Не нужно лишних слов

Вторник, 13 марта 2007, 13:57

"Не словом, а делом!" – призывали приверженцы действующего президента в 2002 году. "За словом – дело", – тогда же вторили им политические оппоненты из "За Еды".

Много воды утекло с тех пор, но слова политических оппонентов так и не подкрепились делом. То есть, выполнением предвыборных обещаний, переведенных в реализованные законодательные инициативы и программы действий правительства.

В предыдущие годы политики ссылались на отсутствие политической структуризации (мажоритарная система, отсутствие императивного мандата) и невозможность осуществлять влияние на правительство (зависимость последнего от воли Президента).

Вступление в действие изменений в Конституцию и формирование Антикризисной коалиции после парламентских выборов 2006 года создали практически идеальные условия для деятельности украинского политикума.

Впервые в стране естественно сформировалось стойкое большинство, конституционно связанное с правительством. Ему оппонирует упрямая и неуступчивая оппозиция, которая потенциально в безопасности благодаря действием императивного мандата. Есть Президент, гарант соблюдения конституционного поля.

Идеальные условия для политической работы. А ее нет. Работы. Стратегической деятельности. Даже плана действий. Есть что угодно – политический пиар, борьба за полномочия, самоутверждение и поиски союзников за границей.

Пиар-атаки в попытках взять на испуг противника и пиар-бои с целью удержать внимание избирателей.

Но политика – это не только выборы и подготовка к ним.

Это и практическая реализация взятых на себя обязательств, политический менеджмент.

Это выполнение общественного договора, который заключили во время голосования – юридическое обязательство.

Это, в конце концов, предоставление "уникального торгового предложения", сформированного во время выборов.

Казалось бы, впервые создано естественное большинство, которое внутренне заинтересованно в своем существовании, а не является очередным плодом выкручивания рук Банковой или Грушевского – является стойким. Именно его инициативы, а не прихоти какого-нибудь другого органа власти, являются императивом для выполнения исполнительным органом власти.

Таким образом, осталось только сформировать консенсусную программу действий правительства и, пользуясь механизмом принятия постановлений ВРУ, Кабмина и законов, приняться за выполнение взятых на себя обязательств перед избирателями.

Причем, есть возможность сформировать среднесрочную стратегию и приступить к выполнению плана действий, не боясь, что полет правительства будет прерван немотивированным решением посторонних игроков.

Сила правительства в том, что оно полностью в безопасности от возможности внешнего устранения и имеет дисциплинированное и стойкое послушное большинство в парламенте.

Но правительство уже седьмой месяц не демонстрирует способность к стратегическим действиям. Программа действий правительства отсутствует! И это при том, что правительство может гарантированно надеяться на прохождение этого документа в парламенте.

Предположим, что правительству выгодно действовать без программы. В мутной воде рыбу ловить всегда лучше. Тем не менее, коалиции, а особенно ее миноритарным акционерам (КПУ и СПУ, политические приоритеты которых серьезно отличаются от позиций партии регионов) такая программа стратегически важна.

Но с парламентской коалицией дела на самом деле обстоят еще хуже, чем с правительством.

Парламентская коалиция выглядит абсолютно дезориентированной.

Вместо планомерного законодательного действия, вложенной в систему и стратегию, наблюдается блокирования парламентской трибуны, хаос законодательных инициатив, политическая самодеятельность и любительство, которое выходят за пределы здравого смысла, а самого главного – правового поля.

Логические действия оппозиции получают не адекватный политический ответ коалиции, а наталкиваются на политический психоз и неадекватные действия в ответ. Вспомним хотя бы последние заявления Волги и Киселева. Похоже, коалиция потеряла управляемость, по крайней мере, на уровне парламента.

Единственная стратегия, которую можно проследить на уровне действий коалиции в парламенте – это стратегия хаоса. Все это можно было бы прекратить в один момент, ведь в регламенте действий коалиции четко указано право вето любого из ее членов на инициативу партнера, которая не совпадает с консолидированной позицией. Но мы еще не слышали о применении права вето членом коалиции.

Так же, как и не видим внесения стратегических концептуальных инициатив. И это при том, что еще накануне выборов, например, Партия регионов, задекларировала наличие пакета экономических реформ – так же, как коммунисты и социалисты настаивали на том, что у них есть комплексное видение вывода страны из кризиса.

Отсутствие стратегии и порядка естественно служит причиной беспорядка. Например, по данным Минюста, для воплощения в жизнь изменений в Конституцию в области местного самоуправления, законопроект 0900 (3207-1 в прошлом созыве) требует принятия и внесения изменений в около 300 законодательных актов.

В Совете этого созыва уже зарегистрировано более 150 законопроектов, которые касаются местного самоуправления.

Статистика как будто обнадеживающая. Тем не менее, если вчитаться в содержание, то приходишь к противоположным выводам. Законопроекты противоречивые, концептуально противоположные, эпизодические. Все ждут решения Конституционного Суда.

Но ведь все политические силы и в денонсированном соглашении о создании демократической коалиции, и в соглашении о создании Антикризисной коалиции – четко взяли обязательство воплотить в жизнь изменения в конституцию в разделе местного самоуправления с 1 января 2007 года.

Время прошло, а воз и ныне там.

Другой пример – тарифная война. Социалисты уже второй созыв подряд предлагают законодательно ограничить коммунальные платежи 12-ю процентами прибыли семьи.

Даже соответствующий закон зарегистрирован в Раде и, главное, внесен в повестку дня ІІІ сессии. И этот закон мог стать законодательным ответом на действия оппозиции.

Похоже, законопроект ожидает судьба других локальных инициатив коалиции по уменьшению коммунальных платежей, которые не получили поддержку в сессионном зале (можно предположить, что это произошло из-за противодействия со стороны правительства). Вместе с тем, оппозиция атакует местный совет, а коалиция безвольно наблюдает и теряет позиции в глазах общества. Большинство нервничает и разлагается без системной бездеятельности.

Тем не менее, и оппозиция совсем не на коне. Невозможность ее членов влиять на результативность собственных законодательных инициатив в парламенте – совсем не означает невозможность эффективной деятельности. Сегодня у оппозиции есть уникальный шанс для работы. Причем, в европейском формате. Работы оппозиции как "правительства в ожидании". Однако для этого также нужны концепции, стратегия действий, в конце концов – терпение.

Впервые у оппозиции Украины есть надежный партнер в лице Президента. Поэтому результативность голосования коалиции в стенах парламента еще не означает воплощение этих решений в жизнь, какими бы апокалипсическими они не были.

Оппозиция же из-за отсутствия реальной стратегии действий в коалиции – должна была бы предложить свою, законодательно выработанную, четкую и понятную. Кстати, представители как "Нашей Украины", так и БЮТа накануне выборов также заявляли об имеющемся четком плане действий и разработке пакета законодательных предложений.

Сегодня, при наличии консенсуса, Президент как субъект первоочередного внесения, мог стать провайдером этих инициатив. Если они, конечно, есть. И у оппозиции есть другие методы, которые она может применять в случае, если ее интересы не учитываются со стороны коалиции.

Например, механизм постановлений о неприемлемости, альтернативных законопроектов и множества поправок, которые могли бы чрезвычайно усложнить процесс прохождения коалиционных инициатив в парламенте. И кого нам учить? Но имеем пока что не альтернативу, а очередной виток пиар-кампании апокалипсиса, который надвигается.

Политического действия нет и со стороны оппозиции. Есть демонстрация нежелания жить так, как есть, и нет плана действий – как именно должно быть. Возможно – эта просто неспособность к политическому действию в интересах страны. Король существующей политической элиты голый и не способен ничего предложить стране – в интересах страны.

Кроме разрушительных месиджей о языках, НАТО, кроме апокалипсических призывов, посткоммунистическая комсомольская компромадорская элита потеряла возможность к адекватному действию и продуцированию положительных политических смыслов. И тогда перевыборы нужны им, чтобы списать собственную бездеятельность на протяжении последнего года. Или расписаться в невозможности к конструктивному действию.

В таком случае нужны не перевыборы. Более того, сегодня нет никаких оснований для проведения досрочных парламентских выборов, тем более – президентских.

Тем более, нет общественного запроса снизу на такое действие. Потому что без изменений в избирательной системе (открытых "преференциальных списков" и форм регионального представительства в условиях пропорциональной системы – региональных списков), общество опять будет выбирать кота в мешке и будет тасовать существующие политические фигуры.

Партийные верхушки будут гнить в порочной политической коррупции во время формирования списков и будут отсекать партийный актив по принципу: активист минус 5 миллионов вне списка; спонсор + 5 миллионов в проходной части. Какая нам разница, куда в случае досрочных выборов пойдут миллионы Зубика?

Неспособность действовать конструктивно в Украине все активнее заменяется умением "договариваться".

Политические заговоры становятся способом коммуникации элит между собой. Вот поэтому и сегодня обществу активно вбивается месидж о жизненной необходимости перевыборов, потому что другим вариантом является только прямой политический заговор политических лидеров, или серьезная количественная потеря членства оппозицией.

На самом деле обществу нужно, чтобы политикум начал в конце-концов действовать.

Большинство должно отвечать за ситуацию в стране и реализовывать свой план действий. Оппозиция должна разобраться и готовиться стать правительством. Обществу нужны результаты. А они, собственно, и будут определять потребность в досрочных выборах.

Хотя в программе партии Регионов и так четко сказано, что ее члены сдадут депутатские мандаты, если за три года не выполнят взятых на себя предвыборных обещаний. Год уже прошел. Впустую.

Юрий Сиротюк, Директор Фундации "Открытое общество"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде