Новая украинская стратегия

Вторник, 12 июня 2007, 19:50

Приближается шестнадцатилетие существования Украинского государства. Но мировоззренческо-идеологический орнамент ее фасада продолжает упрямо напоминать произведение абстрактного искусства, в котором тяжело рассмотреть контуры постоянного, четкого и перспективного.

Почти каждое направление государственного строительства имеет признак системного кризиса, который трактуется как угроза национальной безопасности.

По анализу причин каждого сектора очевидно, что народ, нация, культура потеряли идеал. Потеря же идеала оборачивается потерей будущего, общественным застоем, "брожением умов и бесполезностью действий". Этим разрушаются предпосылки всякой поступи - духовного, ценностного, этического, и т.п..

Проблемные аспекты создания государства, даже при поверхностном анализе, приводят нас к общей причине их проблемности – недостаткаидеологического наполнения.

При таких условиях пророчески звучит установка Евгения Маланюка: "Нужна база идейного патоса, своя или чужая, это вопрос отдельный, но с корнем висеть в воздухе - это значит приговорить себя на неплодтворность..."

Почему так?

Начало девяностых, искусственная деидеологизация. Вместе с безобразной практикой социалистического строительства отброшена официальная идеология, но критицизм набрал такой же тотальной формы, как и догматика, против которой он боролся. Грехи, присущие идеологии тоталитаризма, перенеслись на идеологию как общественное явление.

Практика государственного строительства "вслепую" привела нас к росколотости, в основе которой важнейшие мировоззренческие вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда идем? К чему стремимся?

Конституция Украины Статья 15. "Общественная жизнь в Украине базируется на основах политической, экономической и идеологической многогранности. Ни одна идеология не может быть признана государством как обязательная."

Этой статьей "создатели" конституции вырезали из плана строительства страны один из самых главных разделов, который должен был определить, что же именно мы строим.

Государственная идеология должна пониматься не как список догм, а как гибкая изменяющаяся система, она находится в постоянной связи с обществом.

Выработанная и согласованная наилучшими его представителями, посредством имплементации в политико-правовую сферу возникает стратегическим ориентиром развития страны. Вместе с тем определяет пути и средства достижения этой цели.

Что имеем ныне?

- За индексом гуманитарного развития Украина занимает в Европе 80-те место – третье с конца.

- Почти полностью сдан соседнему государству национальный книжный, кино, аудио, пространство.

- Миллионы украинских граждан посажены, в лучшем случае, - на убогий духовный паек "с соседского стола" (в контексте читайте).

-Политические партии фактически являются фан - клубами их лидеров. Они не способны вести за собою массы, мобилизовать их привлекательными идеями, программами, поскольку сами дезориентированы.

- На пороге новых выборов, ни одни из них не говорят нам, что же будет дальше, после выборов.

Ни одни из них за всю историю государства не выдвинули ничего, даже немного похожего на

Государственную Стратегию Развития

Много ожиданий на культурный прорыв связывалось с изминением власти в 2004му. Но "оранжевые" пришли без выразительной программы реформ.

Все гуманитарные вице-премьеры отождествляли "гуманитарку" с социальной сферой, то есть с улучшением социальной защиты населения.

Это логика не XXI, а XIX столетия - доинформационной поры, когда считалось, будто ликвидация материальной бедности автоматически приведет к ликвидации духовной отсталости: только в ХХ столетии цивилизация дошла до понимания того, что эти сферы несовпадающие, хотя и взаимосвязаны.

Гуманитарная политика государства - информационно-идейная сфера. За последние несколько лет некоторые перемены к лучшему естественно состоялись. Но по сравнению с усилием чужого культурного продукта, это скорее всего топтание на месте.

Самое большое разочарование оранжевые принесли как раз из-за неосуществления ожидаемого от них культурно-идеологического прорыва. Но, как может правящая элита вытворить мифологический идеал, если самая не является идеологической.

С чего начинать?

Первой проблемой является неверное понимание термина "государственная идеология". Решение ее возможно посредством широкого научного и общественного обсуждения. С другой стороны движение в данном направлении осложненное уже цитированной статьей 15 Конституции.

Преодоления данного препятствия возможно двумя путями:

1) Изменение 15-й статьи Конституции Украины.

2) Замена термина "государственная идеология" без изменения содержания понятия.

Вариант 1 требует, во-первых, чрезвычайно широкого общественного обсуждения, во-вторых, политической воли 301 народного депутата, в-третьих, много времени.

Вариант 2 выдается оппортунистическим, тем не менее, каким бы ни было название, если содержательно оно станет устремляющим острием, которое наполняет содержанием существование государства и объединяет миллионы отдельных индивидуальных свобод, во имя развития, я за такой оппортунизм.

Как видим, вариант 2 есть более приемлемым и реалистическим. Его преимущество в возможности оставить сзади мифологемы опасности идеологии. Также отпадает потребность изменения основного закона.

Итак, первым шагом создания новой государственной идеологии Украины есть замена понятия "государственная идеология" другим сроком, без слова "идеология".

Следующим шагом создания государственной идеологии может быть обработка всего накопленного человечеством теоретического и практического опыта развития цивилизованных форм общественной жизни;

При наличии политической свободы руководства эта задача целиком осуществленная. Для этого необходимо организовать в стране ряд неотложных практических мероприятий:

Создать координационный совет или рабочую группу на базе Национального института стратегических исследований или Института философии АН Украины. Координационный совет или рабочая группа ученых может озвучить основные парадигмы украинской идеологии и ее методологические основы.

Для этого прежде всего необходимо:

- обнаружить и исследовать важнейшие закономерности социально-политического развития Украины, обосновать ее общественный идеал;

- создать принципиальную модель будущего украинского общества в контексте мировой цивилизации;

- указать пути, методы, средства достижения стратегической цели и "исполнителей" - основные социальные силы, призванные сыграть решающую роль в ее достижении;

- к обсуждению и обработки привлечь широкий круг ученых, общественность, политиков, представителей СМИ;

- на государственном уровне гарантировать пространство научной инициативе, не допуская подмены поиска истины лоббисикими подходами;

- провести серию научных конференций и съездов по важнейшим вопросам становления идеологии Украинского государств;

- провести конкурсы на лучшую научную разработку из идеологической проблематики;

- развернуть широкую общественную дискуссию на страницах печати, телевидении и радио;

- провести парламентские слушания посвященные актуальным проблемам идеологического строительства, предусмотрев их широкое обсуждение и изготовление научно-практических рекомендаций.

Завершающим этапом становления должна стать инстуционализация государственной идеологии.

То есть, создание органа государственной власти: комитет, ведомство, департамент др. который призван:

- внедрять в жизнь общественный идеал (через образование, СМИ, искусство, книгоиздания, спорт др.).

- согласно парадигмам общественного развития координировать гуманитарные программы.

- находить носителя, исполнителя поставленной цели, указывать, какие социальные субъекты будут играть ведущую роль, а какие вспомогательную и т.п., а также в чем состоит особенность действий каждого субъекта (класса, слоя, клана, группы, партии, объединения и т.п.) и способ их взаимовлияния;

- координировать, согласовывать социально-классовые интересы разных слоев населения, стараясь достичь консенсуса, гражданского мира и согласия через влияние на общественное сознание.

На данном этапе тяжело спрогнозировать какой будет государственная идеология. И мы и не ставим себе это за цель. Мы стараемся обозначить контуры и предлагаем ориентировочные пути.

Идеология должна твориться обществом, мы не можем говорить от лица общества, понимая что представляем лишь незначительный сектор мыслей, идей, путей и подходов.

С другой стороны, большая часть старой политической элиты не заинтересованна изменять что бы то ни было.

Поскольку еще не созрела критическая масса новой, молодой и не заклейменной КПРС-КДБ контр элиты. Надеяться на осуществление вышеописанного не приходится.

Должно пройти еще некоторое время. Но это время не имеем права терять. Оно – самое дорогое, ведь топчась на месте мы безнадежно отстаем. Отсутствие прогресса есть регресс.

Но все будет хорошо! Так как тот кто дочитал эти строки, тот уже начал действовать. Пусть даже нас сотая долька процента от всех граждан. Но мы наиболее активны. И именно мы, а не "гнилые политики" должны выработать и внедрить у жизнь Новую Украинскую Стратегию.

Максим Плешко

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде