Подписывал ли Степан Бандера пакт Молотова-Риббентропа?

Четверг, 12 октября 2006, 14:20

Кажется, что украинское общество уже созрело для нового, нестереотипного взгляда на проблему Украинской Повстанческой армии. По крайней мере, об этом свидетельствуют последние дискуссии.

Один из таких стереотипов состоит в том, что воины УПА якобы нуждаются в уравнении в правах с воинами Советской армии.

Однако Советская армия только в части своих действий боролась за Украину. Это имело место там, где она противостояла фашизму, который старался уничтожить целые народы.

В другой части своих действий Советская армия защищала режим Сталина, оказывала содействие установлению дикарских тоталитарных порядков в Украине и других государствах Европы, своими завоеваниями помогала убийству народов, в том числе и украинского.

Причем, воины Красной армии в большинстве своем не догадывались, что вместе с положительной миссией несли не менее отрицательную. Поэтому очень часто удивлялись отношению к себе со стороны населения Чехии, Венгрии или той же Западной Украины.

В противоположность этому, УПА боролась за независимую Украину, в которой мы все сегодня живем.

Упреки относительно сотрудничества с немцами, которые звучат сегодня со стороны коммунистов, смешны уже тем, что звучат именно с их стороны. Ведь именно СССР подписал с фашистской Германией соглашение о дружбе.

Именно Москва подписала тайный пакт Молотова-Риббентропа о распределении Европы. Именно по соглашению Сталина с Гитлером и фашистской Германией на Западной Украине появилась советская власть и войска НКВД.

Именно СССР вместе с Германией, выполняя этот пакт, напал на Польшу, вплоть до июня 1941 года предоставлял фашистской Германии техническую помощь и провел общий советско-фашистский парад в Бресте.

Обвинения в сотрудничестве с немцами не могут объяснить, почему в Киеве есть улица, названная именем оуновки Олены Телиги.

Ее вместе с тысячей руководителей ОУН на Восточной Украине росстреляли в Бабьем Яру, а большое количество оуновцев сидело в немецких концлагерях и погибли там. У самого Степана Бандеры в концентрационном лагере погиб брат.

Фашистам не нужна была независимая Украина. Им нужны были земли на Востоке. Очевидно, что УПА преследовала свою собственную цель, независимую от немцев, и шла к ней всеми имеющимися силами. Цель эта – независимая Украина.

Обвинения в адрес УПА в преступлениях против мирного населения принципиально неуместны.

Почему-то об этих "преступлениях" не помнит само население Западной Украины и практически единодушно считает УПА героями. Вместе с тем, население очень хорошо помнит о преступлениях против мирного населения со стороны тех, с кем УПА боролась.

Это несоответствие до сих пор не способна объяснить ни одна пропаганда.

Кроме того, героизм предусматривает сознательный выбор. При таких условиях с воинами УПА могут сравнится разве что добровольцы Советской армии, в противоположность тем, кого мобилизировали. Ведь в УПА никого не мобилизировали – удержать кого-то насильно в подпольной армии практически невозможно.

Однако и такое сравнение не совсем справедливо. Ведь значительно легче воевать, зная, что за твоими плечами одна из самых мощных и больших стран мира, и совсем другое – иметь за плечами только свою идею и понимание, что твое дело почти наверняка не победит при твоей жизни.

Наверное, немало украинских советских ветеранов, если бы знали то, что известно сегодня, были бы на стороне УПА.

Поэтому речь может идти не об уравнении воинов УПА в правах с советскими воинами, а об особом статусе воинов УПА.

Возможно, только по материальными льготам статус может быть одинаковым с воинами советской армии. Особый статус нужен не только самим воинам УПА, но и следующим поколениям, которые должны знать, что хорошо, и что – нет.

Через УПА украинский народ обнаружил свою удивительную силу духа. Он в одиночку противостоял десятилетиями едва ли не самой мощной стране мира. И это в то время, когда боролась только часть украинцев, а другие народы СССР и Европы, начиная восточными немцами и заканчивая чехами и венграми, не отваживались на малейшее сопротивление.

Ненавидят только того, кого боятся. Само клеймо "бандерівець", которое украиноненависники лепят к месту и не к месту, временами чуть ли не к каждому украинцу, говорит о том, что так, как силу украинского восстания, "совки" ненавидели и боялись мало кого. И правильно делали. Ведь, в конце концов, именно воскресшая Украина разрушила империю.

Поэтому призывы отечественного политикума к дальнейшему "подробному изучению" вопроса УПА являются лицемерными. 15 лет независимости было вполне достаточно для такого изучения. Советские воины всегда пользовались почетом.

Итак, воинам УПА следует поспешить дать возможность воспользоваться почетом того государства, за которое они боролись, хотя бы на склоне жизни.

Естественно, решение относительно УПА не понравится Наталье Витренко и компании. Однако это не должно быть препятствием.

Этой компании не нравится само существование независимой Украины. Но это не значит, что нашей Родине не нужно жить. Необходимо избавлятся от иллюзий о возможности примирения с теми, кто оттказывает в праве на существование Украине и украинскому народу.

Надо честно признать, что в стране живет определенное количество людей (к счастью, не так много), которые считают, что единственной ошибкой СССР в политике относительно украинского народа было то, что не убили еще дополнительный десяток-другой миллионов украинцев, чтобы Украина уже никогда снова не поднялась. Украинофобские кадры империи, расставленные в свое время по экономически и политически выгодным позициям, до сих пор имеют очень значительное влияние в Украине.

Уровень нелояльности отдельных граждан к Украине откровенно изумляет.

Во время позапрошлогодней президентской избирательной кампании один донецкий паренек говорил, что если бы его бабуля узнала, что он знает украинский, она отругала бы его последними словами: "А если бы узнала, что говорю, то убила бы". Слабый оптимизм вселило его обещание все равно учить украинский, "потому что прикольно".

Немало приезжих не приростут к Украине уже никогда. Однако для многих других Украина стала доброй землей, где каждый белорус и каждый бурят, и даже бывший зэк могут стать премьер-министром – значительно более доброй, чем земли, откуда они родом.

Возможно, хотя бы их внуки будут понимать – все, кто был за свободу этой доброй земли, заслуживают на почет.

Александр Палий, историк, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде