кравчук сообщил, что будет голосовать за отставку правительства из-за его непрофессионализма на газовых переговорах.

Накануне "газового дня" в ВР спикер Владимир Литвин отмечал, что, очевидно, никаких кадровых выводов сделано не будет: "Я думаю, что на кадровые решения парламент не выйдет".

Но 10 января, подытоживая правительственные выступления на "газовую тему" с политическим привкусом, спикер заявил, что Верховная Рада почувствовала "просто болтовни очередные" и парламент так и не добился от правительства, по какой цене Украина будет получать газ во втором полугодии 2006 года.

Более того, он отметил, что сложилась странная ситуация, когда 120 депутатов, представляющие ряд фракций, которые сформировали правительство, не голосуют за правительственные законопроекты. Литвин подчеркнул, что при этом участие в принятии правительственных законопроектов принимает оппозиция.

В результате дня работы ВР отправила правительство Юрия Еханурова в отставку.

За принятие этого решения высказалась фракция КПУ в составе 55 депутатов, СДПУ(о) - 18, БЮТ - 36, "Единая Украина" - 14, фракция Народной партии - 40, "Регионы Украины" - 59, Народный блок Литвина - 20. Кроме того, отставку Кабмина поддержали 7 позафракционных депутатов. За это проголосовал и один член фракции "Наша Украина".

Напомним, что прошло всего чуть больше 100 дней от 22 сентября 2005 года – даты утверждения Еханурова на пост премьера – и что тогда его поддержали 289 депутатов.

Комментируя парламентское решение, президент заявил, что "ни политически, ни в правовом поле ситуация в Украине не изменилась. Неконституционное решение парламента по отставке правительства является незаконным - оно построено на эклектике ряда статей, подогнанных под парадоксальные решения...".

Также было подчеркнуто, что и премьер-министр, и министры остаются действующими членами правительства, и что Кабмин будет работать в этом составе вплоть до выборов нового парламента. "Премьер-министр и министры работают, хочу подчеркнуть - не исполняют обязанности, а работают..." – подытожил глава государства.

В свою очередь, спикер Литвин 13 января высказался в том духе, что парламент принял правильное решение, отправив правительство в отставку. По его убеждению, отставить правительство можно было бы уже за то, что оно проигнорировало постановление парламента от 20 октября о запрете повышения цен на жилищно-коммунальные услуги для населения...

По логике спикера, "парламент вынес предупреждение правительству, что дальше так сотрудничать с высшим законодательным органом нельзя, что дальше так работать, особенно в экономической сфере, нельзя".

Таким образом, в Украине возникла ситуация, которой еще никогда не было: страна идет к выборам с правительством, которое имеет и.о., а правительство Еханурова стало правительством, занимающимся политикой в самый короткий срок.

Причины отставки

Общие результаты голосования продемонстрировали возможность продуктивного альянса новой оппозиции в лице БЮТ, Народного блока Владимира Литвина, и "старой" оппозиции - СДПУ(о), "Регионов Украины", КПУ. Оппозиции к Ющенко как президента страны.

Также соответствующее голосование проиллюстрировало возможности абсолютно реальных парламентских конфигураций после выборов 2006 года в контексте возможного создания парламентских коалиций, которые и будут выдвигать руководителя правительства и формировать сам состав правительства.

Хотя уже сегодня звучат заявления со стороны БЮТ относительно того, что фракция не поддерживает выдвижения Януковича премьером.

Тем не менее, в политике, как известно, нет ничего невозможного. И даже такие, на первый взгляд, ситуативные результаты голосования продемонстрировали возможность договариваться бывших якобы политических антагонистов.

Можно также увидеть, что новая и новейшая оппозиция фактически ретранслировала традиционную тенденцию отечественной оппозиционности, когда разные оппозиционные политические силы объединялись не на основании общих идеологий, программ, стратегий, а позиционирования против президента.

Подобную ситуацию "дружбы против" мы наблюдали во времена президентства Кучмы, когда различные политические силы, имеющие разную политическую идеологию и разнонаправленные политические и бизнес-интересы, объединились против Кучмы.

В данном случае мы не проводим аналогии, но модель поведения политической парламентской элиты, которая отобразилась в результатах голосования за отставку правительства, фактически отобразила прошлые сюжеты политического поведения, сюжеты, которые могут быть очень актуальными в будущем. В данном случае, оппозиция объединилась против Ющенко.

Тем не менее, также можно увидеть еще одно подтверждение фактического распада "помаранчевой коалиции" после президентских выборов. Не исключено, что силы, которые пройдут в парламент, также очень тяжело будут отыскивать высшие кадровые консенсусы относительно премьера, спикера, министров, руководства комитетов.

Даже при условиях президентско-парламентской республики в свое время Ткаченко избирали спикером почти три месяца. В парламенте, который будет избран, при условиях новой Конституции, такого шанса и временного резерва нет. Поэтому согласования и определения, коалиционные договоренности будут происходить сегодня.

И в этом контексте будущей парламентской ситуации отставка Еханурова, довольно иррациональный шаг с точки зрения логики, должна насторожить президента. Это сигнал, который иллюстрирует нам будущие ситуации в парламенте, парламенте, где президент может, но, вероятно, не будет иметь большинства, и тогда обычные конфликты по линии треугольника президент - ВР - Кабмин могут лишь заостриться вследствие политической реформы.

С одной стороны, это продемонстрировало утраченный кредит доверия и падения влияния президента на парламентский корпус, политическую элиту. Ющенко за девять месяцев своего президентства фактически не приобрел новых союзников, не укрепив связей со старыми компаньйонами. Соответствующая ситуация также иллюстрирует то, что новая власть недостаточно внимания уделяет сотрудничеству с ВР.

Точно сложно сказать, усилит ли отставка правительства позиции "НУ" во время выборов – скорее, нет. Хотя "оскорбленных" у нас якобы любят, правительство Еханурова все же тем или другим способом продолжает работать, но под вопрос может быть поставлена его легитимность, легальность принятых решений.

Эта также лишняя площадка для новой оппозиции говорить о том, что правительство, которому высказано недоверие в высшем законодательном органе, работает "загоняя Украину в тупик". С другой стороны, это также предоставит множество разнообразных информационных поводов новой оппозиций для критики социальной политики и т. п. Отставка - консолидированная возможность конкурентов ослабить позиции "НУ во время выборов". И, вероятно, это удастся сделать.

Парламентские выборы 2006 года уже давно и долго рассматривались новой оппозицией в качестве своеобразного "реванша", и сегодня подобные варианты разигрываются и будут развиваться.

В то же время, одной из версий отставки правительства Еханурова, которая, кстати, озвучивалась избирательным блоком "Наша Украина", является "месть Кремля за принципиальность в отстаивании украинских интересов в газовом вопросе", а "волю северо-восточных патронов выполняли политические марионетки".

А само голосование было расценено как измена национальным интересам Украины: по словам "нашеукраинцев", сегодня понятна постоянная цель вояжей в "Белокаменную" лидерами политических сил, которые проголосовали за отставку. Сам Ехануров отметил, что отставка правительства ослабит позиции во время газовых переговоров.

Таким образом, причины отставки разнообразны - ситуация выборов, конкуренция будущих политических позиционирований, геополитические игры. В то же время неоспоримым является то, что отставка скажется на работе правительства как такового, а значит, и на качестве жизни "маленьких украинцев".

Юлия Киселева, аналитик Украинского независимого центра политических исследований



powered by lun.ua
Жить в оккупации, когда во всем мире пандемия. Как проходит карантин в Крыму и на Донбассе
Коронавирус, стратегия по Донбассу, Европа и Китай: большое интервью главы МИД Дмитрия Кулебы
Без Олимпиады и Евро и это не все: как коронавирус отправил в нокдаун мировой спорт
Могли ли вы уже переболеть коронавирусом раньше? Мнения экспертов
Все публикации