Первые "энергетические" шаги Гайдука?

Пятница, 13 октября 2006, 14:38

"Никаких задач, кроме тех, которые предусмотрены законодательными актами, я не получал"

Гайдук, 10.10.2006

Контрнаступление на энергетическом фронте

10 октября 2006 года надолго запомнится Виктору Януковичу, Ринату Ахметову и Андрею Клюеву.

Президент приготовил для них две новости: одну хорошую, а другую – еще лучше.

Хорошая новость – назначение секретарем СНБОУ Виталия Гайдука, бывшего бизнес-партнера Ахметова и подчиненного Януковича сначала в Донецкой госадминистрации, а позже – в Кабинете министров.

"Это опытный специалист, у которого есть большой опыт работы на разных должностях, человек рассудительный, поэтому вибор, на мой взгляд, положительный", – сказал премьер в комментарии "Украинским новостям".

Наверное, в данном случае самыми важными являются те характеристики Гайдука, о которых Янукович знает, но не говорит.

Во-первых, это уровень благосостояния и опыт, которые разрешают новому секретарю СНБОУ уверенно чувствовать себя на переговорах с такими людьми как Ахметов или министр энергетики и промышленности России Виктор Христенко и председатель РАО Газпром Алексей Миллер.

Во-вторых, Гайдука отличают системность мышления и деятельности, последовательность в отстаивании своей позиции.

В отличие от Януковича, он не спасовал перед Кучмой, когда тот попробовал навязать свой вариант то ли газотранспортного консорциума, то ли реверса "Одесса-Броды".

В-третьих, о Гайдуке одобрительно откликнулись и эксперты, говоря об усилении команды Ющенко, хотя и подчеркнули настроенность нового секретаря СНБОУ на сотрудничество, а не на войну с правительством.

Вторая новость для "донецких" состояла в отмене двух указов – "О мероприятиях по повышению эффективности управления энергетическим комплексом" и внесеных в этот акт изменений – а также в подписании закона "Об управлении объектами государственной собственности".

Названные указы, подписанные еще Кучмой, служили правовой основой для принятия правительственного постановления об образовании Национальной акционерной компании "Энергетическая компания Украины".

Этот документ предусматривал передачу в уставный фонд новой энергетической НАК пакетов акций государственных энергогенерирующих и энергораспределяющих компаний. Управление этим монстром осуществлялось правительством, а с декабря 2005 – фактически Министерством топлива и энергетики.

Таким образом, на энергетическом рынке создавался игрок-монополист, под которого были вынуждены подстраиваться частные компании.

Среди идеологов теперь уже упраздненных указов называли Виктора Медведчука. В "Зеркало недели" писали, что таким образом семья Кучмы, независимо от результатов выборов, хотела сохранить контроль над миллиардными финансовыми потоками. НАК была инструментом такого контроля.

После победы Ющенко оказалось, что заложенная в энергетике схема управления отдает практически все рычаги в руки ловких руководителей Минтопливэнерго, у которых есть собственный выход на президента.

Таким образом, "киевэнерговский клан" Плачкова и Продана смог за год расставить на ключевых позициях в НАК "ЭКУ" своих людей и подчинить себе независимый орган регулирования – НКРЭ.

Тем не менее, как только "власть поменялась", схема управления, построенная на личных связях с самым сильным в государстве должностным лицом, была быстро заполнена другими людьми.

После политической реформы и образования антикризисной коалиции, все рычаги влияния на НАК "ЭКУ" попали в руки тандема Ахметова-Клюева.

В Минтопливэнерго вопрос электроэнергетики курирует специалист и, вместе с тем, "донецкий" заместитель министра Шеберстов, который действует автономно от министра Юрия Бойко и практически напрямую завязан на Клюева.

Президентом НАК "ЭКУ" был назначен Глущенко, председатель ООО "Схидэнерго" – арендатор трех самых больших ТЭС в Донецкой и Луганской областях, полный контроль над которым осуществляет "СКМ" Ахметова.

Однако этот "праздник жизнь" длился недолго, как раз до 10 октября 2006 года.

Президент фактически лишил Кабмин монопольных прав управления энергетическими компаниями. Поскольку в момент принятия постановления Кабмином корпоративными правами самых привлекательных предприятий – государственными контрольными пакетами акций 4 энергогенерирующих компаний и 14 контрольных пакетов облэнерго – управлял Фонд государственного имущества Украины.

Эти же полномочия ФГИУ окончательно были закреплены подписанным 10 октября законом "Об управлении объектами госсобственности".

Как отметил в комментарии "Коммерсант-Украина" директор Международного института приватизации собственности и инвестиций Александр Рябченко, что, хотя закон предоставляет правительству широкие полномочия, он имеет преимущественно нормообразовательный характер. То есть, все, как всегда, будет решать ФГИУ.

Конечно, при других обстоятельствах, следовало бы ожидать судебной волокиты со стороны неутомимого секретариата Кабмина относительно правомерности указа и откровенного игнорирования правительством Януковича прав Фонда госимущества относительно управления, которое вдобавок где факто не имеет полномочного руководителя.

Однако врядли такие действия понравятся новому секретарю СНБОУ. Тем более, если он уже пообещал делать то, что требует закон и следить за соблюдением законов другими.

Более того, можно предположить, что и издание указа об отмене НАК "ЭКУ", и подписание закона были рассчитаны как "первая ласточка" от СНБОУ Кабмину, или от "ИСД" – "СКМ".

Теперь ключевой вопрос, который решит, кто победит в борьбе за контроль над украинской электроэнергетикой – Гайдук или его "заклятые друзья" из Кабмина и Партии регионов – избрание Верховной Радой нового правомерного председателя ФГИУ.

Валентина Семенюк не устраивает "Регионы" из-за партийной принадлежности и личных качеств руководителя. Тем не менее, в свете последних событий не исключено, что президент и секретарь СНБОУ попробуют договориться с Александром Морозом и БЮТ о результативном голосовании за старого-нового председателя ФГИУ.

Однако владельцы Партии регионов могут попробовать договориться с президентом об адекватной кандидатуре.

Поговаривают, что такого человека может предложить фракция "Нашей Украины". Это – экс-руководитель Фонда Александр Бондарь.

Он может устроить всех как прогнозируемая и компромиссная фигура. Хотя "донецким" придется смириться с тем, что в вопросах управления госимуществом и приватизации придется считаться с Гайдуком и президентом.

"Менеджеры-бессребреники"

Вместе с тем не следует отрицать и личную заинтересованность Гайдука в упомянутых изменениях правового поля.

В ноябре 2005 между ним и "киевэнерговским" кланом началась война за контроль над госпредприятием "Укринтерэнерго". Плачков настойчиво обвинял Гайдука в лоббировании сохранения своих назначенцев в компании.

С такой же настойчивостью Гайдук опровергал свои связи с "УИЭ", тем не менее, не перестал подвергать критике действия Минтопливэнерго в сфере организации экспорта электроэнергии. Стороны обменялись информационными ударами и судебными исками.

Более того, Плачкова называют среди людей, которые в декабре 2005 года в ультимативной форме требовали от президента не делать достоянием общественности указ о назначении Гайдука вице-премьером по вопросам топливно-энергетического комплекса.

Теперь после отмены НАК "ЭКУ", "Укринтерэнерго" снова в свободном плавании, а через механизм судов к его рулю, очевидно, вернется человек, которому предъявляли обвинение в близости к руководству "ИСД".

Итак, аппетиты "донецких" успокоены, президент в конце концов выдал решение, интересы "ИСД" предусмотрены.

Очевидно, именно такая модель отношений власти и бизнеса сегодня устраивает как президента, так и верхушку одной из наибольших украинских финансово-промышленных групп. Остается только один открытый вопрос: что будет гарантировать паритет в таких явно несимметричных отношениях.

Хотя, возможно, это нормальный процесс: следом за парламентом и правительством, ФПГ поглощают институт президентства. Чем это может закончиться – тема отдельного разговора.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде