Гражданская война, или Метастазы империй

Среда, 20 декабря 2006, 15:27

Посвящение: Севастопольскому другу

Общество, у которого нет собственного государства, становится мясом для чужих войн. И даже в случае, когда какая-то часть общества пытается в конце концов стать самостоятельной, другая все равно остается в шлейфе чужих империй.

Почти все войны, которые проходили через Украину в новом и новейшем времени, были гражданскими. Казацкие восстания и война Хмельницкого 1648-54 годов были социально-религиозными (под этноэкономический нож конфликта попали, например, евреи и поляки, под религиозный – униаты и католики). Среди униатов было много украинцев, среди тех, кто записал себя в католики – тоже.

Первая мировая война – это война казачьих полков и украинцев, которые воевали в царской армии, с сечевыми стрельцами. В противоположных окопах звучала та же украинская речь – и только приказы отдавались на разных языках. Повешенные австрийцами москвофилы и сосланные царскими войсками в Сибирь греко-католические священники Галичины тоже были украинцами.

Падение Украинской Народной республики – последствие длительного раздора сначала между монархистами и республиканцами, потом – между повстанцами и красными частями. Опять по обе стороны украинцы, часто – сыновья одной матери, воевали друг против друга.

Во время голодомора именно местная власть, по большей части – такие же украинцы, выполняла заказ режима, забирая зерно у своих соплеменников.

Во время второй мировой красноармейцы (по большей части – местные жители, выгнанные под пули с одной винтовкой на троих "искупать вину перед Родиной") воевали против воинов СС "Галиция", которые, помня о советских преступлениях 1939-41 годов, выбрали меньшее зло. Снова с обеих сторон фронта стояли украинцы.

Война против УПА часто велась руками одних и тех же "истребительных частей" (ястребков), которые состояли из местного населения. В войсках НКВД и пограничных частях, которые с польскими коммунистами выселяли лемков в ходе операции "Висла", думаю, было немало украинцев. Позднее на Галичине "искореняли бандеровщину" немало выходцев с Восточной Украины и людей из Большой Украины. Снова – фронт внутри нас, снова мы – друг против друга.

Во время второй мировой судьба поставила наших дедов по разные стороны баррикад. Каждый из них воевал за Родину, против злого врага, который убивал наших родных и уничтожал нашу Украину.

Поскольку Украина как независимое государство еще существовала, многие из них должны были идти под флагами двух противоположных не-украинских сил – большевиков и нацистов, по сути – выбирать меньшее зло. Именно эти империи столкнули нас в войне, которая продолжается до сих пор: для наших дедов в разных лагерях существуют предатели-коллаборационисты, прислужники вражеских (большевистских/нацистских) режимов – которых надо наказать. Эту риторику начинаем усваивать и мы, их внуки.

Во время второй мировой существовала и третья сила – те, кто воевал в УПА. Они не были ангелами – война всегда была соревнованием по самому эффективному нарушению правил. Волынская трагедия или целенаправленное, без разбора, уничтожение людей, причастных к коммунистической власти – тому подтверждение.

Советская пропаганда записала их в приспешники "наци", откровенно игнорируя факты. Тем не менее, УПА воевала в пределах своих сел или районов – одновременно и против нацистов, и против большевиков, и против польских шовинистов. Поддержка их местным населением – факт (достаточно только посмотреть на могилы воинам УПА практически в каждом селе Галичины, и во многих селах Волыни и Подолья).

По большей мере это была борьба и за свою церковь, а также, банально, за то, чтобы не быть выдворенными на Сибирь или отправленными в остарбайтеры, чтобы не потерять свою землю и скотинушку, заработанную кровавой работой нескольких поколений.

Героями были, скорее, люди, чем структуры. Украинец, воин советской армии, на передовой Курской дуги, воин УПА, который не дал отправить эшелон с людьми в Сибирь или работник украинских гуманитарных учреждений под немецкой оккупацией в Кракове – все они были на своем месте.

Помните: в этой войне принимали участие и те, кто не считал себя украинцами – как в этническом, так и в гражданском понимании этого слова. И они как граждане Украины сейчас также должны пройти это окончание гражданской войны, войны украинского народа против украинского народа.

Этих людей или подставили империи, представителями которых они часто были, или именно они были теми представителями империи, которые зажигали войны. И сейчас они должны определиться, что им больше подходит – империя или Украина.

Сейчас людям с коммунистической тяглостью особенно сложно закончить эту гражданскую войну, поскольку тоталитарная пропаганда советского режима, в отличие от нацистской, не закончилась.

Победы режима пропаганда сделала личными победами людей – и это до сих пор живет в головах его приверженцев.

Тем не менее, настоящие ветераны войны (не НКВДисты) четко знают, кто на войне политрук, что такое заградзагон, кто такой Жуков и прочее, то есть – могут отделить коммунизм и борьбу с нацизмом, личный поступок и "героическую роль советского народа".

Более того, эта война, по большей части, является сугубо виртуальной: как галичане видели немного настоящих ветеранов войны вне НКВДистов, так и большинство советских воинов в глаза не видели "настоящих" украинских националистов. Между собой воюют пропагандистские клише в нашем сознании.

Война никогда не заканчивается победой, ее последствие – всегда боль. Невинно погибшие люди, уничтоженные города и села, руина в человеческих душах от жестокости, "черно-белое" мировоззрение до самой смерти... Наших дедов заставили воевать (например, под Бродами, или потом, в Карпатских лесах): перед каждым стояла угроза смерти и руины. Они не хотели этого.

Должны признать: эти режимы – царский русский, австро-венгерский, нацистский, коммунистический – оставили нам в наследство "гражданскую войну", поделили нас на лагеря. Мы, внуки тех, кто воевал, хотим закончить эту войну.

Что значит "закончить войну"? Прежде всего – простить. Не забыть, но простить. Второе: изменить тоталитарную милитаристическую географию – переименовать все площади, проспекты и бульвары Победы в площади, проспекты и бульвары Памяти. Третье: перестать ссорить между собой покойников, создав мемориалы для погибших во всех войнах.

Четвертое и самое важное: признать убыток от тех войн нашим общим убытком, в первую очередь – травму на личностном уровне, семейную рану, память о тех, кто не вернулся или был искалечен на чужих войнах. Пятое – осудить империи за уничтоженные судьбы и прокопанные в наших душах окопы.

Так, придя к общему прошлому, мы сможем свободнее дискутировать о нашем будущем.

Чтобы нас не разъединяли архаические религиозные конфликты 17-го века и битвы двух уже несуществующих империй 70-летней давности.

Чтобы война больше никогда не повторилась.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде