Популизм в канун выборов. Дежа-вю

Понедельник, 27 февраля 2006, 11:59

За последние 15 лет у украинского парламента выработалась устойчивая тенденция принимать накануне парламентских выборов популистские решения, направленные на социальную защиту обездоленного народа.

При этом финансовые расходы на выполнение данных законов никогда не брались во внимание. На пороге выборы и нардепы, на волне предвыборного энтузиазма, принимают многочисленные популистские законы, прекрасно осознавая, что их выполнение тянет за собой незапланированные затраты.

На этой неделе Верховная Рада Украины смогла преодолеть вето президента Украины на законопроект о льготах для детей войны.

Закон, который неоднократно ветировал гарант Конституции, предусматривает льготы при оплате коммунальных услуг (25%), бесплатный проезд в транспорте и 30% надбавку к пенсии той категории лиц, которым до 9 мая 1945 года не исполнилось 18 лет.

Стоит отметить, что все предварительные голосования проваливали представители "оранжевой команды" за исключением социалистов, которые, как всегда, заботятся о защите обездоленного народа.

Коммунисты и другие "защитники" обездоленного народа после провала голосования на позапрошлой неделе гневно заклеймили всех национал-демократов, то есть, "оранжевых", которые, по их словам, не заботятся о народе.

Ну, у коммунистов такая пластинка - инвектировать всех и вся, надеясь заработать на демагогии дополнительные политические дивиденды и снова пробраться в парламент.

Другие фракции, которые горячо поддерживали этот законопроект, также голосовали в расчете набрать дополнительные политические очки на социальном популизме. Ну и, конечно, они, как и коммунисты, при сложившейся политической ситуации действуют по принципу "чем хуже, тем лучше".

Ведь прекрасно понимают, что принятие данного закона и его выполнение угрожает полным крахом госбюджету-2006.

К огромному несчастью, закон на этой неделе был принят. "За" проголосовали 315 нардепов, что достаточно для преодоления второго вето президента.

В этот раз и БЮТ своими депутатскими штыками поддержал идею социальной защиты детей войны. Однако думали нардепы, когда принимали данный закон, точно не о защите народа, экономической стабильности и финансовой дисциплине.

По подсчетам экономистов, закон будет "стоить" 12 миллиардов гривен расходов (вдумайтесь, 12 миллиардов гривен!). В то же время в бюджете-2006 на такие цели прописано только 700 миллионов.

Другими словами, страна получила дефицит госбюджета в 11 млрд. 300 млн. гривен. Это в придачу к запланированному в госбюджете-2006 2,5% дефициту.

О какой экономической стабильности можно говорить? Где искать такие гигантские средства? Лично автор этих строк имеет большое сомнение, что народные депутаты думали об этом, когда разрабатывали и горячо поддерживали законопроект.

Можно, конечно, перепродать еще раз "Криворожсталь" (например, конкуренту "Mittal Steel") и направить вырученные средства на финансирование выплат по данному закону, но это уже из сферы фантастики.

Можно выставить на продажу "Укртелеком", или, скажем, Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд, продать их за несколько миллиардов долларов и потратить на выплату льгот "детям войны" и надбавку к пенсии.

Другими словами, опять проесть и пропить. А что потом? Доходы от приватизации - не постоянные.

Во всем мире деньги, вырученные от приватизации, идут на выполнение инвестиционных программ, техническое перевооружение, развитие новых технологий, энергосбережения и т.д. В Украине они или проедаются, или тратятся неизвестно куда.

По другому сценарию, для финансирования льгот и надбавок к пенсиям придется полностью перекраивать госбюджет.

Например, урезать объемы инвестиционных программ в промышленность, что так рьяно критикуют "регионалы", сельское хозяйство - 10 млрд. гривен, за полноценное развитие которого так выступают социалисты и "народники" Литвина, высокие технологии, энергосбережение и тому подобное.

Это, уже не говоря о том, что выполнение данного закона в полном объеме ставит под вопрос выплату зарплат бюджетникам, стипендии студентам, предоставление государственной помощи при рождаемости, etc.

Более того, такая социальная нагрузка на госбюджет приведет к очередному витку инфляции, аналогичному прошлогоднему и поставит под сомнение стабильное экономическое развитие страны в перспективе.

Дальше - больше. В условиях коррумпированной страны, где все можно купить при наличии соответствующей суммы денег, "дети войны" будут появляться так быстро, как грибы после радиоактивного дождя.

Кому же не хочется стать льготником, особенно после повышения тарифов на природный газ и электроэнергию, что непременно произойдет после выборов.

По мнению автора, льготы как рудимент "кучмизма" должны раз и навсегда кануть в Лету вместе с такими пережитками прошлого, как "темники", бандитские разборки, перераспределение собственности, уклонения от уплаты налогов.

Например, отмена льгот в прошлом году отечественному автопрому многие оппоненты действующей власти - особенно «регионалы» - расценили как измену национальным интересам Украины и экономическую диверсию.

Однако результаты деятельности автопрома за 2005 год позволяют утверждать, что решение правительства не повлияло негативно на этот сектор экономики. Отечественный автопром по всем показателям закончил прошлый год удачно.

Льготы являются "бичом Божьим" для жилищно-коммунального хозяйства Украины. Не секрет, что значительная часть зажиточных людей в Украине, вся чиновническая рать, военные, пользуются значительными льготами при оплате услуг за пользование водой, электроэнергией или природным газом

Стоит пойти в местное отделение пенсионного фонда и заплатить определенную сумму взятки или попросить знакомого оформить соответствующую справку, чтобы сразу стать ветераном Второй мировой войны или инвалидом 1-й группы. Или ребенком войны.

А тот, у кого нет знакомых, и кто не может (не хочет) дать взятку, вынужден финансировать льготы других. Поскольку в стране некоторые лица, как писал Джордж Оруэлл, более равные, чем остальные.

Такая дискриминация сама по себе является аномалией. Неудивительно, что льготников в Украине становится из года в год все больше и больше, нагрузка на бюджет растет. О каком там ремонте жилищно-коммунального хозяйства может идти речь?

Уже не говоря о полной перестройке этого сектора в соответствии с мировыми стандартами качества, как это делает теперь Россия и западные страны.

Конечно, "дети войны" и другие социально незащищенные слои общества должны быть социально защищенными. Но совсем не таким образом. Можно, например, ограничить размер пенсии госслужащим и военным определенным максимумом (например, 4 или 5 тысяч гривен), а вырученные от этого средства направить на увеличение пенсии действительно малообеспеченным пенсионерам.

Правительство в прошлом году уже попробовало что-то такое сделать. Но Конституционный суд Украины расценил такое постановление - установление максимума на уровне 4 тысяч гривен - нарушением конституционных прав человека.

Кстати, на позапрошлой неделе, в канун повторного голосования законопроекта о льготах детям войны, в стенах парламента как раз проходили испытание "огнем, водой и медными трубами" законопроекты об установлении максимальной границы пенсии.

На рассмотрение народных депутатов были предложены три законопроекта - от правительства, КПУ и блока Костенка-Плюща, которые, за исключением незначительных нюансов, почти не отличались один от другого.

Все они акцентировали внимание на том, чтобы ограничить размер пенсии для госслужащих и военных максимумом в 10 прожиточных минимумов.

Интересно, что срок действия данных законов был установлен на период нескольких месяцев (одним словом, как только выборы пройдут, все вернется на свое место).

Перед самим голосованием представители всех фракций взяли слово и в унисон осудили заоблачные пенсии в тысячи и десятки тысяч гривен, которыми наслаждаются привилегированная каста нашего общества (депутаты, судьи, прокуроры, чины СБУ и милиции, генералы).

Все без исключения призывали ограничить размеры пенсий и сформировать, в конце концов, справедливую систему отчислений в Пенсионный фонд.

Наконец, наступило время голосования, момент истины для народа, которому всегда интересно, отвечают ли благородные слова нардепов о социальной справедливости житейской правде.

Каждый законопроект набрал всего 135 голосов.

Ради справедливости стоит заметить, что зал Верховной Рады на момент голосования был почти полупустым. Но это, уже, конечно вопрос к народным депутатам, где они находятся и чем занимаются, когда голосуется такой болезненный для бедной страны закон.

И к президиуму Верховной Рады Украины, которая ставит такие важные законопроекты для рядового украинца на голосование в полупустом зале.

О какой защите народа может идти речь, если в повестке дня доминирует голый популизм, а не реальна экономическая политика, направленная на улучшение жизненного уровня населения?

Как можно кричать о защите социально обездоленных, если ты не готов поделиться частью своих привилегий с ними? Риторические вопросы.

Константин Серегин, для УП


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде