Что год грядущий СЭЗ готовит?

Воскресенье, 17 сентября 2006, 09:03

Новый Кабмин наконец-то огласил объемы налоговых льгот, которые с самого начала своей работы обещал вернуть "обиженным" правительством Юлии Тимошенко СЭЗам. Восстановить былые преференции в полном объеме правительство Виктора Януковича не решилось. И все же проект бюджета, применительно к "зонам", содержит достаточно коррупционных возможностей, которые способны вдоволь насытить взяточные аппетиты "хозяев" исполнительной власти.

В проекте бюджета-2007 Кабин предлагает предпринимателям "инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль" и освобождение на два года от уплаты таможенной пошлины при ввозе на территорию СЭЗ оборудования и комплектующих к нему. Кроме того, ранее правительство заявило о намерении до конца года провести инвентаризацию инвестиционных проектов СЭЗ.

Также бизнесменам сулят отсрочку на 90 дней по векселю по уплате таможенной пошлины и НДС при ввозе на территорию СЭЗ, где действует режим специальной таможенной зоны, товаров "с целью их переработки в рамках реализации инвестиционных проектов".

Как известно, сразу после первых заявлений нового правительства о восстановлении льгот для СЭЗ, их вечные противники, в частности экс-министр экономики и один из главных идеологов ликвидации преференций для СЭЗ и ТПР Сергей Терехин заявил, что бюджетные потери от восстановления льгот составят около 12 млрд грн.

В то же время, в правительстве так не считают. По убеждению первого замминистра финансов Вадима Копылова, бюджет ничего не потеряет: "Напротив, благодаря возобновлению этих льгот улучшиться инвестиционный климат - а тем самым увеличится рост ВВП, и мы получим дополнительные доходы и возможности для бюджета".

О том кто из них прав и вообще стоит ли возобновлять преференции для СЭЗ и ТПР и как это делать, можно спорить очень долго и много. Сейчас же хочется сказать о том, что именно предлагает правительство.

Судя по всему, создать новый прозрачный механизм поддержки инвестиционных проектов в СЭЗ Кабмин Виктора Януковича пока что не смог или же, не захотел. По мнению экспертов, некоторые из предлагаемых правительством преференций для свободных экономических зон не имеют под собой достаточного экономического обоснования, а также создают предпосылки для недобросовестной конкуренции.

Возьмем, к примеру, отсрочку по налогу на прибыль. Как считает эксперт Международного центра перспективных исследований Анна Чередниченко, льготы по налогу на прибыль более всего уместны для инвестиционных проектов и отраслей, которые традиционно являются неприбыльными.

"В Украине к таким можно отнести, скажем, здравоохранение. При существующей у нас системе, инвестиции в эту область не могут давать быстрой отдачи, - говорит Чередниченко, – Сюда можно добавить и долгосрочные инвестиции в какие либо научные исследования. Как правило, проекты такого рода требуют много денег и времени, но при этом имеют очень высокие риски. В СЭЗ и ТПР таких проектов я не знаю. Там обычно инвестируют в традиционные виды деятельности, и нельзя сказать, что применяют при этом какие-либо высокие технологии".

Похожим образом, по мнению экспертов, обстоят дела и с векселями на уплату таможенной пошлины и НДС при ввозе на территорию СЭЗ, где действует режим специальной таможенной зоны, товаров "с целью их переработки в рамках реализации инвестиционных проектов", а попросту говоря, давальческого сырья.

Несмотря на то, что некоторые эксперты предоставление таких векселей считают не льготой, а скорее механизмом, позволяющим упростить расчеты субъектов ВЭД с бюджетом, все-таки и в этом случае проект бюджета-2007 предоставляет маневр для злоупотреблений и коррупции.

Согласно проекту бюджета-2007, при ввозе давальческого сырья на территорию СЭЗ, где действует режим специальной таможенной зоны, участники инвестпроектов могут получить отсрочку уплаты таможенной пошлины и НДС сроком на 90 дней, при этом они выдают таможне вексель на соответствующую сумму. А по истечении срока векселя, уплачивают налог.

Однако, как считает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин, опыт показывает, что нередко подобные векселя становятся инструментом для откладывания уплаты налогов на очень отдаленную перспективу, если не навсегда.

"Для предприятий, постоянно импортирующих сырье в достаточно больших объемах, такая отсрочка по векселю может постоянно увеличиваться при ввозе каждой новой партии. Мотивируется это каждый раз тем, что в следующий раз вы заплатите еще больше. Т.е., по сути, предприятие еще не заплатило ни пошлины, ни НДС, а ему уже предоставляется новая кредитная отсрочка", - считает г-н Юрчишин.

Однако, это не единственная лазейка в новом документе. При наличии необходимых связей в правительстве, можно устроиться гораздо выгоднее, чем конкуренты. Причем для этого не надо выписывать никаких новых векселей. Дело в том, что проект бюджета-2007 предполагает, что если участники инвестпроекта успели ввезти и переработать давальческое сырье в течение 90 дней, на которые рассчитан вексель, то при экспорте полученной продукции “вексель погашается, а ввозная пошлина и НДС не взыскивается”. В бюджете сказано, что для того, чтобы погасить вексель, надо всего лишь предъявить в “налоговую” по месту нахождения копию вывозной грузовой таможенной декларации с отметкой таможни о том, что готовая продукция фактически пересекла границу.

По мнению директора по консалтингу компании "ВЕГА консалтинг" Сергея Ильяшенко, в этой норме нет ничего необычного: “Это механизм, часто встречается и в мировой практике“, - говорит он. Однако маневр для злоупотреблений в этом случае появляется, когда каким-либо субъектам будут предоставлять отсрочку по векселю свыше 90 дней. А проект закона о бюджете-2007 как раз и предполагает, что срок этой отсрочки может продлять правительство по своему усмотрению.

В таком случае предприятия, которые "договорятся" с Кабмином, смогут продлевать сроки переработки давальческого сырья если не до бесконечности, то на значительные сроки, и при этом вывозить готовую продукцию без уплаты налогов. То время как другие компании, не сумевшие добиться продления векселя, буду вынуждены укладываться в срок 90 дней.

"Эта тактика применялась у нас и в прошлые годы, когда постановлениями КМУ отдельным предприятиям предоставляли длительные отсрочки по уплате НДС и ввозных пошлин, - говорит Сергей Ильяшенко. - Нередко основания для продления отсрочки были весьма сомнительными, ведь при желании можно обосновать любую отсрочку, ссылаясь на сложные технологические процессы и т.п."

Специалисты считают, что такая ситуация сложилась из-за того, что правительство пытается назначить льготы, не разобравшись, а кому, собственно, их возвращает и зачем. "Когда-то льготы для СЭЗ упразднили одним махом, без всякого должного анализа, что нельзя назвать правильным и взвешенным решением, - говорит Василий Юрчишин. - Сейчас же, восстанавливая их с такой же поспешностью, правительство вряд ли принесет пользу экономике или обществу".

Мало надежд и на обещанную инвентаризацию инвестиционных проектов. Кабмин обещает провести ее до конца года. Однако, по мнению специалистов для такого серьезного экономического анализ не хватит трех с небольшим месяцев, которые остались до начала 2007 г.

"Серьезные экономический анализ всех проектов, которые сегодня зарегистрированы в СЭЗ, сделать за несколько месяцев просто невозможно, - говорит Василий Юрчишин. – Поэтому, если правительство утверждает, что проведет его до конца текущего года, возникают сомнения в том, что оно действительно намерено пойти на такой шаг. Либо же, если они таки проведут это исследование, скорее всего, его качество будет невысокое. Поэтому есть большие подозрения, что власть снова будет принимать специальные решения".


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде