Какая социальная политика нужна Украине? Социал-демократическая!

Пятница, 15 декабря 2006, 13:56

Каждый вечер я заканчиваю работу просмотром мониторингов материалов в средствах массовой информации, и при этом вижу одно и то же: оторванность наших СМИ от реалий настоящего.

В любом регионе во время встреч с людьми слышу конкретные вопросы, которые касаются пенсий, выплат зарплат, улучшения благосостояния населения. Проблемы НАТО, междупартийных распрей, институционного противостояния, придворных интриг или экономического перераспределения мало кого интересуют.

Какие темы больше всего волнуют массы?

Повышение тарифов на коммунальные услуги, уровень заработной платы и прожиточного минимума, проблемы медицинского обслуживания и экологии...

А посмотрите, какие темы чаще всего поднимают в выпусках новостей, в газетных публикациях? Политика, политика и еще раз политика. Такое впечатление, что народу прививают вкус к обсуждению того, кто кого "кинул" и кто кого обманул.

Когда-то мое внимание обратили на следующий факт: Запад и постсоветское пространство отличаются в трактовке Платона, в частности одной его фразы.

Платон выделил отдельную категорию людей – идиотов. Так вот: в трактовке отечественных философов и политологов, идиоты – это люди, которые живут вне политики, не интересуются политической жизнью.

В западной трактовке идиоты – это люди, которые находятся вне общественных проблем, противопоставляют себя обществу. Почувствовали разницу?

Когда-нибудь мы научимся отличать политику от общественной жизни, так же, как и государство – от страны, политический процесс – от банальных интриг, партию – от фан-клуба того или иного политика.

Когда-то мы станем европейцами – но мы придем в Европу не только через подписание межгосударственных соглашений и совсем не через парламентские баталии или перестановки в правительстве.

Мы придем в Европу через внедрение в Украине высоких социальных стандартов, европейских стандартов качества жизни.

Мы придем в Европу тогда, когда научимся интересоваться проблемами общества, а не бесконечным телесериалом под названием "политика".

Мы придем в Европу тогда, когда проблемы наших ближних – пенсионеров, обездоленных, больных, инвалидов – будут интересовать нас больше, чем проблемы отношений секретариата Кабинета министров и секретариата президента.

Именно поэтому возглавляемое мной министерство труда и социальной политики рассматриваю как поле для широкой деятельности, направленной на смену отношения государства к социальной проблематике.

Несмотря на то, что украинцы психологически и ментально – нация индивидуалистов, которые по большей части привыкли руководствоваться принципом "моя хата – с краю", считаю необходимым работать в направлении объединения усилий миллионов вокруг общих общественных проблем.

В октябре 2006 года премьер-министр Виктор Янукович заявил, что главной политической линией нашего Кабинета министров является политика социальных приоритетов.

То есть, для нас не настолько важными являются показатели экономической сферы и высокий уровень ВВП, сколько то, насколько эффективно мы сможем трансформировать экономические достижения в показатели социальные.

Ведь народ оценивает правительство не по отчетам, программам, обещаниям, не по количеству энергетических соглашений или росту индекса Доу-Джонса, а по чувству стабильности, защищенности, комфорта.

И все эти моменты лежат, прежде всего, в социальной сфере, которая не может сводиться только к вопросу выплаты или невыплаты заработной платы или пенсии.

Социальная политика – это политика, направленная на то, чтобы в стране было как можно меньше людей, которые чувствуют себя несчастными и второсортными.

Социальная политика – это политика реальной заботы государства о так часто упоминавшемся "маленьком украинце".

А государству есть над чем задуматься.

Во-первых, это вопросы роста тарифов на коммунальные услуги. То, что происходит на местах, не вписывается ни в какие рамки здравого смысла.

Мне уже неоднократно приходилось говорить о неоправданности действий отдельных местных органов власти, которые устанавливают астрономические тарифы на пользование водой, электричеством и теплом.

С одной стороны, есть объективные основания для повышения тарифов – к сожалению, мы зависим от цен, которые диктуются рынком и импортерами газа. А с другой, опять вступает в силу принцип "кому война, а кому – мать родна"?

Во-вторых, должна быть усовершенствованная система государственного субсидирования.

Субсидии на оплату коммунальных услуг сегодня получают около 460 тысяч семей. Исходя из пессимистичного для нас варианта, рост количества семей, которые имеют основания для получения субсидий, увеличится до 1 миллиона 600 тысяч.

Все необходимые ассигнования в проекте бюджета на 2007 год заложены. Сам механизм защиты семей отработан. Люди за предоставлением субсидии смогут обращаться в наши местные управления в течение трех месяцев с даты повышения тарифов.

Это решение было принято во избежание лишнего ажиотажа и очередей в помещениях управлений работы и социальной защиты населения. Но все равно с мест доходит информация о том, что некоторым гражданам приходится выстаивать несколькочасовые очереди за оформлением субсидий.

Поэтому у меня как у министра возникает вопрос к работникам органов социальной защиты: когда мы перестанем чувствовать себя бюрократами, а станем людьми?

Собираюсь лично провести рейд по ряду организаций, которые занимаются оформлением документов на получение субсидий, чтобы обнаружить недостатки во внедренной нами системе. И хотел бы, чтобы в этом нам помогли средства массовой информации, ведь их основная задача – разоблачать общественные недостатки.

В-третьих, имеем проблему с тем, что в нашей стране есть еще 8,6 миллиона лиц, которые получают льготы не только в оплате жилищно-коммунальных услуг. Это – инвалиды, ветераны войны, чернобыльцы и прочие категории населения.

Я уже не говорю о том, что часто получатели льгот – это люди, которым эти самые льготы просто не нужны. В Украине с ее 46 миллионами населения – 3,5 миллиона ветеранов войны и лиц, приравненных к ним. В России с 120 миллионов населения – 1,5 миллиона ветеранов.

Не хочу раскрывать статистику (наверно, не имею на это никакого морального права), сколько инвалидов заседает в Верховной Раде. Уверяю: это количество вас бы поразило.

Кроме того, могу с уверенностью заявить: в нашей стране процветает специфический вид коррупции, которая базируется на незаконной выдаче удостоверений, которые дают право пользоваться льготами.

Дошло до того, что теперь уже не модно уходить с государственной службы, не предварительно не заработав целый комплекс удостоверений – от ветерана Куликовской битвы до ликвидатора пожара в пустыне Сахара.

Нам необходимо привести элементарный порядок в данной сфере и исправить ситуацию, ведь государство – не дойная корова, а для получения льгот необходимо иметь реальные основания, а не "блат" в соответствующей организации. Поэтому буду инициировать изменения в законодательстве, целью которых будет усиление ответственности за махинации с документами, которые предоставляют право получать льготы.

В-четвертых, хотя Украина и приняла программу борьбы с бедностью, проблема остается.

Как известно, больше всего бедняков среди пенсионеров.

Постановлением правительства "О повышении уровня пенсионного обеспечения" предполагалось осуществлять ежемесячную государственную адресную помощь в случае, если ежемесячный размер пенсионных выплат не достигал прожиточного минимума, установленного на 2004 год для лиц, которые потеряли работоспособность – 284,69 грн. Так вот, по данным 2004 года, показатели бедности уменьшились именно среди лиц пенсионного возраста.

Особенно беспокоит ситуация, когда человек работает, но все одно имеет очень низкий уровень доходов.

Распределение количества работников по размерам начисленной заработной платы за сентябрь 2006 года говорит о том, что ниже ее минимального размера в 375 грн. получали 7,3% или 795 тыс. лиц от общего количества работающих, которые работали 50% и больше установленного рабочего времени; ниже прожиточного минимума для трудоспособных лиц в 496 грн. – 23,7% или 2 млн.582 тыс. лиц.

На таких категориях граждан необходимо сосредоточить особое внимание.

И здесь мы выходим на то, что все социальные проблемы, которые накопились в Украине, можно решить, применяя два принципа:

- принцип широкого привлечения общественных структур – прежде всего, при посредничестве средств массовой информации;

- принцип социальной ответственности бизнеса.

Время, когда только государство должно была заботиться о своих гражданах, прошло. Мы не живем в обществе, где есть суверен и подданные. Мы живем в государстве, которое стремится стать гражданским и социальным.

А потому задача министерства – не просто перераспределять бюджетные средства, но и стать координатором общественных проектов и посредником между бизнесом и обществом. Именно поэтому может коренным образом измениться и философия деятельности Министерства работы и социальной политики, и его статус, и его значение.

На сегодняшний день уже сделаны первые шаги в направлении укрепления связей между общественными структурами и Министерством. Например, налаживается сотрудничество с общественной организацией "Всеукраинский социальный Совет", который сейчас возглавляет известный правозащитник, бывший диссидент Семен Глузман, в руководство совета вошли академик Мирослав Попович, тележурналист-социальник, депутат Ольга Герасимюк, писатель и дипломат Юрий Щербак.

Я возлагаю большие надежды на то, что Совет станет генератором идей и примет на себя функции общественного мониторинга, а также мониторинга за действиями власти в социальной сфере.

Делаются шаги в направлении налаживания отношений с кругами бизнеса. Я считаю, что любой бизнесмен, разбогатев, должен помочь своим согражданам. Так как стыдно быть богатым в бедной стране.

Это касается и открытия новых рабочих мест, и наполнения фондов, и уплаты налогов, а особенно – повышения заработной платы для наемных работников, вывод реальной зарплаты из тени.

В ближайшее время мы планируем провести круглый стол с представителями больших промышленно-финансовых групп, во время которого хотелось бы рассмотреть вопрос социальной ответственности бизнеса и сотрудничества представителей большого бизнеса с нашим министерством.

И здесь напрашивается вопрос: ведь все эти принципы лежат в основе социал-демократической идеологии? Да! Это – принципы социал-демократии западного типа. В градации социал-демократических течений это – элемент кейнсианской модели социал-демократии, которая появилась накануне Второй мировой войны и на сегодняшний день является одной из господствующих политических доктрин Западной цивилизации.

Именно поэтому я никогда не стыдился своих социал-демократических взглядов и всегда настаивал на том, что за социал-демократией – будущее Украины.

Украине нужна социал-демократическая идея, которая бы ежедневно воплощалась в жизнь и видоизменяла наше общество. Украине нужна настоящая, а не спекулятивная социал-демократия.

И еще украинскому социал-демократическому лагерю нужно объединение – если не формальное, то пусть ради общей работы над программными основами. Ведь немало пунктов в программах наших партий и отдельных политиков имеет социал-демократический характер и направлено на реальные социальные изменения.

Так почему бы нам всем вместе – и власти, и оппозиции – не работать над улучшением благосостояния сограждан?

Возможно, мы скоро поймем, что в поисках национальной идеи мы придем к идее свободного общества с высокими социальными гарантиями, общества, в котором каждый гражданин Украины будет осознавать: украинцем быть престижно! Но для этого нужно долго и настойчиво работать.

Автор: Михаил Папиев, министр труда и социальной политики Украины

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде