Ватерлоо Януковича на седьмом этаже Кабинета министров

Пятница, 29 сентября 2006, 00:01

До сих пор в украинской политике была только одна история, когда порядок расположения руководителей государства за столом был знаком более красноречивым, чем слова, сказанные ними. "Рассадка по-французски" осенью 2002 года во время саммита НАТО в Праге была организована с целью, чтобы тогдашний президент-изгнанник Леонид Кучма не был соседом Тони Блера.

Но теперь украинская политика знает еще один конфуз – "рассадка по-донецки". Это когда Янукович пригласил Ющенко на заседание Кабмина, но по причине спора вокруг центрального кресла визит глава государства пришлось отменить.

Это – одно из объяснений причин, почему Ющенко не пришел на встречу с членами правительства, которая планировалась в четверг. За несколько минут до начала заседания президентский штандарт, установленный в большом зале правительства, был свернут.

Как рассказывают источники в аппарате Кабмина, Ющенко даже выехал с Банковой к Януковичу, и девушка из управления протокола Кабмина вышла с цветами встречать его у дверей дома на Грушевского 12/2.

Однако, узнав от своих людей, что ему предлагается кресло не в центре президиума, а по правую сторону от Януковича, Ющенко развернул кортеж назад. Настало время и главе государства показать характер в условиях холодной войны с Януковичем. Хотя, возможно, более красноречивой демонстрацией силы Ющенко было бы зайти в зал и спокойно сесть посредине, на место Януковича.

Впрочем, есть другое неофициальное объяснение отказа Ющенко прибыть в Кабмин. По словам одного из губернаторов, Ющенко пришел в негодование от намерения Януковича потребовать отставки пяти руководителей областных администраций – людей, которые находятся в президентской вертикали и являются членами оранжевых партий.

Уже позднее постпред президента в Кабмине Арсений Яценюк заявил, что Ющенко и не собирался приходить, так как ему нечего делать на этом заседании: "Это было сугубо внутреннее заседание правительства по итогам восьми месяцев, а макроэкономическую динамику можно понять по итогам 9 месяцев или года".

В любом случае, заседание Кабмина в четверг происходило в условиях обмена словесными боеголовками, но так и не завершилось захватом Януковичем новых властных хуторов в этой битве за полномочия.

Демаршу Ющенко ничего не предшествовало – так, за пять минут до назначенного времени в зал Кабмина вошел секретарь Совета национальной безопасности Владимир Горбулин, присутствие которого в правительстве выглядит логичным только при наличии президента.

Горбулин направился к главному юристу в аппарате Януковича Александру Лавриновичу – человеку, который был автором последнего конфликта между премьером и президентом с возвращенными указами. "Видите, это я к нему подошел! Это, чтобы вы знали – знак политического консенсуса", - сказал Горбулин, протягивая Лавриновичу руку.

Потом зашли Мороз и Янукович. На месте, где пять минут назад стояла табличка "Виктор Ющенко", теперь значились имя и фамилия спикера парламента.

"О, а где президент?"

Начав выступление, Янукович решил подчеркнуть, что заседание открыто для прессы, и это "ярко свидетельствует о расширении свободы слова в Украине". Аргумент пролетел мимо мишени, так как пускать журналистов на правительственные собрания начали еще при Лазаренко.

Вступительное слово Януковича развивалось по той же логике, как и речи других премьеров на аналогичных заседаниях – во всех неурядицах виноваты правительства, которые работали до того. С этого начала Тимошенко, с этого же – Ехануров, теперь вот – Янукович. При этом каждый из них считает делом чести критику подкрепить заявлением: "Я не хотел бы, чтобы это воспринималось как укоры нашим предшественникам...".

Те, кто хотят услышать выступление Януковича полностью, могли это сделать на канале его советника Эдуарда Прутника, который решил заполнить вечерний эфир так, как это лет пять назад делал УТ-1, транслируя речи Леонида Кучмы в повторе.

"Всем слушать меня! Один раз здесь, а второй - по телевизору"

Реплика же, которая стала прелюдией к скандалу на заседании правительства, иллюстрировала неудовольствие Януковича губернаторами, которые плохо готовятся к зиме.

"Не можете решать этот вопрос? Скажите об этом публично, мы поблагодарим, и будут другие работать", - предупредил Янукович. Это предложение не значилось в проекте речи Януковича, размещенной на сайте Кабмина, и, очевидно, было вписано в последний момент.

Также в последний момент в проекте постановления появился пункт номер четыре. "...Поставить перед президентом вопрос о целесообразности пребывания на занимаемых должностях руководителей Полтавской, Тернопольской, Харьковских, Херсонской, Черниговской областей по причине неудовлетворительного решения проблем, которые сдерживают социальное и экономическое развитие в государстве".

Как признался первый заместитель министра Кабмина Александр Лавринович, он к началу заседания даже не знал, что в постановлении появился такой пункт.

Автором идеи освободить пятерых губернаторов, по данным источников "Украинской правды", выступил вице-премьер Андрей Клюєв.

Черный список на увольнение состоял из пяти фамилий – губернатора Полтавской области Валерия Асадчева, Тернопольской – Ивана Стойко, Харьковской – Арсения Авакова, Херсонской – Бориса Силенкова и Черниговской – Николая Лаврика. Все как один являются членами партий, которые поддерживают Ющенко.

После выступления Януковича члены правительства отчитывались про свои достижения и промахи предшественников.

Выглядело это как сплошное "бу-бу-бу-бу", особенно отметился министр экономики Макуха. Скука, как всегда на подобных заседаниях, начала съедать всех присутствующих.

"Вера Ивановна, не спите, а то заметит Железный хозяин"
"Не страшно, вон Валентине Петровне снятся лондонские биржи"

Чтобы не заснуть, губернаторы стали обмениваться записками. Так, кто-то послал постпреду президента Арсению Яценюку короткое послание с двойным содержанием: "Народ не возьмешь на макуху".

"Народ не возьмешь на макуху". Цитата из Бориса Олейника

Но, огорченный неявкой Ющенко, Янукович явно не собирался спать. От однообразия ораторов он постепенно стал терять равновесие. И во время выступления первого заместителя министра финансов Вадима Копилова Янукович сорвался: "Я вижу, что вы не понимаете, что такое регламент? Вы выступаете больше 10 минут! Я же всех предупреждал!"

Представитель Ющенко Арсений Яценюк уложился в пять минут. Это был дебют публичной перепалки между правительством и секретариатом президента, которая до того происходила в форме заявлений. На гнетущем фоне заседания Яценюк решил поиздеваться над Кабмином. "В Украине – одна из лучших динамик на постсоветском пространстве!", - заявил он в ответ на заявления Януковича о кризисе.

Далее Яценюк посоветовал правительству сосредоточиться на проблемах собственного региона: "Взрыв на шахте имени Засядько требует реформирования угольной отрасли в целом. Если мы не сделаем это, то и дальше вместе с углем будем вытягивать тела шахтеров".

Защищать губернаторов от запланированного увольнения Яценюк взялся со словами о том, что за ситуацию в регионе, помимо руководителей областных администраций, "солидарную ответственность несет правительство".

"И есть предложение от президента обсудить этот вопрос, чтобы конструктивно его решить", - добавил Яценюк.

"А вам привет от президента. Он ехал сюда, но где-то по дороге потерялся"

Следующим на трибуну поднялся один из губернаторов, внесенный в черный список – руководитель Тернопольщины Иван Стойко, который начал сыпать цифрами в знак оправдания.

Тогда уже снова не выдержал Янукович, и обратился к Яценюку: "Я отвечу вам, Арсений Петрович, и отвечу глубокоуважаемому Виктору Андреевичу... Мы никогда не будем гостями в регионах... В постановлении речь идет о просьбе к президенту рассмотреть вопрос о целесообразности пребывания на должности, а не об увольнении".

"Я просил бы, чтобы мы не повторяли случаев в Луганской области. Поедьте, посмотрите, что делается в Луганской области – я вас приглашаю! Я был на представлении губернатора, и ощутил, что область разрушена! Полгода там не было председателя областной администрации. Если мы так будем решать кадровые вопросы, то благодарности от людей не будет", - указал Янукович.

Потом он обратился к губернатору. "Этот лепет о том, что у нас есть достижения – не должно его быть! О достижениях пусть говорят люди", - сказал Янукович. "Если у вас еще будет такая возможность, я хочу, чтобы в следующий раз вы говорили с такой точки зрения. Я с вас спрошу! И садитесь на место, здесь не Верховная Рада", - метнул молнии Янукович в Стойка.

Но на трибуну и дальше выходили губернаторы, над которыми нависло увольнение. Ощущение, чтое эту экзекуцию Янукович не переживет, появилось во время выступления руководителя Херсонщины Бориса Силенкова – это было чем-то средним между истерикой и проповедью.

"Если вы мне не верите, то сформируйте комиссию, и пусть она поедет к нам и спросит, кто такой Силенков? Да я люблю Херсонщину! У меня три сына – и если нам придется умирать за Украину, то мы будем умирать стоя, а не на коленях!", - заявил он Януковичу.

Ситуация начала обостряться. На помощь Януковичу бросились Николай Азаров, Андрей Клюєв и Юрий Бойко, которые начали подвергать критике губернатора. Силенков позвал в адвокаты председателя Фонда госимущества Валентину Семенюк.

"Я могу подтвердить, что приезжала на Херсонский хлопчато-бумажний комбинат... Там одну фабрику захватила одна банда, другую фабрику – вторая банда, третью – третья банда! И я выстояла на трибуне в присутствии губернатора восемь часов, и мы сняли вопрос, мы выиграли суд первой инстанции о возвращении комбината в госсобственность", - дала Семенюк свидетельства в пользу Силенкова.

"Эх, чайку бы хряпнуть успокоительного...
Ну, так намного лучше!"

Ощущая, что финал угрожает расколом, Янукович отступил. Он предложил создать комиссии относительно пяти руководителей областей, которых собрались уволить. Но губернаторы продолжали психологическую контратаку.

Взрыв метана в в отдельности взятой голаве

Следующим отбиваться вышел руководитель Черниговщины Николай Лаврик. Этот человек известен тем, что когда-то получил должность губернатора, так как дала правильный ответ Ющенко. (Как однажды рассказал президент, это выглядело так: "Я спросил у него во время одного разговора: "Воровать будешь?". Он сказал: "Нет".)

Вот и сейчас Лаврик предупредил Януковича: "Я утверждаю, что власть на Черниговщине честная, она не ворует, она не отбирает ни одного предприятия, ни одного магазина!".

"Я вам не завидую, я вам сочувствую", - ответил Лаврику растроганный Янукович. "Сколько раз я был на Черниговщине, то всегда было больно смотреть людям в глаза, там так тяжело работать, и такие бедные люди. С утра до ночи пьют, а потом с ночи до утра снова пьют – потому что нечего делать. Вы согласны со мной?"

"На сто процентов согласен!", - отчеканил Лаврик. Губернаторы от "Нашей Украины", которые собрались на галерке зала заседаний, начали смеяться и аплодировать. Показалось, что это перелом в ходе заседания правительства, и авторы идеи отхватить у Ющенко пятерых губернаторов сломали зубы.

Янукович воспринял это как издевательство над собой: "Аплодисменты, которые сегодня здесь были в зале... я все это хорошо понимаю. Кто хочет хлопать в ладоши на Майдане, то я вам такую возможность очень быстро дам! Там будете хлопать! А в правительстве все должны работать и отвечать за результаты нашей работы".

За этим безумием Черновецкий так и не выступил. Хотя и написал речь

Янукович предупредил, что будет драть по три шкуры со всех чиновников: "И для меня не имеет значения, кто в какую церковь ходит!"

"Я хотел бы предупредить всех, кто считает, что можно будет и дальше играть на политических эмоциях и уходить от личной ответственности. Чиновники здесь в Киеве научились играть в политику – вместо того, чтобы решать вопросы!"

Здесь у Януковича начало говорить подсознание – его явно волновал разлад в отношениях с Ющенко: "Заполитизированный чиновник ищет в мутной воде свое безответственное место, как бы сориентировать президента, что кто-то на него не так смотрит". Кого он в этот момент имел в виду – непонятно.

Янукович готов подержать кресло для Ющенко. Только не в центре

Потом Янукович еще раз добавил: "Безусловно, мы будем сотрудничать с президентом, и всегда мнение президента будет учтено при подготовке программ правительства".

Далее Янукович подобрел и призвал губернаторов: "Звертайтеся до уряду, будемо вам допомагати, щоб ви там у областях не варилися у власному соці". Подумав, Янукович исправился: "Тобто у власному соку".

"Фу, Виктор Федорович, вы не знаете нашей мовы! Трэба казать не "в соці", а "в соку"

Янукович также призвал губернаторов и председателей областных советов объясниться между собою. "Вам после этого заседания, когда будете возвращаться домой, надо сесть в один автомобиль, в один самолет, в одно купе..."

"И на Канары?", - спросил веселый голос из зала. Янукович реплику не услышал, потому что дальше дал очень серьезный совет своим подчиненным. "Те, кто сидят на схемах отмывания бюджетных денег, должны понять, это – временно. И закончится плохо. То есть это – вопрос бесперспективный. Лучше отказаться от этой практики как можно быстрее".

Далее же начались пять минут ужаса для Романа Зварича.

Янукович объявил намерение поставить постановление на голосование в неизменном виде. То есть с фактической рекомендацией Ющенко уволить пяты губернаторов.

Руку поднял Юрий Луценко: "Уважаемый Виктор Федоровичу, аргументы, высказанные губернаторами, являются достаточными для того, чтобы изменить формулировку относительно смещения с должности. И почему губернатор Полтавской области, который три месяца на должности, имеет положительную динамику, должен быть не предупрежден, а сразу уволен? Я знаю, что херсонский губернатор делает все для улучшения ситуации. В таком виде постановление не отвечает духу объективности".

Луценко - Гриценко: "Толик, надо спасать президента!"
"Ничего, сейчас Зварич выйдет на арену"

Луценко поддержал министр семьи и молодежи Павленко. "Все, хватит! Я учту ваше мнение, когда будет работать комиссия по этим губернаторам", - оборвал его Янукович.

А вот потом слово взял Зварич, который заявил, что постановление противоречит регламенту Кабмина, так как не проходило экспертизу в Минюсте. Зварич добавил, что полномочия назначать и освобождать губернаторов належат Ющенко по представлению правительства.

"Но из текста постановления не понятно, мы делаем представление относительно увольнения или всего лишь вступаем в дискуссию с президентом относительно увольнения?", - начал он растолковывать Януковичу тонкости.

"Мы решили составить комиссию, спокойно рассмотрим вопрос. Но в постановлении все оставим в том же виде, а ответ дадим позднее", - парировал Янукович.

Зварич вздрогнул: "Я вынужден привлечь ваше внимание, уважаемый господин премьер-министр, что такая формулировка мне кажется не совсем корректной, так как она не соответствует статьям 106 и 118 Конституции".

В ответ Янукович сорвался – он начал рассказывать, что его целью является не отставка губернатора, а осознание руководителем области ответственности, которую он несет.

"Я закончил вчера работу по этому вопросу около полуночи... Имейте в виду, и я предупреждаю всех, в том числе и вас, Роман Михайлович! – все, кто стоят на пути у поднятия уровня ответственности за свои обязанности – я лично буду инициировать увольнение этих людей, в том числе и вас!", - сказал Янукович.

"Я хорошо понимаю свой уровень ответственности перед украинским народом, который меня избрал, и перед коалицией! И члены правительства от "Нашей Украины" должны понять, что мы с вами в деликатных отношениях! В деликатных отношениях! Мы еще не подписали соглашения, поэтому не играйте со мной!", - добавил Янукович.

"Я – принципиальный человек! Я буду с вами работать соответственно договоренности с президентом. Я вам говорил, Роман Михайлович, что это наша личная договоренность! Чтобы мы были единой командой, а не выковыривали, как стать препятствием на пути единого дела!", - заявил Янукович.

Зварич, который пытался быть очень деликатным, не ожидал такого поворота. Он ответил, что Янукович мог его неправильно понять, так как он только имел в виду, что постановления правительства должны проходить экспертизу Минюста, чего не было в данном случае.

После этого Янукович поручил Лавриновичу и Зваричу сделать экспертное заключение. "Вопрос (об ответственности пяти губернаторов) не снимается. Возможно, по форме оно будет другим", - сообщил о своем решении премьер.

"Дядя Ющенко, если уволят Авакова, то и меня тоже? Остается только напиться..."

Объявив перерыв, он уже было собрался пойти на обед, который накрыли в кулуарах, как к нему подошел Зварич. Они переговорили несколько минут, после чего Янукович в разговоре с журналистами рассыпался в комплиментах: "У нас нормальные отношения. Я его поблагодарил, пожал руку, он профессионально работает министром юстиции".

"Никакого столкновения сегодня не состоялось. Это начало настоящей работы, нормальных отношений. А увольнения – это будет постоянный процесс по всей вертикали исполнительной власти. Если руководитель не работает стабильно, не исполняет свои обязанности, то здесь будут проблемы", - пообещал Янукович.

Губернаторы тоже расходились удовлетворенными – они защитили один из последних форпостов власти Ющенко. Но сам президент со своим резервом так и не встретился – на Банковой с губернаторами переговорил его кризисный менеджер Балога.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде