2007: год позиционной борьбы

Понедельник, 18 декабря 2006, 15:28

2007-й год станет определяющим относительно направления развития украинской политической системы. Он приведет либо к утверждению парламентско-президентской модели, либо к ее полной дискредитации и разрушению. С этим связано еще несколько не менее кардинальных выборов, которые в ближайшее время должны сделать представители отечественного политикума и гражданское общество.

Во-первых, это выборы или в пользу закрепления принципов публичности и многополюсности политического пространства, или в пользу закрытости и централизации системы государственного управления.

Во-вторых, выбор или за эскалацию противостояния политических групп, или за компромиссные решения и заключение пактов сожительства этих групп. И, в-третьих, это выбор между обострением конфликта идентичностей в культурно-исторических измерениях и актуализацией социально-экономических проблем, которые в массовом сознании обладают выраженной общенациональной значимостью.

Нетрудно заметить, что данные альтернативы являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Речь идет, по большому счету, о кризисном и стабилизационном сценарии.

Украина должна сделать выбор между возвращением к уже проверенной модели государственного патернализма. Данная модель, в частности, предусматривает существование государства не только как единственно возможного социального благодетеля, но и как общего врага, который выступает фактором общественной консолидации на почве пассивного противостояния этому врагу.

Или Украина выберет окончательное утверждение принципов политической конкуренции, включая ее необходимые атрибуты – механизмы политической ответственности, постоянную активность граждан, четкие правила и систему наказаний для их нарушителей.

Стабилизационный сценарий включает достижение компромисса правящих политических групп со своими главными оппонентами и вытеснение непримиримой оппозиции на политический маргинес. Кроме того, отказ от спекулятивной риторики вокруг деликатных тем мировоззренческого и культурного размежевания, внедрение эффективной управленческой модели, которая опирается на соответствующий кадровый потенциал, четкие нормативы и процедуры, а также на эффективную систему мотивации.

Шансов на то, что этот сценарий сможет реализовать та группа, которая на данный момент получила рычаги государственного управления, и которой принадлежит инициатива общественных изменений, практически нет.

Антиоранжевая коалиция остается заложником логики реванша, которую выдает агрессивная и непримиримая позиция по всех указанным выше ключевым вопросам.

Такая команда не сможет стать гарантом внедрения четких правил, соблюдения компромиссных решений, снятия с повестки дня радикальных лозунгов и требований. А также консолидации необходимого интеллектуального и организационного потенциала и создания системы его стабильной мотивации и ресурсного обеспечения.

Сделать это бывшей и настоящей "партии власти" помешают отсутствие перспективных идей и стратегий, а также их носителей в виде новых общественных лидеров.

А еще – давление корпоратизированных групп, которые выступили ресурсными спонсорами их возвращения к власти и давление радикализированных политических союзников и групп социальной поддержки, которые выступили электоральными спонсорами их возвращения к власти.

Следовательно, более вероятным является кризисный сценарий, который может иметь большую или меньшую остроту, локализоваться в рамках 2007 года, или выйти за его границы – вплоть до следующих президентских выборов.

Есть основания ожидать, что кульминация нового общественно-политического кризиса выпадет в следующем, 2008-м году. До этого времени мобилизированность новой команды власти и групп ее социальной поддержки снизится до критически опасного уровня.

Вместе с тем, их оппоненты смогут реорганизоваться, обновить свой бренд, привлечь новые идеи, новых лидеров и новых спонсоров, которых найдется немало среди обиженных новой-старой властью. Собственно, эти два встречных процесса и будут составлять суть политических процессов года 2007.

Это будет означать, в частности, что "отмена конституционной реформы" приобретет вид затяжного позиционного конфликта, к которому будут привлечены Конституционный Суд, парламент, Минюст, может быть, Совет Европы, но который будет иметь развязки в практической плоскости.

Можно также ожидать разворачивание симметричного процесса в той же правовой плоскости вокруг идеи референдума по вопросам НАТО и признания русского языка государственным.

На этом фоне может произойти выход КПУ из правящей коалиции и оформление парламентского большинства на межфракционной основе, как это и предполагалось Партией регионов в период "коалициады".

С другой стороны, продолжится формирование двух центров тяжести в оппозиционном лагере. Один из них будет объединять фигура Юлии Тимошенко как будущего кандидата в президенты.

Эта группа будет занимать последовательную радикальную позицию и попробует уже весной 2007 года организовать уличные акции протеста. Если они будут сопровождаться минимальными актами насилия со стороны власти, это станет точкой отсчета для консолидации оппозиционных сил и настроений в обществе.

Второй центр оппозиции будут составлять пропрезидентские силы и структуры. Их основными ячейками станут секретариат президента, обновленная "Наша Украина" и, возможно, другой политический проект, организованный на базе национально-демократических партий (НРУ, УНП, "Собор").

Основными задачами этих сил будут – налаживание правовых и административных механизмов сдерживания парламентско-правительственной команды, наработка банка идей и проектов, привлечение новых кадров и политических спонсоров.

Роль промежуточного звена, которое будет включаться в кризисные моменты как рычаг сбалансирования политической системы, будет выполнять СНБО, который будет обеспечивать, в частности, безостановочный "переговорный процесс" между президентом и премьер-министром.

Полем реального столкновенья противостоящих сторон станут местные органы власти. Поскольку законопроект 3207-1, скорее всего, принят не будет, то система местного самоуправления останется недореформированной.

В этих условиях политизированные областные советы будут подключены к резонансным процессам по поводу пересмотра политреформы, "референдумных" вопросов в сфере идентичности и внешнеполитических приоритетов. А по мере нарастания политического напряжения будут выступать его транслятором на региональном и местном уровне.

Назначение и увольнение председателей областных и районных государственных администраций будет определять тот баланс между реальным влиянием президентской и правительственной команд, который будет актуальным в данный конкретный момент.

Наличие этого административного ресурса в распределении и использовании которого принимают участие обе группы практически на паритетных началах, будет подталкивать их к поиску компромиссов.

Государственная политика, таким образом, все больше будет терять свой понятный вектор и систему общественно признанных приоритетов. Легитимность власти в глазах народа в дальнейшем будет снижаться. Ухудшение социально-экономического самочувствия будет выступать катализатором настроений протеста.

И только страх перед катастрофическими последствиями нового возможного политического кризиса, а также отсутствие убедительных политических и социально-экономических альтернатив, будет обеспечивать относительную пассивность противников правящего режима.

Максим Розумный, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде