Коалиция тянется к оружию

Четверг, 19 октября 2006, 14:21
Президент Украины Виктор Ющенко 16 октября впервые прибегнул к крайнему методу воздействия на Кабмин. А именно, принял решение опротестовать в Конституционном Суде постановление правительства, вследствие чего была приостановлена юридическая сила этого документа.

Вето главы государства коснулось решений, принятых правительством 20 сентября в сфере управления одним из наиболее важных государственных активов – ГК "Укрспецэкспорт" (УСЭ), который доминирует на отечественном рынке внешнеторговых операций с вооружением и спецтехникой.

Как можно судить по резкой реакции со стороны Секретариата Президента, решение правительства по поводу УСЭ под грифом "Для служебного пользования" предполагало децентрализацию управления этой компанией, а также создание условий для ее дробления на независимые хозяйствующие субъекты, которые, возможно, будут заниматься экспортом оружия самостоятельно.

Неделимый экспортер

Весь имущественно-сервисный комплекс УСЭ еще десять лет назад был консолидирован в рамках единой материнской государственной компании. Что, по всей видимости, перестало устраивать нынешнее правительство.

УСЭ была создана согласно Распоряжениям Кабинета министров №№ 944 и 1247 от 14 августа и 9 октября 1996 года "О деятельности государственной компании по экспорту и импорту продукции военного и специального назначения" (под грифом "Не для печати").

По решению правительства компания объединила созданные в 1991 году Специализированное предприятие по зарубежной торговле (СПЗТ) "Прогресс" и Государственное хозрасчетное инвестиционное предприятие внешней торговли (ГХИПЗТ) "Укринмаш".

Позже в состав были включены созданное в конце минувшего десятилетия СПЗТ "Укроборонсервис", а также начавшие работу в середине 90-х годов предприятия "Спецтехноэкспорт" и "Промоборонэкспорт".

Судя по изменениям, которое КМУ попытался внести в документы о создании УСЭ, такая единая схема отчетности и сложившийся вокруг компании расклад сил перестали устраивать правительство Виктора Януковича.

Отметим, что до появления единой схемы управления все вошедшие в состав компании подразделения учреждалась при различных службах и учреждениях, и отсутствие контроля вместе с межведомственной неразберихой представляло собой как идеальное поле для своих нарушителей, так и рай для зарубежных конкурентов.

Некоторые изменения в структуру управления спецэкспортом в начале этого десятилетия привнесло правительство Анатолия Кинаха. В частности, в 2002 году оно по поручению Президента начало под эгидой Минэкономики создание двух потенциальных новых спецэкспортеров: Государственная компания по внешнеэкономическим связям в Афро-Азиатском регионе "Атлас" и Государственная компания "Атлант".

Однако все эти решения принимались правительством исключительно коллегиально - после согласования со структурами власти, уполномоченными на сопровождение экспорта, и уж никак не без ведома Президента.

Ныне же, существенно изменяя базовые "консолидационные" распоряжения правительства от 1996 года, правительство Виктора Януковича, похоже, не сделало ни того, ни другого.

Святая святых

Односторонний порядок действий Кабмина в отношении УСЭ обострил накал политических страстей вокруг "оружейных" постановлений до недопустимо опасного уровня, спровоцировав резкую реакцию со стороны Секретариата Президента.

Его представители, в частности, заявили прессе, что Виктор Ющенко был вынужден воспользоваться своим конституционным правом вето после того, как неоднократно обращался к Кабмину с просьбой привести постановление от 20 сентября в соответствие действующим законодательством.

"Этим постановлением Президент и СНБО были, по сути, отстранены от решения вопросов деятельности "Укрспецэксопрта". В такой ситуации глава государства потребовал отменить действие постановления и привести его в соответствие с Конституцией", - заявил прессе заместитель главы Секретариата Президента Виктор Бондарь.

По его словам, продажа хотя бы одной единицы оружия без соответствия международным нормам несет в себе значительную угрозу: "По итогам таких продаж постоянно проходят какие-то скандалы, расследования, в ходе которых Украина становиться объектом экономического давления и санкций.

Поэтому Президент считает, что контроль должен оставаться на самом высоком государственном уровне.

Принятие же постановления, фактически снижающего уровень полномочий и контроля над экспортом, это сознательное желание правительства понизить статус вопроса до плоскости исключительно хозяйственной деятельности", - заявил Бондарь.

Желанная сумятица

Не оказались в долгу перед Секретариатом Президента и представители противостоящего лагеря чиновников, причем, претензии первым озвучил курирующий ВПК заместитель министра промышленной политики Владимир Рыжов.

В своем интервью, опубликованном в начале октября одной из киевских газет, он внес сумятицу в официальную статистку экспорта, заявив, что в 2005 году стоимость экспорта вооружений и услуг специального и двойного назначения Украиной составила 6,3 млрд. грн.

"Авиапромышленность экспортировала на 3 млрд. грн., судостроение на 2,2 млрд. грн., собственно оборонная промышленность на 700 млн. грн. В текущем 2006 году за рубеж продано продукции военного назначения на 3,7 млрд. грн.", - отметил в интервью заместитель министра.

В то же время, по официальным данным Государственного комитета экспортного контроля, общая стоимость этих операций в 2005 году составила около 3,43 млрд., из которых более 80% пришлось на контракты, осуществленные УСЭ и пятью ее дочерними предприятиями.

Возможно, по замыслу Рыжова, статистические нестыковки могут стать поводом для пересмотра государственной системы управления экспортом оружия – чем, собственно, пытается заняться Кабмин.

Демарш Рыжова 17 октября подхватил лидер парламентской фракции коммунистов Петр Симоненко. Анатолий Головко, глава явно инициирующего статистическую неразбериху Минпромполитики, занимает свою должность по квоте возглавляемой Симоненко партии, что, по всей видимости, стало причиной редкой осведомленности лидера коммунистов.

"Украина уже поставила 40 танков в Грузию, которая сейчас находится в состоянии конфликта с Россией. Киев подставляет себя под серьезные санкции, продавая оружие в страны, где происходят конфликты", - заявил главный коммунист.

При этом Симоненко сообщил, что его фракция инициирует создание парламентской следственной комиссии по фактам незаконной продажи оружия за границу.

Большинство экспертов военной отрасли расценивают действия Симоненко (и сочувствующего ему Кабмина) как выполнение заказа со стороны России на ослабление позиций украинских экспортеров вооружения на внешних рынках.

Впрочем, поспешное обнаружение Петром Симоненко войны между Россией и Грузией, а также обнародованные Рыжовым разночтения украинской статистики экспорта, вполне возможно, преследуют цель сугубо внутреннего характера – дать "Регионам" возможность "подмять" под себя государственный бизнес по торговле оружием.

Ведь беспощадная критика миллиардных соглашений между НАК "Нафтогаз Украины" и офшорной компанией RosUkrEnergo, звучавшая с парламентских трибун в начале 2005 года, в итоге, ни к чему не привела. Напротив, сегодня ряду лиц, разрабатывавших это соглашение еще в 2004 г., вновь заняли высокие посты в государстве.

Не исключено, что и в данном случае критиками непрозрачных схем торговли оружием, руководит не желание навести порядок в торговле оружием, а получить какие-либо выгоды. Например – контроль над финансовыми потокам в этой сфере.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде