"Силовой сценарий" для возобновления переговоров

Пятница, 25 мая 2007, 11:01

С того момента, как оппозиция покинула стены ВР, мужская часть коалиции явным образом ощущала специфический дискомфорт. Ни тебе толкотни вокруг трибуны, ни эффектных сцен для телекамер возле служебных помещений.

В мае даже другой физической работы в виде скоростного нажатия кнопок за отсутствующих депутатов почти не стало: исчерпалась повестка дня ВР, которая в значительной мере наполнялась оппозицией. А правительство, после утверждения "социальных" изменений в бюджет, как-то само обходится, без законотворчества собственной коалиции.

Осталось разве что утром покричать о узурпаторе-президенте. Но, во-первых, для этого назначены специальные ораторы. А во-вторых, в период переговоров между Ющенко и Януковичем и деятельности общей рабочей группы и это потеряло смысл...

Поэтому можно понять радость, с которой депутаты от коалиции бросились к вдруг возникшим в помещениях Конституционного суда и Генпрокуратуры "горячим точкам", где можно было вспомнить приятные мышечные ощущения своего мужского пола.

Молодым мамам сейчас объясняют, что у мальчиков это называется "тестостероновой программой". Ну, эта немотивированная агрессивность, куда направляется лишняя здоровая энергия.

В нашем же взрослом политикуме это называется "силовой вариант".

Правда, способ, которым стороны "силового противостояния" выясняют, кто первый начал, - все же больше напоминает детские разборки. Поскольку взрослого анализа, кому и для чего нужен "силовой сценарий", так до сих пор и не прозвучало.

Ведь ни разговоры о том, что это президент силовым способом старается вернуть себе авторитарную власть, ни версия, будто применением силы коалиция хочет отвернуть выборы, не отягощены существенными аргументами.

Возможно, меня исправят специалисты, но кажется, что применение силовых средств в решении внутренних конфликтов всегда имеет или очевидные ресурсы, которые и провоцируют к своему применению, или точную, хотя и несколько отдаленную цель, всегда связанную с непременным возвращением к политическому и юридическому, то есть мирному пути решения кризиса.

Первое бывает, собственно, воинским переворотом. Генерал или полковник, или и "группа товарищей", прежде всего пользуясь большой и надежной поддержкой своих подчиненных, просто не видят препятствий, чтобы силовым способом снять гражданскую власть.

Дисциплинированный силовой ресурс используется не для каких-то реформ, - поскольку военные работать в гражданской сфере не научены, да и не очень хотят, - а для передела уже накопленного, большей частью коррупционного богатства предыдущей гражданской власти. Последний пример – Таиланд прошлого года.

Метод слишком искушающий. И в Украине политический кризис мог бы позвать к жизни подобный вариант событий. Но после генерала милиции Кравченко мы ничего, необходимого для его реализации, до сих пор не наблюдаем. Может, просто не способны рассмотреть воинского диктатора в господах Цушко, Гелетее, Гриценко, Наливайченко или в их подчиненных?

Поэтому идем дальше.

Силовой "захват власти" со стороны легитимного президента – сплошная ерунда. Даже больше, конституционно доступное ему введение чрезвычайного состояния как попытка легального применения силового сценария, - Ющенко категорически не выгодно. Поскольку, как известно, однозначно отменяет выборы.

Есть для президента в нашей ситуации еще теоретический вариант: заставить призванные к обеспечению выборов органы исполнительной власти осуществить их, к чему толкает Ющенко БЮТ и "Народная самооборона".

Но, учитывая статью закона о СНБО, на которую ссылаются сторонники этого варианта, - этот способ является не буквально силовым. Если ему не совершается сопротивление. А если сопротивление совершается, - то президент просто вынужден вводить чрезвычайное состояние, и выборы снова срываются.

Нет, президенту это не подходит. А подходит его оппонентам и врагам выборов.

Наверное, именно поэтому СНБО все еще не задействован, и непосредственно о переходе Ющенко к этому сценарию говорить рановато.

Хотя введение в СНБО Турчинова можно воспринимать лишь как очередной способ на крайний случай так привязать БЮТ, чтобы потом Тимошенко не имела оснований ни предъявлять президенту обвинение в нерешительности, ни жаловаться на его чрезмерную решительность, если она приведет к срыву выборов...

Итак, остаются силовые сценарии, которые могут влиять на ход и результат мирных переговоров конфликтующих сторон.

Собственно, это и происходит.

Немного восстановим последние события в переговорном процессе.

22 мая рабочая группа по изготовлению законодательных условий проведения досрочных выборов заявила о готовности всех документов и потребности завершить процесс на встрече президента и премьера.

Утром 23 мая фракция социалистов в ВР объявила ультиматум Януковичу. Мол, если он заключит с Ющенко любое соглашение о проведении преждевременных выборов без ссылки на решение Конституционного суда, СПУ настоящих договоренностей не признает. СПУ при этом не объяснила, почему Янукович может опасаться "непризнания" со стороны социалистов.

Но снова ультиматум произвел свое впечатление на премьера. В тот же день он и президент, по свидетельству последнего, провели плодотворные переговоры и согласовали дату выборов. Но вдруг Янукович "взял перерыв", уехав из Киева.

Оставленный в одиночестве и, откровенно говоря, просто в идиотском положении, президент вечером 23 мая делает телеобращение к ГПУ и Верховному суду относительно потребности принять меры для прекращения саботажа выборов. Он вводит в СНБО Турчинова и впервые изменяет начальника Госохраны.

А утром 24 мая сменяет его еще раз, и увольняет генпрокурора Пискуна, которого не пускает на рабочее место Госохрана под руководством господина Гелетея.

Пискун вызовет на защиту милицию. Во главе "Беркута" прибывает сам министр Цушко, с чего, собственно, и начинается "силовой сценарий"...

Интересно, что хотя "силовой метод" Госохрана применила и в помещении Конституционного суда, но из-за отсутствия там "Беркута", и только с помощью депутатов от коалиции, - судьи таки попали на рабочие места. Не смогли они работать уже по другой причине – отсутствия кворума.

Итак, местом именно "силового сценария" был сразу определен адрес Генпрокуратуры.

Тем временем утром 24 мая коалиция, узнав о событиях в ГПУ и КС, вместо традиционного вызова "на ковер" силовиков, - одобряет заявление, которое снова касается переговорного процесса.

Сначала Морозом планируется от лица всей коалиции, а не только СПУ, просто запретить Януковичу вести переговоры с Ющенко, но потом под давлением ПР фиксируется только "первое предупреждение" о таком запрете...

И что в особенности интересно – уже после всех известных событий, объявив о намерении провести вечернее экстренное заседание с целью то ли освободить министра обороны Гриценко, то ли назначить собственным решением генпрокурора Пискуна, - коалиция отменяет это заседание.

Понятно, почему не реализовали, по крайней мере, до сих пор, угрозу отставки министра обороны: только бы не дать президенту конституционного повода для третьего указа о роспуске ВР.

Помните: 30 дней не сформировано правительство...

Почему не утвердили в должности генпрокурора Пискуна – тоже не сложный вопрос. Объяснение дала заместитель министра юстиции госпожа Лукаш.

Действительно, отмена президентом собственного указа о назначении Пискуна автоматически восстанавливает в должности господина Медведько, который и так утвержден парламентом. Поэтому бороться за Пискуна депутатам таким способом просто нет смысла. Тем более, что и депутатский мандат у него сохранился...

Зачем же тогда министр Цушко с "Беркутом", а с ним и депутаты, поперлись утром к ГПУ? Тот же тестостерон, который помог поддаться на хорошо организованную президентской стороной провокацию?

Что защищал в помещении ГПУ "Беркут"? Кабинет генпрокурора – от назначенного президентом исполняющего обязанности Шемчука? – или от дальнейших его возможных действий против Кабмина? Каких именно?

Предположим, коалиция уже больше не надеется на суды и ожидает, что следом за возбуждением уголовных дел против членов правительства за отказ финансировать досрочные выборы Шемчук сам обратится к силовым действиям и попробует арестовать соответствующих чиновников. Кстати, кого именно? Януковича и Азарова?

Но именно тогда Цушко мог бы продемонстрировать свое "гражданское сознание" и отказаться выполнять "преступный приказ" и защитить членов правительства...

Вместе с тем министр-социалист Цушко спешит опередить события. Зачем?

Да просто потому, что социалисты, которые уже выдвинули премьеру ультиматум относительно прекращения переговоров, но до сих пор не смогли полностью подчинить себе в этом смысле всю Партию регионов, - готовы любым способом сделать невозможным возвращение лидера коалиции за стол переговоров.

Мол, о чем говорить с узурпатором, когда у правительства, ГПУ и Конституционного суда есть такая мощная защита.

Но – не сработало.

По крайней мере, сам Янукович в своем телеобращении по поводу "силового сценария", наговорил многое, но по большей части все еще об окружении Ющенко, а не о нем самом, - так и не дал партнерам по коалиции твердых заверений, что не вернется к столу переговоров с президентом.

Но теперь предметом переговоров, кроме выборов и их условий, очевидно должны стать и последствия так называемых "силовых действий". Например, наказание силовиков, которые находятся по обе стороны "баррикад", и новое кадровое расписание в этой специфической области.

В такой постановке вопроса, по крайней мере, есть определенная логика, поскольку включение в переговоры проблемы силовиков несколько расширяет поле для маневра сторон, но вообще касается все того же – влияния на выборы и их результаты.

А то все суд да суд...

А что суд, то есть судебная система от конституционной до административной, - когда она одновременно работает на обе стороны, хотя вообще – сама на себя? И если в любом случае при непризнании одной из сторон судебных вердиктов их выполнение будет требовать силовых влияний?

Тем более, относительно самих силовиков, которые особо "отметились" в событиях 24 мая, - очевидна их личная политическая заинтересованность в радикализации событий, или ее имитации.

Отличие в том, что когда господину Гелетею явным образом не дает покоя карьера только Луценко, то господин Цушко вряд ли ей интересуется. Он, кажется, уже пошел дальше и видит себя украинским Саркози.

Оно будто бы и не так плохо, потому что все равно ведет к выборам, а не к воинскому перевороту.

Если бы не старания коалиции снова позвать на "защиту" очередной псевдомайдан.

А это уже и не сценарий вовсе, а принцип "сначала ввяжемся в драку, а там посмотрим"... В нашем случае это означает – силой предрасположить к себе международных посредников.

Это если опустить дипломатическую мороку, - на что расчет: на встречу в Украине "натовского сапога" и "московского спецназа"?

Тогда и в самом деле незачем переговариваться Ющенко и Януковичу, и суды наши, да и силовики здесь ни к чему.

Вот я только не уверена, что после всего международные кураторы украинского урегулирования оставят присматривать за этой территорией, которая носит название Украина, главных "стартеров" всей передряги – социалистов. Будь это хоть Мороз или Цушко.

Слишком уж они горячие ребята.

Автор

Ирина Погорелова, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде