"Экономическое чудо" Януковича – 2 Или улучшение нашей жизни было вчера

Пятница, 23 марта 2007, 13:14

Год назад УП опубликовала мою статью под названием "Экономическое чудо" по Януковичу или Возростание без благосостояния". Написать ее меня заставила реклама Партии регионов, которая накануне парламентских выборов обещала "улучшение вашей жизни уже сегодня".

Сегодня можно с печалью констатировать: обещанного "улучшения" не произошло. Подорожание коммунальных услуг более чем вдвое, возростание задолженности по заработной плате, увеличение государственного долга и дефицита государственного бюджета – основные "достижения" антикризисной коалиции и правительства Януковича.

Несмотря на это, "регионалы" продолжают рекламировать себя и свою деятельность. Так же, как и год назад, стараются уверить в реальном повышении уровня общественного благосостояния.

Недавно министр финансов Николай Азаров публично требовал аплодисментов в свою честь за невиданное в мире возрастание отечественной экономики в январе 2007 года. И его мало волнует то, что на основании данных за два месяца рапортовать об "экономическом чуде" является некорректным. Это подтвердит любой студент-второкурсник, который учится по экономическому профилю.

Дискуссии с "проффессором" и его ассистентами на тему невиданного экономического возрастания – дело неблагодарное. Однако, нужное. Ведь появились тревожные сигналы, которые свидетельствуют о непрофессиональности нынешних членов правительства.

Сигнал 1. Зависимость от металла или почему возрастает ВВП?

Немало экспертов отмечают зависимость темпов возрастания украинской экономики от ценовой конъюнктуры на металл на мировых рынках. Это на самом деле так.

Согласно отчету Госкомстата о внешнеторговом балансе Украины за 2006 год, часть недрагоценных металлов в отечественном экспорте составляет 42,8%.

Итак, металлургия составляет почти половину национального экспорта и, вдобавок, формирует третью часть ВВП страны.

Возрастание украинского ВВП за 2006 год составило 7%. Именно эту цифру Виктор Янукович и его министры рекламируют заграничным инвесторам как знак бушующего экономического роста. Конечно, такой высокий показатель для стран ЕС они представляют в качестве результата "профессионализма правительства".

Однако, взвесив роль экспорта металлов в отечественном ВВП и мировую конъюнктуру цен на металл, заслуг членов правительства совсем не видно. Это ярко подтверждает сопоставление динамики средних мировых цен на металл с темпами возрастания украинского ВВП, представленное в таблице.

Динамика мировых цен на металл и отечественного ВВП в 2006 году

Нетрудно подсчитать, что треть из упомянутых 7% прошлогоднего прироста ВВП обусловлена ростом мировых цен на металл. А не мощными усилиями и инновационными подходами Януковича, Азарова и Ко.

Сигнал 2. Уменьшение темпов роста реальных доходов населения

Тем не менее, и само возрастание ВВП на хлеб вместо масла не намажешь. Так же, как и во времена первого премьерства Виктора Януковича, экономический рост не отобразился существенно на возрастании доходов бюджета.

Разумеется, выиграли от этого не простые люди, а собственники металлургических корпораций, чьи интересы обслуживают регионалы и их союзники по парламентской коалиции.

Эта направленность становится еще более наглядной, если сравнить динамику возрастания реальных доходов населения во время первого и второго премьерства Януковича и оранжевых правительств Тимошенко и Еханурова.

Прирост реальных доходов населения в 2004-2006 гг.

Из представленной таблицы понятно, кто на самом деле "улучшал жизнь уже сегодня". И абсолютно ясной становится ситуация дежа-вю – ВВП возрастает, а реальные доходы граждан возрастают значительно меньшими темпами, чем в предыдущие года.

Сигнал 3. Увеличение задолженности по заработной плате

По состоянию на начало года она составляла 806,4 миллионов гривен, а уже 1 февраля – 895. Всего за один месяц долги по зарплатам выросли на 11%! И это в то время, как, по словам Азарова, экономика росла неистовыми темпами.

Треть от общей задолженности по выплате заработной платы – долги государственных предприятий. И их часть неустанно возрастает. За последние два месяца на предприятиях непосредственно подчиненных Минтопэнерго задолженность выросла на 26%, а Минпромполитики – более чем в полтора раза.

Количество работников, которые своевременно не получают заработную плату, за несколько месяцев выросло в полтора раза и составляет 253 тыс. лиц.

Конечно, кое-кто из лагеря регионалов может объяснить этот позорный факт, свалив всю вину на предыдущее правительство. Поэтому ради справедливости следует отметить, что во времена правительства Юрия Еханурова долги по заработной плате постоянно уменьшались. Вообще ему удалось сократить их на треть.

К сожалению, действующее правительство оказалось неспособным удержать положительные тенденции в данной сфере, заложенные оранжевыми правительствами.

Более того, Виктор Федорович почему-то не обращает внимания на требования даже тех, кто искренне отдавал за него и его партию свои голоса.

Недавно больше 20 шахтеров госпредприятия "Донбасантрацит" объявили забастовку. Дело в том, что им отказали в повышении заработной платы соответственно законодательно установленному возрастанию минимальной заработной платы (с 1 января 2007 года до 400 грн.). В результате повышенную зарплату получил только каждый седьмой работник данного предприятия.

К сожалению, такие кричащие случаи являются неодиночными. Они ярко свидетельствуют об антисоциальной направленности политики так называемой "антикризисной коалиции" и действующего правительства.

Сигнал 4. Увеличение государственного долга

Государственный внешний долг по состоянию на 1 января 2005 года составлял $8,7 миллиарда. Оранжевые правительства в 2005 году и январе-июле 2006 года сократили этот долг до $8,2 млрд. Нынешнее правительство только за ноябрь-декабрь 2006 года увеличило этот долг к $9,8 млрд.

Благодаря таким "стараниям" регионалов, темпы внешних задолженностей достигли исторического максимума со времен кризисного 1999 года.

Динамика государственного прямого внешнего долга в 2005-2007 гг.

Сигнал 5. Увеличение дефицита Государственного бюджета

Другим ярким примером воплощения такой политики является недавнее принятие антикризисовщиками изменений к госбюджету, которые предусматривают поэтапное повышение размера минимальной заработной платы (в среднем 10-20 гривен на протяжении года) и других социальных выплат.

По словам членов правительства, расходы на заработную плату и прочие социальные выплаты вообще увеличатся на 2,3 миллиарда гривен.

Это решение антикризисовщики приняли под давлением требований президента и оппозиции. Однако они заблокировали рассмотрение альтернативных законодательных предложений от главы государства и фракций "Нашей Украины" и БЮТ. И, в конце концов, провели свой законопроект.

Казалось бы, помогать социально незащищенным слоям – дело благородное. Учителя, врачи, воспитатели получат повышение заработной платы. Тем не менее, "антикризисовщики" не предают своим "принципам": социальные расходы они увеличивают за счет повышения дефицита бюджета на 3 миллиарда гривен (с 15,7 до 18,7 миллиардов без надлежащего обоснования такой необходимости).

Президентский и оппозиционный законопроекты предлагали увеличение доходов и расходов госбюджета, однако, без увеличения дефицита. Членам правительства предлагались реальные, а не виртуальные источники доходов. Однако антикризисовщики проигнорировали это предложение.

Ведь регионалы практически воплощают идею "улучшения жизни", но за счет общества.

***

Выше приведенных примеров более чем достаточно, чтобы доказать непрофессионализм нынешнего состава правительства. Своими нелепыми шагами регионалы и антикризисовщики сводят на нет положительные достижения оранжевых правительств и оказывают содействие распространению кризисных явлений в украинской экономике.

Игорь Жданов, член Совета партии "Наша Украина", для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде