$130, но при чем тут правительство?

Четверг, 26 октября 2006, 02:35

24 октября компания "Укргаз-энерго" подписала протокол с компанией "РосУкрЭнерго" (РУЭ) о поставках газа в 2007 году. Согласно его условиям, РУЭ законтрактовала 55 млрд. кубометров среднеазиатского газа для Украины по цене 130 долларов за тыс. кубов.

Чиновники выставляют это как свою победу, критики власти, как проигрыш. Но мало кто замечает главного: члены правительства озаботились теми вещами, которые должны решать рынок, присутствующие на нем компании, а не правительства.

Схема определяет цену

Рост цены с нынешних 95 до 130 долларов за тысячу кубометров обусловлены повышение цены, прежде всего, туркменского газа. Еще в сентябре "Газпром" согласился покупать газ из Туркменистана по 100 долларов (ранее – 65).

Вероятно, сопоставимыми будут цены казахского и узбекского топлива, за счет которого также будет формироваться баланс газа для нашей страны в следующем году.

Повысить закупочную цену на туркменский газ "Газпром" подтолкнули два фактора.

Во-первых, это его заинтересованность в максимальном высвобождении собственных газовых ресурсов для экспорта в Европу.

Во-вторых, "Газпром" согласилися "отпустить" цены на газ из среднеазиатских республик в обмен на участие структур "Газпрома" в освоении месторождений в прикаспийском регионе.

Именно дефицит собственных ресурсов газа стимулирует "Газпром" пересматривать свои отношения со странами-потребителями газа в СНГ.

До сих пор цены, установленные для потребителей этих государств, были существенно ниже европейских. В ближайшие годы "Газпром" желает их уровнять или, на худой конец, максимально сблизить.

Так, еще летом 2006 года топ-менеджеры "Газпрома" спрогнозировали рост средней цены газа, поставляемого в ближнее зарубежье в 2007 году, на 56%, или почти до 180 долларов за тысячу кубометров. В прошлом году "Газпром" поставил в страны СНГ и Балтии свыше 76 млрд. кубометров топлива.

Средневзвешенная цена поставок тогда составила около 64 долларов, в 2006 году она ожидается на уровне 115 долларов.

В последние три месяца руководство "Газпрома" сделало ряд заявлений, в которых говорилось о пересмотре цены газа для всех стран постсоветского пространства. Так, в начале октября стало известно о неизбежном росте стоимости газа для Грузии.

Сегодня грузины платят за газ 110 долларов, но уже с 2007 года, учитывая неудовлетворительное состояние российско-грузинских отношений, цена голубого топлива может подскочить до 200-250 долларов.

Повысятся цены и для Молдавии. Сегодня сосед Украины рассчитывается за газ по цене 160 долларов, но, вполне вероятно, в 2007-м эта цифра изменится в большую сторону.

Взрывной рост цены для этих стран имеет не только экономическое, но и всем известное политическое обоснование.

Нефть – индикатор...

Внимания заслуживает другой пример - несмотря на наличие явных политических противоречий между Россией и странами Балтии, отношения их в газовой сфере не являются предметом баталий.

Эти страны давно работают по формуле цены, которая устанавливает зависимость между стоимостью газа и нефтяными котировками на мировых биржах. Учитывая подорожание нефти за последние годы, новые цены российского газа для жителей Прибалтики отнюдь не станут предметом "войны с Россией". Формула цены дает делает динамику цен газ более прозрачной.

Не исключено, что постепенно к этому придет и Украина. В краткосрочном периоде, от такой системы отечественные потребители даже могли бы получить выгоду – ведь недавно был период, когда котировки нефти стабильно падали с уровня $75-80 за баррель до $55-60. Соответственно, мог бы подешеветь и газ.

Однако следует отметить, что в долгосрочной перспективе цена газа как функция от цены нефти несет некоторые угрозы. К примеру, с началом нового конфликта на Ближнем Востоке, нефть может подскочить до $100 за баррель и больше, и тогда потребителям газа придется платить "дань войне".

… но Средняя Азия лучше!

Пока что условия поставок газа – объемы и цена – напрямую зависят от РУЭ, швейцарской компании с российско-украинским капиталом, в основном частного происхождения.

При такой схеме Украине де-юре не нужно покупать газ российской добычи. Цена газа в Украине зависит лишь от цены газа в Средней Азии, т.е. в основном от туркмен. В этой схеме есть плюс – газ поставляет государство, не имеющие геополитических аппетитов в отношении Украины, через компанию, статус которой максимально нейтрален.

Возможно, украинцам это неприятно слышать, но россияне в свое время сильно укрепили свои позиции в Азии, подписав с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном договора о выкупе у них всех экспортных объемов газа, а также о долгосрочной аренде их газотранспортных систем.

На сегодняшний день большая часть среднеазиатского топлива, объемами которого оперирует компания РУЭ, идет именно в Украину.

И относительно невысокая цена для Украины обусловлена именно тем, что в страну поступает не дорогой российский, а дешевый среднеазиатский газ. Так, в 2007 году Украина вообще не будет потреблять газ российского происхождения.

Газовый баланс Украины будет "закрыт" за счет туркменского, казахского, узбекского газа (55 млрд. кубов) и газа собственной добычи (еще около 21 млрд.).

Однако эксперты находят некоторые минуса в существовании схемы поставок газа с РУЭ в ее центре. Первый – туркмены медленно, но верно стараются повысить цену на свое топливо.

Второй минус – монопольное положение РУЭ вызывает у многих опасения. "Импорт газа не должен быть искусственно монополизирован в руках одной компании", - считает Иван Полтавец, эксперт Бюро экономических и социальных технологий.

Волна протеста

Естественно, оппозиционные политики не преминули высказаться по поводу новой цены на газ. В частности, Юлия Тимошенко назвала цифру в $130 преступлением против Украины (как и цену 95 и 210 долларов).

По ее мнению, "сдача национальных интересов Украины" произошла в начале 2006 года после подписания Украиной договоров о создании "РосУкрЭнерго" и разграничении транзита российского газа с получением газа для Украины.

К сожалению, что оппозиция пока продолжает мыслить в терминах государственного капитализма 10-летней давности, и не может представить достойной альтернативы присутствию частного капитала в поставках газа в Украину.

По сути, Тимошенко и Ко предлагают лишь вернуться к схеме поставок газа, когда вместо бизнесменов о покупке голубого топлива договариваются чиновники, в соответствии со своими политическими предпочтениями (речь идет о межгосударственных договорах и ежегодных протоколах к ним, которые директивно устанавливают цены и объемы поставок).

Однако реальность такова, что возврат к государственному капитализму в данной сфере невозможен, по той причине, что структура международного рынка газа не принимает таких принципов работы.

Европейская и мировая практика предполагает минимальное влияние государства на рынок газа, где должны действовать частные или по крайней мере независимые от правительства операторы.

Это обеспечивает конкуренцию и страхует от кризисов, которые могут начаться с политических противоречий либо просто волюнтаристских решений отдельных чиновников.

"Конкретные условия поставок – дело хозяйственных субъектов. Государство должно лишь обеспечивать возможность существования конкуренции на рынке газа, развивать долгосрочные отношения со странами-поставщиками, координировать участие страны в инфраструктурных проектах", - утверждает Иван Полтавец.

Таким образом, путь к решению газовых проблем, который подсказывает разум и мировой опыт – активная либерализация и демонополизация рынка газа – пока что не в фокусе внимания ни власти, ни оппозиции. До тех пор, пока эта ситуация будет сохранятся, украинцы будут с замиранием сердца следить за сообщениями украинских чиновников – какая же цена газа будет завтра?

При ком больше подорожал газ: Ющенко или Янукович?

Любителям виртуального мира политики, вероятно, будет интересно узнать, насколько нынешнее подорожание газа сопоставимо с прошлогодним. Другими словами, какое правительство – голубое или оранжевое – оказалось более успешным в борьбе с газовыми проблемами.

Примитьивные подсчеты показывают, что эта разница между противоборствующими силами равна нулю.

Так, при Януковиче газ подорожал на с $95 до 130 за тыс. кубов, т.е. на 37%. При этом тариф на прокачку российского газа остался фиксированным.

При Еханурове Украина получала газ двумя способами.

Первый – бартер за прокачку российского газа в Европу. После того, как в начале 2006-го были изменены тарифы и цена газа, за оказание транзитных услуг "Газпрому" "Нафтогаз" стал способен получить газа на 29% меньше, чем раньше (тариф на прокачку возрос на 47%, а стоимость газа – на 90%). Другими словами, "бартерный газ" подорожал почти на 30%.

Второй источник – туркменский газ (вкупе с остальным среднеазиатским). Во времена Ивченко он приходил на границу по цене $66 за тыс. куб. м. Соответсвено, он подорожал на 44%.

Если допустить, что соотношение "бартерного" и "туркменского" газа в объеме импортируемого топлива составляло 18 млрд. и 32 млрд. кубов соответственно, то при правительстве, подконтрольном Ющенко, газ реально подорожал в среднем на 38%. Что практически равно подорожанию, которое произошло при Януковиче.

Вывод: все правительства одинаково полезны.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде