Почему досрочные выборы не могут состояться осенью

Четверг, 24 мая 2007, 10:25

После заявления Виктора Януковича о согласии Партии регионов идти на досрочные парламентские выборы, многие решили, что пик политического противостояния пройден. Остались только некоторые мелкие технические трудности, которые, казалось бы, можно преодолеть за несколько дней.

Суета вокруг подготовки пакета необходимых документов, которая почему-то так надолго затянулась, отвлекла внимание от сути того, что в действительности происходит.

На первый взгляд, заявление правящей коалиции относительно желания подготовить хорошую правовую базу для проведения досрочных выборов выглядит довольно обоснованным. Никто не заинтересован в том, чтобы результаты выборов было бы легко обжаловать в суде в следствие недоделок в законодательстве.

Правда, немного настораживает тот факт, что самую большую заинтересованность в проведении "честных выборов" проявляет именно та политическая сила, которая в свое время, в 2004 году, была разоблачена в невиданных масштабных фальсификациях и сейчас держит в своих руках административный ресурс.

Наблюдая за процессом урегулирования политического кризиса, никто не обратил внимание на два очень важных нюанса.

Во-первых, как сообщил Тарас Чорновил, коалиция не согласится идти на досрочные выборы по указу президента. Чтобы не создавать прецедент. И это, не считаясь с тем, что согласно статье 106 Конституции, такое право есть у президента.

Однако, парламент, по заявлению депутата, согласен принять решение о самороспуске. Правда, такая норма отсутствует в Конституции, но это не огорчает правящую коалицию. Надо, как они считают, просто внести изменения в Конституцию Украины.

Получается очень порочная логика.

С одной стороны правящая коалиция требует строгого соблюдения Конституции, в особенности со стороны президента. Но с другой, они готовы выполнять главный закон страны только до того времени, пока он им не мешает. В другом случае они предлагают сначала внести изменения в Конституцию, а потом снова ее выполнять.

Второй важный нюанс касается даты досрочных выборов.

Подчеркнем, что ни Янукович, ни, тем более, представители коалиции в рабочей группе ни разу не назвали конкретной даты. Рабочая группа вообще отказалась рассматривать этот вопрос.

Отдельные представители коалиции (те, которые не решают проблему) настаивают на том, что досрочные выборы могут состояться только осенью. В качестве подтверждения своих слов приводят разные причины.

Начиная с желания улучшить законодательство относительно досрочных выборов, и заканчивая утверждением об абсолютной невозможности провести выборы летом.

Почти каждый день проходят встречи президента и премьера. Многие ожидали, что результатом этих встреч будет установление даты выборов. Но хотелось как лучше, получилось как всегда.

А следовало ли ожидать положительного результата? Мы считаем, что нет.

Если сопоставить факты - отказ признавать указы президента, упрямое избежание ответа относительно даты выборов, то легко придем к заключению, что правящая коалиция играет совсем в другую игру: они вообще не собираются идти на досрочные выборы.

Затягивание переговорного процесса – это только тактический ход. А идея простая.

Согласно абзацу второму статьи 77 Конституции Украины "внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины". На этой норме Конституции и играет коалиция.

Президент, который выдал указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады 26 апреля, не имеет права назначать выборы позже, чем на 24 июня.

В то же время, он не может отменить свой указ, так как это автоматически означало бы признание полномочий парламента в течение всего срока конфликта, то есть, полное поражение.

Какие же варианты остаются у президента?

1. Если президент доверится парламенту (относительно самороспуска) и отменит свой указ. Это будет все равно, что полная капитуляция. Он окажется вне игры.

В этом случае досрочные выборы станут невозможными, какие бы обещания и действия при этом не были сделаны парламентариями. Найдется тысяча причин, по которым Верховная Рада откажется себя распускать.

2. Если президент выдаст новый указ в июне-июле, и назначит выборы на сентябрь-октябрь. Будет нарушена прямая норма Конституции относительно 60-дневного срока (статья 77). Результаты таких выборов могут быть обжалованы любым человеком в любом районном суде. Смысла в таком указе нет.

3. Если президент будет выдавать все новые и новые указы через каждые две-четыре недели с учетом 60-дневного срока, то на них просто перестанут обращать внимание. Авторитет президента упадет окончательно. Последствия будут те же, как в первом варианте. О досрочных выборах надо будет забыть.

Что же остается президенту? Только один вариант.

Самому установить окончательную дату досрочных выборов. Выдать третий последний указ, не ожидая решения нелегитимного уже парламента. В указе учесть требования статьи 77 Конституции относительно 60-дневного срока. То есть, если указ будет напечатан в мае, выборы должны состояться не позже июля.

Что касается улучшения законодательства относительно досрочных выборов, то, учитывая, что практически все необходимые документы уже давно подготовлены рабочей группой, можно дать один день парламенту для принятия этих документов.

Если парламент не согласится на предложение президента, брать ответственность на себя и на РНБО. Другого пути нет.

Народ, как свидетельствует история, всегда простит ошибки, но никогда – нерешительность.


Александр Коваленко, для УП



powered by lun.ua
Главное на Украинской правде