Рудьковский помогает реверсу Одесса-Броды

Четверг, 18 января 2007, 13:02

Российским нефтяникам подарили льготы, необходимость которых, как минимум, не является очевидной: Украина приказом Минтранса на этой неделе в два раза снизила таможенную пошлину с танкеров, которые принимают нефть на терминале "Южный", в надежде заполнить трубу "Одесса-Броды" российским сырьем.

Ливень скидок

Как известно, в конце декабря "Транснефть", "Укртранснафта" и "Тюменская нефтяная компания" подписали трехстороннее дополнительное соглашение к договору от 16 ноября 2004 года о сотрудничестве и координации действий по транспортировке нефти по территории РФ и Украины, которое, фактически, продлило реверсное использования многострадального нефтепровода как минимум на три года.

В соответствии с договоренностями, "Укртранснафта" может обеспечить транспортирование 9 млн тонн нефти в год в направлении "Мозырь – Броды – морской нефтяной терминал (МНТ) "Южный"" и его перевалку на МНТ. А российская сторона гарантирует поставку нефти для транспортировки по указанному маршруту в объеме не меньше 9 млн. тонн в год.

При подписании договора стороны пошли на ряд уступок и договорились о постепенном снижении российской стороной тарифа на транспортировку нефти по территории России ("Самотлор – МНТ "Южный"").

В частности, с 1 января 2007 года РФ должна была снизить ставку транзита по своей территории на $3 за тонну, а с 1 апреля – на $3,5 за тонну в обмен на предоставление украинской стороной скидок на портовые услуги и обслуживание наливных судов.

В то же время, по данным "Экономической Правды", уступки Украины были намного более существенными. В частности, кроме скидки на обслуживание судов в МНТ, "ТНК-ВР" могла также получить существенные скидки и по транзиту.

Сейчас о снижении россиянами тарифа информация не поступала, в то время как украинская сторона в начале недели уже порадовала своих партнеров. Так, согласно приказу Минтранса, на весь 2007 год для танкеров, которые загружаются нефтью в МНТ "Южный", предусмотрена скидка в размере 50% на всю портовую таможенную пошлину, кроме административной, при условии, что общий объем перевалки нефти составит не меньше 9 млн. тонн.

При этом перевалка будет проводиться в соответствии с графиком, утвержденным правительством.

Очевидно, чтобы застраховаться от того, что русские прокачают меньше, чем обещают, чиновники предусмотрели следующую систему: если выполняешь квартальный график прокачки – скидка работает, не выполняешь – в следующем квартале будешь платить по полной.

Впрочем, о более весомых гарантиях стабильности поставок ничего не сказано. Судить об экономической целесообразности нынешней дисконтной схемы сложно, поскольку конкретных расчетов общественности не предоставили. Официальных комментариев от представителей "ТНК-ВР", "Укртранснафти" и Минтопливэнерго получить не удалось.

Странный маршрут

Эксперты по-разному оценивают перспективы соглашения и успешность "дисконтной" мотивации для увеличения прокачки. Ряд специалистов считает, что поставленная цель будет достигнута: мол, вообще необходимо отменить эту таможенную пошлину, чтобы сделать маршрут более привлекательным.

По мнению других экспертов, риск невыполнения обязательств остается – хотя бы потому, что в условиях падения цен на нефть русские все больше ориентируются на увеличение переработки на своей территории и экспорт готовых нефтепродуктов.

Кроме того, у русских есть возможность прокачки нефти в "Южный" через Приднепровские магистральные нефтепроводы, по Кременчуцкому маршруту, который на 800 км короче, чем "Броды-Одесса".

Возникает вопрос: почему обе стороны не используют его очевидные преимущества?

Продолжение статьи читайте на сайте "Экономической правды"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде