Миноритариев задушат кворумом ®

Среда, 18 октября 2006, 09:37

Если планы депутатов от Партии Регионов осуществятся, то репутацию украинского государства как экономического партнера для бизнеса будет разрушено, украинский фондовый рынок фактически умрет, а в сфере управления государственной собственностью буйным цветом расцветет коррупция.

А все – из-за одиного из законопроектов, который уже прошел первое чтение в Верховной Раде.

Ни в номере этого законопроекта - №1129, ни в фамилии его автора, народного депутата от Партии регионов Юрия Воропаєва, тяжело найти что-то демоническое. Тем не менее, этот документ можно считать апокалипсическим для украинского инвестиционного климата.

Экономика им. Витренко

Если коротко объяснять юридическую суть, то целью законопроекта является снижение планки обязательного присутствия акционеров для правомочности общего собрания с 60 до 50% (изменения в статье 41 и 60 Закона Украины "О хозяйственных обществах").

Кроме того, этот закон распространяется только на предприятия, где доля государства в уставном фонде превышает 50% акций. Для других предприятий данный нормативный акт вступает в силу с 1 июля следующего года.

Для тех, кто не знаком со всеми нюансами корпоративного законодательства Украины, юридический язык законопроекта можно перевести следующим образом. Чиновникам дают практически неограниченную власть над предприятиями, в которых государству принадлежит больше половины акций. При этом ставленники государства могут руководить этими предприятиями на свое усмотрение, не считаясь с мыслями и пожеланием тех, кто владеет практически такой же долей акций компании.

Для того, чтобы оценить катастрофические следствия такого закона, следует вспомнить, что инициатором принятия такого закона стала большая сторонница всего рыночного Наталья Витренко.

В самом деле, первый раз инициатива изменить таким образом корпоративные правила прозвучала именно от прогрессивной социалистки, случилось это в 2001 году. Однако тогда документ не получил поддержку парламента: депутаты посчитали, что снижение кворума может обернуться корпоративной путаницей на многих предприятиях.

Но нынешнее поколение народных избранников, а именно - Партия Регионов - похоже, чрезвычайно нуждается в интеллектуальном заделе выдающегося экономиста Витренко.

Душный кворум

Если говорить серьезно, то есть несколько причин для депутатов не голосовать за закон. Во-первых, есть несколько очевидных юридических "ляпов", которые делают нажимание кнопки "За" в голосовании по №1129 признанием собственного юридического невежества.

Даже неюристу очевидно, что закон прямо противоречит ст. 13 Конституции Украины ("все субъекты права собственности равны перед законом").

Также, согласно ст. 319 Гражданского кодекса Украины всем владельцам обеспечиваются равные условия осуществления своих прав.

Но дело даже не в юридических нонсенсах.

Партия Регионов, стремясь расширить границы своего влияния через подконтрольную им исполнительную ветвь власти, не понимает, что на самом деле может добиться противоположного результата.

Предположим, на определенных предприятиях - например, ОАО "Укрнафта" - государственные структуры получат возможность творить все, что им захочется, без учета интересов других совладельцев предприятия, среди которых - много иностранцев (кстати, что они тогда станут рассказывать об Украине?).

Тем не менее, на других предприятиях, где у государства нет кворума в 50%, спустя какое-то время власть наоборот, потеряет контроль. В частности, можно назвать пример корпорации "Укртатнафта", где татарской стороне принадлежит большинство акций.

Появляется вопрос - делали ли авторы этого "эпохального" документа хотя бы какое-то минимальное исследование, как повлияет на корпоративные права государства этот законопроект? На каких предприятиях государство выигрывает, а на каких - проиграет?

К сожалению, общественность и депутаты, от которых собственно и зависит судьба государства, готовы, наверное, сейчас голосовать вслепую, не увидев никаких обоснований для законопроекта.

В конце концов, нужно также учитывать тот факт, что в Украине, наверное, как нигде, успешно реализованный тезис о том, что государство является неэффективным хозяином предприятий. Наверное, мало кто будет сомневаться в том, что привластная группировка чиновников стремится к большим полномочиям по управлению бизнесами-активами - явно не для того, чтобы накормить голодных и напоить жаждущих.

Намного легче поверить в то, что бюрократы стремятся урвать шмат у частных предпринимателей, и набить свои собственные карманы, чтобы компенсировать свои затраты на получение власти.

Кстати, согласно выводу Главного научно-экспертного управления ВР Украины от 15.09.2006 г. в случае принятия законопроекта 1129 он приведет к нарушению прав миноритарных акционеров, отношение которых к вопросам, включенным в повестку дня собрания, будет фактически игнорироваться. В частности, эксперты Верховной Рады высказали следующие мысли:

Предложения относительно снижения кворума общего собрания с 60% до 50%, в случае принятия Закона, фактически приведут к тому, что в тех обществах, в которых государство прямо или опосредованно владеет 50% акций (долей) общества + 1 акция, другие акционеры фактически и формально лишаются права на участие в решении вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общества, поскольку лишь государство будет принимать решения по указанным вопросам. Участие других акционеров (участников) в общем собрании не будет требоваться, а поскольку лишь по отдельному исключению решения на общем собрании принимаются большинством голосов от присутствующих, участие акционеров в управлении обществом, которым принадлежит 49 % голосов, данным законопроектом фактически нивелируется.

Учитывая общеизвестный тезис о том, что государство является неэффективным владельцем, указанные решения государства, как акционера, не всегда несут пользу предприятию и не будут оказывать содействие привлечению инвестиций, учитывая изменения точки зрения в зависимости от политической ситуации в стране. Соответственно, такие изменения потянут отрицательные последствия и в долгосрочной перспективе развития государства.

Очевидно, что закон разрушит несмелые ростки фондового рынка - ведь значительное расширение прав владельца контрольного пакета должно происходить параллельно с усилением защиты прав миноритарных акционеров. В противном же случае, подобные изменения приводят к обесценению акций владельцев небольших пакетов - собственно, других на бирже, как правило, и нет.

Быстрее - пока не заметят?

Удивляет и пугает скорость, с которой законопроект продвигается через бюрократические процедуры в Раде.

15 сентября Главное научно-экспертное управление парламента уже написало свою (отрицательную) резолюцию, а 30 сентября появилось одобрительное письмо первого вице-премьера Николая Азарова, 4 октября вопрос рассматривался членами экономического комитета ВР, а на следующий же день был вынесен на рассмотрение всей Рады и 5 октября принят в первом чтении.

Согласно нормам регламента ВРУ на внесение предложений ко второму чтению народным депутатам отводится 14 дней (т.е. до 20 октября). Но вопреки этому, уже сегодня законопроект запланирован к рассмотрению в комитете, а завтра, 19 октября, - на пленарном заседании ВРУ.

Складывается впечатление, что законопроект продвигают очень влиятельные силы. Значит, эта сторона рассчитывает на немалую отдачу от своих усилий. К сожалению, эта отдача целиком будет получена за счет народа Украины, который является владельцем государственного имущества, а также частных акционеров, которые ранее имели неосмотрительность стать партнерами государства в хозяйственных делах.


Публикуется на правах рекламы

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде