Гримасы столичной демократии

Вторник, 15 августа 2006, 15:43

"Прежде всего, позвольте выразить вам свое почтение – так начиналось сообщение пресс-службы Киевской горадминистрации, направленное на днях отдельным средствам массовой информации. – Настоящим письмом сообщаю вам, что в ближайшее время в Киевской городской государственной администрации будет принята новая схема работы с представителями СМИ.

Данная схема заключается в следующем: все комментарии представителей КГГА, интервью, а также любая другая информация, касающаяся деятельности администрации, будет распространяться исключительно пресс-службой КГГА.

Принятие данной схемы обусловлено стремлением избежать появления в прессе недостоверной информации. Также новая схема работы позволит пресс-службе более оперативно предоставлять вам запрашиваемую информацию. Убедительная просьба по всем вопросам, касающихся комментариев и интервью контактировать только с Анной Конрат или Мариной Матвиенко…

Уважаемы господа, прошу вас серьезно отнестись к новым требованиям, и не использовать личные телефоны руководителей КГГА, а также не назначать интервью через приемные.

Прошу вас всегда помнить о том, что мы открыты для сотрудничества, и сделаем все возможное, чтобы оно было плодотворным для обеих сторон. Также буду рада услышать ваши пожелания и предложения".

Ниже - подписи двух пресс-секретарей КГГА – Анны Конрат и Марины Матвиенко (стилистика текста сохранена).

В приложение к сообщению в качестве своеобразного "мемо" была прислана выдержка из закона "О печатных средствах информации (прессе) в Украине" с изложением прав и обязанностей журналиста редакции.

Разумеется, на следующий день киевскому мэру пришлось комментировать сообщение своей пресс-службы.

"Я для того, чтобы киевляне спали спокойно, дал вам возможность присутствовать на всех абсолютно главных событиях, которые происходят в Киевской горадминистрации… Но я не позволю некоторым совершенно безответственным людям делать глупые заявления, которые противоречат идеологии моей команды…

Было заявление, что в Киеве будет 3 тысячи такси, это чепуха. Такси в Киеве будет миллион, чтобы цены были ниже… Я предупредил того, кто это сказал: будет болтать глупости, я буду вынужден говорить вещи, которые ему не понравятся, или мы расстанемся. …Вдруг кто-то рассказывает о повышении тарифов… Пока со мной этот вопрос не решен, он не имеет права даже заикаться об этом.

Мы определим членов моей команды – Денис Басс, Кильчицкая Ирена, Олесь Довгий, целый ряд ответственных людей – которые могут комментировать разные события так, как это положено. Потому что нарастает информационная атака на Киевскую горадминистрацию... Рассказываются сказки о том, что плотина рухнет, все зальет водой. Мы проверили – ничего такого нет.

То вдруг какие-то тарифы увеличены... Брехня! Если кто-то из чиновников подтверждает информацию, которая не соответствует действительности, что-то комментирует – мы даже иск не можем предъявить изданию.

А факты такой брехни существуют. Недавно один из судов опроверг 28 публикаций в отношении моего сына. …Мы вынуждены защищаться таким образом!

С другой стороны, я заинтересован в вашем присутствии… Мне нужна критика – это нормально, но она должна быть конструктивна и не должна быть враньем...

Все, кто представляет собой ноль, так и останутся нолем… Как только я придам им одну единицу – они тут же выйдут к вам. В остальном – у вас вполне достаточно людей для того, чтобы комментировать события, иначе в Киеве мы создадим хаос.

...Вы перевираете, вот взяли и поставили в неудобное положение Яструбинского (начальник управления ценовой политики Киевской администрации – Ред.). Он будет давать вам информацию, но она должна содержать идеологический оттенок. Он - специалист по ценам, но давать комментарии без идеологической нагрузки, которую я на цены гружу – нехорошо. Потому что вы можете донести это совсем другим образом, вредным для киевлян".

Позвольте, а как же "Киев – европейская столица"? Как же демократические ценности, свобода слова?

Кстати, сообщения пресс-службы, размещенные на официальном веб-сайте столичной горадминистрации, по большому счету не содержат полезной информации, а скорее навеивают воспоминания о временах "дорогих товарищей", генеральных секретарей ЦК и прочих "братьев Карла Маркса".

Из этих сообщений можно разве что почерпнуть сведения о том, что тревожит киевского мэра в данный момент.

При этом пресс-служба Киевской горадминистрации рассылает журналистам лишь "кашку" из текстов распоряжений, причем тщательно отобранных, очевидно, по анонсируемому принципу, с идеологической нагрузкой-начинкой от Леонида Черновецкого.

Маловероятно, что журналисты, а главное, киевляне, чью столичную жизнь регламентируют эти нормативные документы, удовлетворятся этой кашей вкупе с комментариями людей, имеющих заслуги исключительно перед мэром, и пока весьма далеких от тех сфер жизни столицы, руководить которыми их назначил новый градоначальник.

А что касается заказного "мочилова"… Оно было, есть и будет. Пока есть те, кто готов платить, пока жива политическая конкуренция. А главное, до тех пор, пока решения киевской мэрии не перестанут быть закрытой, или лишь дозировано открытой информацией.

Пока ее нормативные акты не станут доступными для всех, прежде всего, журналистов. А до этого момента новому мэру будет сложно доказать, к примеру, что землю на Днепровской набережной выделял его духовному наставнику Аделадже, а также депутату-аккордеонисту Табачнику предыдущий Киевсовет.

Автор не питает иллюзий касательно адекватного восприятия Черновецким и его пресс-службой данной статьи. И все же, данный материал – не заказное "мочилово", а реакция журналистов, постоянно работающих с Киевской горадминистрацией, на попытку навязать прессе "новую схему работы".

Журналисты в демократических странах являются носителями власти, четвертой власти. Правда, политики чаще говорят об этом с иронией, непременно сдабривая это выражение сравнением профессии журналиста с "первой древнейшей".

Не спорим, что украинская журналистика еще далека до качественного исполнения роли "цепных псов демократии". Но она уже способна показывать зубы.

А также отдавать себе отчет в том, что попытки "выстроить схему работы" с прессой по "нужному" освещению деятельности городской власти свидетельствуют либо о ее бездействии, либо о действиях, не предназначенных для широкой огласки в силу их, как минимум, потенциальной непопулярности.

Наталья Максимова, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде