Защита Мороза, или Янукович на шпагате

Четверг, 17 мая 2007, 10:36

1 декабря 2006 года премьер-министр Янукович в Мариуполе, комментируя обвинения в его адрес со стороны президента Ющенко относительно "узурпации власти правительством" заявил, что правительство имеет свои полномочия и ими пользуется, а если "вы называете это узурпацией – то пусть будет узурпация, только бы это было в пользу народа".

Этот дерзкий пассаж Януковича транслировали все телеканалы, и маловероятно, что все они уже вычистили эту пленку со своих архивов.

И было бы совсем удивительно, если бы запись этого выступления премьера не сохранилась в секретариате президента.

Кроме того, абсолютно аналогичную мысль относительно узурпации, "полезной" для общества, немного раньше высказывал и один из представителей коалиции коммунист Голуб в эфире "Свободы слова". Наверное, Януковичу просто понравилось само это выражение и он его "позаимствовал"...

Но в любом случае публичные признания коалициантами собственных действий как узурпации власти существуют.

Поэтому абсолютно непонятно, почему, в поисках аргументов для обоснования своего указа о роспуске парламента на основании ст.5 Конституции, президент Ющенко не получил от своих юристов именно этого доказательства вины коалиции и премьер-министра.

Доказательство публичное и полностью легальное, а потому, может фигурировать даже в Конституционном Суде и помогать ему выйти за пределы анализа соответствия указов президента о роспуске парламента только ст.90 Конституции.

Возможно, упомянутый аргумент фигурирует сейчас в тайных переговорах президента и премьера относительно досрочных выборов. И, вместе с неспособностью коалиции просто устранить Ющенко путем импичмента или другим способом, уже сыграл свою роль в согласии Януковича на этот процесс?

Правда, если бы оговорка об узурпации власти, которая имеет все шансы быть признанной и Конституционным Судом в пользу Ющенко, действительно была предъявлена Януковичу, - вряд ли он обращал бы внимание на другие угрозы, которые давят на него с противоположной стороны.

В частности, на очередной ход спикера Мороза с его проектом новых конституционных изменений, озвученных 16 мая.

Буквальное содержание этого, с позволения сказать, конституционного проекта, уже довольно широко озвучено, а потому следует обратить внимание на его политический подтекст.

Фокус Мороза состоит в том, что свой проект полной ликвидации полномочий президента, а в значительной мере и премьер-министра, он высказал намерение поставить на голосование коалиции в ближайшее время, а не когда-то в далеком будущем.

Для предыдущего одобрения изменений в Конституцию достаточно простого большинства голосов, затем отсутствие поддержки со стороны оппозиции в данный момент не является предостережением.

Вместе с тем спикер откровенно тестирует на готовность поддержать сомнительный проект, прежде всего фракцию Партии регионов, точнее – ее воинственно-слепую часть. Которая способна, под влиянием сугубо эмоционального противоборства с Ющенко, нажать кнопки автоматически. Не заметив "мелочей", которые нанесут удар их лидеру.

А вред Януковичу как первому рейтингоносцу, который может претендовать и на президентскую, и на премьерскую должность в случае соответствующих выборов, - очевиден. Проект лишает смысла его участие в президентских выборах, но одновременно радикально ограничивает его в полномочиях как премьера, в частности – в кадровой политике.

Итак в случае, если фракция ПР проголосует за проект, это будет означать, что она предала уже самого своего лидера и годится передать всю полноту власти в стране спикеру парламента, в данном случае – самому Морозу.

А поскольку проект, в случае его окончательного принятия, фактически ставит непреодолимые препятствия на пути проведения досрочных выборов, - то речь идет и о том, что Янукович не будет иметь возможности даже посоревноваться теперь уже и за этот, спикерский пост в ближайшее время.

И даже переформатирование коалиции в этом составе парламента, если бы туда вернулись фракции "Нашей Украины" и БЮТ и согласились принять участие в проекте Мороза, - не оставит Януковичу шансов. Так как он не депутат...

В прочем, такая измена Януковича фракцией ПР или ее частью может случиться не только из-за примитивного невежества большинства его депутатов. Мороз, похоже, как и в случае с перебежчиками из "Нашей Украины" и БЮТ, делает ставку на тех "регионалов", у которых нет существенных шансов снова попасть в списки своей партии или возможного блока на досрочные выборы...

Конечно, Янукович совсем не желает получить такую пощечину от собственных депутатов, так как тогда вся его политическая карьера стремительно покатится вниз. Поэтому и должен учитывать "сюрприз", подготовленный ему Морозом...

Только такой может быть логика публичных причин отсутствия 16 мая согласия Ющенко и Януковича на конкретную дату выборов и очередная остановка переговоров рабочей группы по подготовке условий досрочных выборов.

Относительно же причин "тайных", то есть, не столько условий получения властных полномочий, сколько материальных достижений, которые с их помощью получают участники этих переговоров, то надо просто напомнить один мало упоминавшийся фактор обострения межклановой борьбы в Украине.

Этот фактор – земля сельскохозяйственного назначения, которая с 2008 года станет доступной для купли-продажи.

Наверное, ближе к январю специалисты детальнее будут объяснять, какую колоссальную роль сыграет введение рынка сельскохозяйственных земель во всех экономических, социально-политических и даже внешнеполитических процессах для Украины.

И что детской игрушкой будет выглядеть на этом фоне коррупция, до сих пор связанная с газом, коммунальными тарифами, промышленностью, недвижимостью, и даже той же землей, но не сельскохозяйственного назначения.

Ведь вряд ли кто-то строит иллюзии о "цивилизованном" рынке земли...

Итак, было бы совсем не удивительно, если бы все торги на высочайшем государственном уровне велись именно вокруг теневого передела влияния на ключевые земельные процессы.

Между прочим, именно на земельном вопросе накануне кризиса с коалицией начинал играть и БЮТ. И неизвестно, эти ли маневры Тимошенко оказались для Ющенко менее неприятными, чем преодоление вето на закон о Кабмине. И не они ли принудили его пойти на радикальный шаг, "перехватив" в БЮТ инициативу досрочных выборов.

Но если в земельном вопросе – ключ к причине политического кризиса, то здесь же – и ключ к компромиссу.

Коалиция даже уже попробовала применить его своими силами, постановив после указа президента о роспуске ВР закон о земельном кадастре. В ожидании, что Ющенко не сможет отказаться от его подписания, тем самым возразив собственное непризнание легитимности ВР.

Не противоречит этой "земельной" логике и назначение на должность секретаря СНБО господина Плюща. Даже наоборот.

Возможно, перед своей отставкой олигарх-металлург господин Гайдук о чем-то, как пишут СМИ, и входил в соглашение c господином Ахметовым, - например, о распределении между ИСД и СКМ мировых металлургических рынков, общую ценовую политику и т.п.... Но это не касалось большинства интересов первых лиц государства, а значит, кризиса так и не решило.

Вместе с тем господин Плющ будет иметь возможность обсудить с оппонентами-партнерами теперь уже более болезненный вопрос – о земле. В том числе на заседаниях СНБО. И никто не возразит, что земельный вопрос – именно его компетенция, в частности и как предмет национальной безопасности.

Не удивительно, что именно появление на должности секретаря СНБО господина Плюща вызвало бурную реакцию и немедленный демарш коммунистов, вплоть до отзыва подписи Симоненко под Универсалом национального единства.

Ведь в Универсале, кроме прочего, идет речь и о внедрении рынка земли. А коммунистам в последнее время все тяжелее стало в парламенте, особенно в условиях голосования без оппозиционных фракций, поддерживать правительственные законопроекты относительно земельной реформы.

Особенно если послушать красного агрария всех времен господина Ткаченко, который каждый раз перед нажатием кнопки "за" клянет правительство Януковича не хуже, чем антинародный режим Кучмы...

Ныне же коммунисты уже могут освободиться, по крайней мере, от этих коалиционных обязанностей. И удобно поставить в укор переговорщиков от ПР прошлым бывшего спикера. Ведь в свое время Плющ вторично занял должность главы ВР благодаря "бархатной революции" в парламенте, главным достижением которой стало принятие Земельного кодекса с заложенным в нем этим земельным рынком.

Впрочем, такой "компромат" на Плюща разве что усилит его позиции посредника между президентом и премьером.

Но поскольку, как сам он признал, у Плюща нет влияния на Грушевского,5 , то есть на Мороза, - он теперь и полагается главным образом на партнеров по переговорах с ПР, только бы одни и те же как-то выяснили свои отношения со спикером для принятия решений, нужных для проведения выборов.

И разве можно предположить, что возможный "земельный" подтекст тайных переговоров, от которых сейчас отдален Мороз, не является для него интересным? Даже не является специальным подтекстом его проекта конституционных изменений, которые, в частности, касаются и местных советов, к компетенции которых именно и входит осуществление операций с рынком земли?

Так что Януковичу, который оказался на "шпагате", действительно не позавидуешь. И даже после его заявлений относительно узурпации власти можно поверить в искренность его стремления получить, хотя какой-либо результат от Конституционного Суда.

Кстати, не известно, как судьи КС отнесутся к намерению Мороза, также изложенному в его конституционном проекте, уже в который раз лишить их полномочий, в частности, в праве толковать законы Украины.

Учитывая, что предыдущий состав КС уже отвечал отказом авторам конституционной реформы в этом покушении на свою исключительную прерогативу, - должны были бы признать, что не только премьер, а и спикер откровенно занимается узурпацией.

А затем, принять решение не только в пользу досрочных выборов, но и нелегитимности ВР пятого созыва после указа.

Впрочем, о КС и его решения еще будет время поговорить.

А вот Януковича, похоже, "порвут" раньше.

powered by lun.ua
Главное на Украинской правде