Рейдерская атака на беспризорных
Небольшой дворик в центре Одессы на улице Базарной, внутри которого - двухэтажный детсад, крытый стандартной советской плиткой.
На стенах - виноград и плющ, посредине, возле беседки - баскетбольное кольцо.
Здесь много цветов под коричневыми стенами домов, которые окружают этот двор. В беседке несколько ребят молча играют в шахматы, двое рядом перекидываются мячом.
В библиотечном зале детвора немного воюет между собой за компьютер, крича и толкаясь.
Позади них - немаленькое, в несколько тысяч томов, книжное собрание с чуточку потрепанными, но заслуживающими внимания любого книжного любителя, книгами - библиотека мировой литературы, несколько энциклопедий, классики украинской литературы, немного учебников.
Дети, которые еще вчера попрошайничали, ночевали в подворотнях или терпели побои от родных, чувствовали себя здесь как дома.
Таким я увидел "Светлый Дом", благотворительную организацию, которая помогает одесским детям, прошедшего год.
12 лет тому назад его организовал священник-салезиянин Александр Чумаков, в прошлом - преподаватель русской литературы в одной из одесских школ.
Благодаря поддержке разных добросовестных лиц ему удалось создать условия для ночевки, питания, обучения и психологической помощи для больше чем 50 детей одновременно.
Сейчас в "Светлом Доме" проживает несколько десятков детей и подростков. У всех - разная судьба: бездомные, потерпевшие от насилия в семье или на улице, потерянные в бюрократическом круговороте дети. Сам Александр Чумаков описывает типичные проблемы тех, кто проживает на территории благотворительной организации, так:
"Двенадцать лет подряд круглосуточно мы принимали и обеспечивали беспрерывной благотворительной помощью бездомных детей, которые обращались к нам по собственному желанию и добровольно. Мы поддерживали разрушающиеся в бедности и бесправии семьи.
Типичный пример: позавчера к нам за помощью обратилась Алена N., семнадцати с половиной лет, сирота, воспитаница одесского интерната для детей с ЗПР №88.
В марте прошлого года она вынуждена была покинут интернат, не завершив образования, из-за беременности. Жилья нет. Мать умерла в 2001, отец в 2003 году.
Сейчас она с трехмесячным ребенком находится в нашем Светлом Доме - и это единственное убежище для нее и ее дочери. Ни льготы, ни положенные пенсии и дотации, ни "сиротские" ее не оформлены, в том числе и во время пребывания в интернате.
Семен L, 17,5 лет: проживал с матерью в арендуемой квартире. Четыре года назад мать была найденная убитой при зверском изнасиловании в сквере в центре Одессы. Дело осталось нерасследованым.
После полугодовой попытки самостоятельной жизни Семен обратился к нам за помощью. За это время документы оказались утерянными. С нашей помощью проведена идентификация.
Два с половиной года понадобилось на восстановление свидетельства в рождении. Из-за проволочек в выписке свидетельства о рождении Семён, окончивший с нашей помощью 11-ый класс в прошлом году, не смог поступит ни в одно образовательное учреждение.
Из-за отсутствия места проживания за пределами нашей благотворительной организации не может прописаться и паспортизироваться. Хочет поступать в педагогический университет (ему это по силам), но сделать этого не сможет." (http://otiec.livejournal.com/225850.html)
Сегодня, 14 июня, подошел последний срок: "Светлый дом" должны выселить. Прямая речь отца Чумакова:
"В первых числах июня месяца и.о. областного прокурора Одесской области обратился к мэру города Эдуарду Гурвицу с требованием запретить "противозаконную деятельность общественной благотворительной организации "Светлый дом": принять немедленные меры по изъятию находящихся в дом несовершеннолетних и помещении их в государственные учреждения опеки и попечительства". Срок исполнения - до 14 июня.
За истекшее время предъявлены заново все документы, факты и свидетельства о законности нашей деятельности. Ответов нет ".
Война за "Светлый дом", кроме имущественных причин (территория в центре города), имеет еще и философскую. Небольшими, в сущности, мизерными средствами, Александру Чумакову удалось создать центр нового типа, где ребенок не является "собственностью" государства с тем, чтобы относятся к ней не как к предмету, а как к личности, с ее правами и обязанностями.
"Светлый Дом" неоднократно подвергал критике государственные структуры, которые опекаются несовершеннолетними, рассказывал о нарушение прав детей, о насилии, о спекуляциях и несправедливости - предлагая альтернативный, гуманный подход к детям. И возможная расправа над центром - это уничтожение опасного "конкурента".
Насколько известно, вопросом закрытия благотворительного дела "заботится" Генпрокуратура. Цель - выселить "Светлый Дом" под любым предлогом. В последний раз из прокуратуры сюда приходили 19 мая, в субботу в восьм утра. (http://www.maidan.org.ua/static/mai/1179608343.html)
Александра Чумакова тогда не было в Одессе, с "гостями" общался председатель наблюдательного совета благотворительного фонда В.Куценко, член совета Дубрав и еще несколько сотрудников фонда.
Тогда четверо работников прокуратуры (из которых трое отказались показать документы, представился только начальник отдела генпрокуратуры Людмила Александровна Скитенко) устроили настоящий допрос детям, которые были в приюте, с одновременным обыском помещения.
Конфисковав с десяток видеокассет с мультфильмами и молодежными комедиями, генпрокураторские визитеры приблизительно к 12:00 исчезли, не оставив после себя ни одного документального свидетельства о своем визите.
Сегодня же, 14 июня утром было отменено санитарное разрешение, предоставленное фонду в 2004 году, – а это означает, что, например, кормить детей будет уже невозможно.
Показательное игнорирование документов фонда, постоянные проверки, неожиданные прокурорские набеги свидетельствуют об одном: речь идет о рейдерской атаке с целью уничтожить "Светлый Дом" как организацию и как явление - весьма многим он мозолит глаза.
"Светлый Дом" - не беспомощный: его поддерживают известные в Одессе люди, юристы, общественные деятели. "Дом" известный своей деятельностью и в Украине, и за границей - и именно поэтому война с ним ведется таким нахрапом. Мол, выселим, а тогда ходите по судам, спорьте, шумите в печати, - но поезд уже поедет.
Защитить "Светлый Дом" - вопрос чести всех сознательных граждан. Он - будущее системы опеки за детьми, которая должна прийти на смену репрессивному советскому детдомовству. Не будьте равнодушными!
Остап Кривдик