Тормоз

Четверг, 31 мая 2007, 13:24

Партию регионов можно искренне поздравить с новым лидером.

Александром Морозом.

Именно ему принадлежит публичная слава едва ли не раскола оппозиции во время будто бы согласованного Януковичем с Ющенко продолжения предвыборного урегулирования, которое состоялось в ночь на 31 мая.

Последний "кидок" оппозиции со стороны коалиции, осуществленный под руководством Мороза, был вообще образцово-показательным.

Это когда коалиционный проект изменений в закон о статусе народного депутата (относительно применения императивного мандата) уже при отсутствии в зале после 24 часов фракции "Наша Украина" поддержала только фракция БЮТ. Ни одного голоса от коалиции.

Страна, которая в этот момент еще на спала, могла собственными глазами увидеть Юлин позор и убедиться, что ради своей цели она способна-таки откровенно предать и указ президента, действие котрого на тот момент уже прекратилось, и общие действия объединенной оппозиции, и собственные заявления о несовместимости с предложениями коалиции...

Со стороны же коалиции этот "кидок" был и предвиден благодаря предыдущему аккуратному провалу другого закона, об изменениях в административное судопроизводство, и одновременно не слишком сложной провокацией именно для БЮТа. Мол, коалиции не хватает всего лишь нескольких голосов, так поддержите...

Юля "купилась", и это опозорило ее хуже, чем даже вышеупомянутые "измены".

А еще со стороны коалиции это был своего рода римейк голосования за Мороза-спикера, когда, если помните, ПР не дала ни одного голоса за собственного выдвиженца Азарова.

Но теперь ПР поступила так уже не ради формирования или сохранения коалиции с общими интересами, ключевым из которых тогда было премьерство для Януковича, а исключительно ради интересов самого Мороза.

Поскольку без узаконенного императивного мандата, судя по голосованию БЮТ даже за коалиционный вариант закона, - эта фракция, в отличие от "Нашей Украины", не готова сдать свои мандаты в достаточном количестве.

А значит - досрочные выборы на основании статьи 82 Конституции, как сказано в "соглашении трех", не состоятся...

Слава Морозу, тем более, что теперь не понадобится его включение в список ПР, чей рейтинг, говорят знатоки, он сильно поднимает. Но при чем здесь "лидерство" в Партии регионов?

А при том, что он удовлетворил большинство из депутатов-"регионалов", которые не хотят выборов даже вопреки готовности к ним самого Януковича.

Который, со своей стороны, вопреки их желаниям, возможно, что-то там и согласовал с президентом вечером 30 мая, но реализовать так и не смог. Потому что его фракция действовала уже не под его руководством, а под влиянием Мороза.

Итак, на утро 31 мая, когда будто бы должны были бы состояться очередные переговоры Ющенко с Януковичем, последний находился в идиотском положении.

Действительно, еще 29 мая, благодаря согласованным голосованиям коалиции и оппозиции, то есть в полном соответствии с "соглашением трех", он уже получил подписанные президентом предвыборные социальные изменения в бюджет, а также закон об изменениях в закон о ЦИК, то есть возможность ввести туда своих людей.

А на заседании правительства 30 мая уже и подготовил изменения в бюджет относительно финансирования досрочных выборов.

Но вместе с тем самого обусловленного соглашением факта, на основании которого могут состояться эти выборы, так и не получил.

Взамен за собственной спиной от родной партии получил заявление о возможном отзыве своей подписи под "соглашением трех". Причем, вспомнив перед министрами и прессой какие-то возникшие между ним и президентом проблемы, так и не отважился их озвучить.

Если эти проблемы вызваны отказом президента подписать ряд переголосованных ВР сугубо лоббистских законов, о которых предупредили члены оппозиции, - то премьер мог бы так откровенно и сказать. Наверное, его электорат не отнесся бы к этому слишком строго, потому что уже и так выдержал от своего рейтингоносца немало более неприятных новостей.

Вместе с тем Янукович избежал откровенности. И не удивительно.

Так как если действительно "неприятности" именно из-за не подписанных Ющенко экономических законов, а в особенности закона о Фонде госимущества, - то, очевидно, именно за них лидер ПР и получил "предупреждение" от собственных олигархов или олигархиков.

Поскольку достаточно достоверно, что без специального закона социалистка Семенюк таки не рискует осуществлять ключевые продажи остатков госимущества, которые уже видят в своих карманах люди из ПР...

Не следовало бы премьеру скрывать от общества и разногласий, которые создала между ним и президентом борьба за силовиков.

И что же здесь скрывать? Что, в частности, господина Пискуна на должности генпрокурора премьеру тяжело отстаивать, поскольку коалиция почему-то до сих пор не желает лишить его депутатских полномочий?

Хотя, казалось бы, именно это со стороны коалиции является лучшим путем к урегулированию вопроса, - вместо постановления про "отказ" президенту увольнять Пискуна, одобренного даже при отсутствии соответствующего представления Ющенко.

Надо сказать, что это вот постановление коалиции полностью соответствует воинствующему духу предыдущих, которые уже были отменены. Одно из них, откровенно подстрекательно-провокационного характера, успело привести к недавней чрезмерной активности министра внутренних дел Цушко.

Его последствия теперь интересуют всех уже не как элемент силового сценария, а как предпосылка инфаркта министра.

Ну, что же, не пожалел Мороз собственного однопартийца Цушко, тем более не пожалеет какого-нибудь Пискуна.

Последний меньше всего кому готов служить, так это Морозу, - хотя тот и поспешил посетить его в ГПУ. Может, и не его самого, а уголовные дела, которые являются в действительности единственным предметом, ради которого кому-либо прийдет в голову штурмовать помещение этого учреждения.

Над Морозом Пискун поиздевался не хуже, чем над своими недавними однопартийцами-"регионалами", которые прибежали его защищать от "президентской рати" собственными телами...

Но при чем здесь Янукович? А при том, что его "орлы"-депутаты уже довольно легко поддаются, или же и создают провокации.

И уже совсем не имеет отношение к интересам Януковича, который очень часто повторял слова о "возвращении в правовое поле", - постановление, одобренное 30 мая вопреки нескольким статьям Конституции, относительно временного порядка назначения судей на административные должности Высшим советом юстиции...

Сам Мороз откровенно щеголял политической, просто предвыборной целесообразностью этого акта, конечно, не согласованного с президентом.

И не удивительно, потому что "отчитываться" перед международными наблюдателями придется не столько ему, сколько до сих пор формальному лидеру мощнейшей партии, участие которой в выборах считается необходимой.

Впрочем, в этом Янукович лишний раз убедится, когда, как после первого тура президентских выборов, будет уже очень поздно изменять что-то в "своем" окружении.

Причем если выборы не состоятся, - особенно. Поскольку тогда Мороз таки получит возможность продвигать и дальше свой проект изменений в Конституцию, что сводит Януковича на ничто прежде всего в собственной политической силе...

И Мороз действительно должен был бы праздновать победу, полную и безоговорочную, если бы не несколько нюансов. Чтобы их розглядеть, вернитесь к "соглашению трех" о досрочных выборах.

Первое и единственное "нарушение" со стороны президента, на которое коалиция должна была бы обратить внимание и объявить об этом публично, стал тот факт, что 29 мая Ющенко вместо отменить свой указ о роспуске ВР, только приостановил его действие.

Странная вещь, но коалиция, и лично премьер со спикером, промолчали.

Наверное, не были заинтересованы, чтобы отмена указа президентом повела за собой прекращение соответствующего судопроизводства в Конституционном суде, как произошло с предыдущим указом.

Больше того, переголосовав ряд законов вместе с оппозицией, а несколько – и без нее, - коалицианты фактически признали нелегитимность одобрения этих законов во время действия указа. А кроме этого, одобрили постановление, которым отменили предыдущие антипрезидентские постановления, но только при условии отмены президентом своего указа.

Торг, мягко говоря, не вполне адекватный, но очень показательный. Поэтому все дальнейшие разговоры о том, что юридическая практика не имеет примеров приостановления правовых актов, в том числе указов, - как теперь говорят, ничтожны. Ведь и практики "подтверждения голосования" легитимно одобренных, но не подписанных законов, также не существует...

Поэтому с 31 мая указ президента о назначении выборов на 24 июня восстанавливает свою силу вместе с остановкой деятельности ВР и предыдущей мотивацией, которая касается не "самороспуска" ВР путем уменьшения ее состава, а полномочий гаранта Конституции.

Правда, для осуществления этих выборов нет не только заявки на участие со стороны партий коалиции и других, но и усовершенствованного избирательного законодательства, не говоря уже о таком овеянном мечтой коалицией реестре избирателей. Нет также изменений в административное судопроизводство, которым бы регулировалось обжалование результатов выборов.

Ну и нет до сих пор бюджетного финансирования выборов...

Вместе с тем есть подписанные президентом изменения в закон о ЦИК относительно ротации состава комиссии. Хотя осуществить эти изменения можно только конституционным большинством парламента...

Итак, когда коалиция требует от оппозиции сложить мандаты (причем на основании не закона, а похожего на закон постановления, также принятого по инициативе Мороза), но при этом откладывает остальные изменения, "забыв" и о составе ЦИК, - она тем самым делает невозможными не выборы, а осуществление условий участия в них Партии регионов.

При таких условиях оппозиции нет смысла сложить свои мандаты. Тем более, если она не блефует, и у нее действительно с этим существуют проблемы.

В частности, и благодаря незавершенным делам относительно "обнуления" списков. А также широко рекламированным нынче коалицией депутатским льготам, потеря которых "рядовыми" оппозиционерами, как твердят коалицианты, больно ударит по их семьям...

Вот она, оказывается, где настоящая парламентская коррупция – в законе о статусе народного депутата. Поэтому для подтверждения своего тезиса о купле депутатов, президенту не надо искать какие-то даже настоящие дополнительные миллионы, следует только поставить вопрос об этих узаконенных льготах.

Тем более нет смысла президенту отказываться от своего указа о досрочных выборах, назначенных на 24 июня.

Ведь срыв соглашения Морозом и коалицией видела вся страна и заинтересованные заграничные наблюдатели. То, что оппозиция оказалась неспособной обеспечить обусловленные в соглашении условия "самороспуска парламента", - это также только в пользу Ющенко.

Но нарушений договоренностей со стороны самого президента, в частности и относительно генпрокурора (нигде, между прочим, не зафиксированных), - и не названо, и не осуществлено.

Возможно, у Ющенко появится смысл что-то там снова сделать с указом, если сам лично господин Янукович и вся его фракция, если он еще способен ею руководить без Мороза, уговорят Ющенко продлить "легальность" ВР, но при этом обеспечат выполнение всех пунктов соглашения.

А нет – то нет.

Конечно, осуществление самих выборов в день, указанный в действующем до сих пор указе, при данных условиях практически невозможно. Но это, кажется, уже не имеет значения.

Главное в сохранении действия действующего ныне указа – подтверждение нелегитимности Верховной Рады пятого созыва, а затем – фиксация уже намного более длинного, чем 30 дней, срока ее "неспособности" проводить пленарные заседания.

Если же считать 29-30 мая прерыванием этой "недееспособности", - а похоже, что "соглашение трех" с участием Мороза только для этого и было подписано, - то новый отсчет закончится почти сразу после 24 июня...

Кстати, такую "недееспособность" ВР признал и спикер Мороз, хотя, конечно, не на основании ныне действующего указа Ющенко. Но ведь факт "подтверждения голосованием"...

Теперь несколько слов о Конституционном суде, от которого коалиция будто продолжает ожидать окончательного вердикта относительно указа президента и своей легитимности.

Если даже оставить в стороне проблему судей, уволенных президентом, то в КС существует проблема судьи, уволенного самой ВР.

Насколько можно было понять из решений "легализованной" ВР от 29 мая, это увольнение судьи Стецюка, как, собственно, и относительно всех других назначенных и уволенных ей судей, не отменено, не "подтверждено голосованием" не было. Наверное, только потому, что оно не нуждается в подписи президента...

Но очень интересно, как относится к увольнению этого своего коллеги сам Конституционный суд, который еще не решил вопрос об отмене указа относительно нелегитимности ВР. Не усматривают ли судьи, уволенные президентом, аналогию его судьбы со своей? Как это влияет на кворум? А на легитимность окончательного вердикта?

Ведь с точки зрения президента это увольнение – просто подарок от коалиции, чтобы не признавать "приговор" КС в любом случае. Не говоря уже о пункте соглашения о невмешательстве в судебную ветвь власти...

Так что политический кризис продолжает процветать. И победу спикер Мороз может праздновать разве что над Януковичем.

...В момент обострения угрозы "силового сценария" госпожа Герман от ПР заявила, что если бы не радикальная оппозиция – то кризис уже почти удалось "спустить на тормозах".

Ныне, учитывая, кто в коалиции работает главным "тормозом" досрочных выборов, приходится предположить, что госпожа Анна спутала тормоз со стартером. Бывает.

Автор

Ирина Погорелова, специально для УП

powered by lun.ua
Главное на Украинской правде