Арсеналы Ющенко, Тимошенко и Януковича в юридической войне

Пятница, 21 сентября 2007, 21:09

Выборы не закончатся вместе с закрытием участков 30 сентября. Возможно, в этот момент они только по-настоящему начнутся. В зависимости от результатов та или другая сторона, неудовлетворенная цифрами на мониторе Центризбиркома, начнет юридическую войну. Их оппоненты, исходя из тактики "нападение – лучшая защита", займутся тем же.

О приближении серьезных конфликтов свидетельствует и факт, ставший известным "Украинской правде" – полномочия правового менеджера Партии регионов перешли от Елены Лукаш к... Сергею Кивалову. Он имеет испытанные методы работы с судами и годами выстроенные отношения с Виктором Медведчуком.

В свою очередь блок Тимошенко направляет в Донецкую область группу юристов с опытом участия в корпоративных конфликтах группы "Приват".

Поэтому любители политических триллеров уже могут закупать попкорн и устраиваться поудобнее в ожидании выборов.

"Украинская правда" в преддверие боевых действий решила проанализировать активы и пассивы враждующих лагерей.

Конституционный суд

Конституционный суд, оказавшийся в центре разборок несколько месяцев назад, еще отходит от моральных потрясений. За это время едва ли не половина судей побывала на больничных. Вместе с тем незамеченной прошла одна новость: скандально известная Сюзанна Станик выиграла суд против Виктора Ющенко относительно незаконности ее увольнения.

Но, по некоторой информации, в обосновании своего решения в пользу Станик судья сослалась на нормы Конституции старой редакции.

Поэтому Станик находится в подвешенном состоянии. Она принимает участие в работе коллегий КС, однако внутренним решением ее отстранили от заседаний непосредственно суда.

По сути, Станик была последним боевым патроном антикризисной коалиции в Конституционном суде.

Правда, команда Януковича имеет свои отношения с нынешним главой Конституционного суда Андреем Стрижаком. В частности, за ходатайством Стрижака в список регионалов был внесен его давний соратник.

Однако председатель КС, родом из Закарпатья, имеет также контакты и с Виктором Балогой. Поэтому можно прогнозировать, что Стрижак будет колебаться между двумя враждующими политическими лагерями.

Сейчас на плечах у Конституционного суда три вопроса, которые касаются выборов.

Первый и самый резонансный – представление от Виктора Ющенко, которым он старается отменить норму, запрещающую голосовать тем гражданам, которые выехали из Украины и не вернулись за три дня до выборов.

Рассмотрение этого вопроса продвигается ударными темпами и вердикт можно ожидать до 30 сентября.

Затем Партия регионов обвинила Ющенко в срыве договоренностей – поскольку этот запрет был частью пакета по выходу из политического кризиса, который включили отдельным пунктом в закон о выборах.

По мнению Партии регионов, снятие такого ограничения разрешит на Западной Украине фальсифицировать выборы, когда будут незаконно голосовать по внутренним паспортам тех граждан, которые выехали на заработки в Европу.

Вместе с тем Банковая видит ограничения прав гражданина, поскольку под ограничение попадают и те, кто собирался возвратиться в Украину в последние три дня перед 30 сентября.

После неудачных экспериментов коалиции над Конституционным судом ими утрачена внутренняя инициатива. Поэтому вполне возможно, что КС вынесет решение, позволяющее голосовать, и какое Банковая сможет трактовать в свою пользу.

Второе представление в Конституционном суде – от омбудсмена Нины Карпачовой о применении при голосовании запрещенных сейчас открепительных талонов. Но каким бы не было решение, оно будет применено только на следующих выборах – поскольку образцы открепительных талонов не утверждены и они не напечатаны.

Третье представление – от депутатов о предоставлении разрешения на включение в список избирателей в день голосования. Эта проблема теоретически может быть рассмотрена до дня голосования.

Однако в этой всей истории Конституционный суд так и не выполнил своей главной миссии – предоставить вердикт, был ли законным указ Ющенко о роспуске парламента. Сделать это до дня выборов он не успеет, а после выборов – не сможет.

Центральная избирательная комиссия

В основу деятельности Центризбиркома положен принцип велосипеда – чтобы механизм работал, одна сторона вынуждена считаться с интересами другой. Оппозиция там контролирует семь членов и председателя комиссии, а коалиция – восемь членов и секретаря, без подписи которого протокол также будет считаться недействительным.

И когда Партия регионов заявляла о возможном отказе от выборов – она не шутила. Есть целый ряд способов:

Первое – бойкот заседаний со стороны членов ЦВК, избранных по квоте коалиции.

Второе – отказ принимать участие в работе окружных и территориальных избирательных комиссий членов, назначенных Партией регионов, коммунистами и социалистами.

В случае если Центризбирком будет недействительным, то считать голоса будет просто некому. Инструменты влияния были выдуманы давно и не нами – страх и деньги. Всем известно, в списке какой партии находится самый богатый украинец, поэтому переагитировать членов ЦВК от коалиции – задача невыполнимая. Правда, можно попробовать принудить членов ЦВК приступить к работе путем возбуждения уголовных дел – но это тоже сомнительно.

Генеральная прокуратура

Привлечение к ответственности членов Центризбиркома является зоной ответственности Генпрокуратуры, где позиции Партии регионов также сильны.

Даже если считать, что Александр Медведько занимает нейтральную позицию, ключевые заместители ориентированы на команду Януковича и его союзников.

Так, первым заместителем генпрокурора, который может взять власть в случае внезапного отсутствия руководителя ведомства, является Сергей Винокуров – человек, не чужой коммунистам.

Еще один заместитель – Виктор Пшонка – давний товарищ многих депутатов-регионалов. Даже его сын уже делает карьеру в рядах партии Януковича. Следствием в прокуратуре руководит давний оппонент всего оранжевого Ренат Кузьмин – бывший прокурор Макеевки и Кировского района Донецка.

Инструмент влияния Генпрокуратуры на досрочные выборы – это возбуждение уголовных дел за фактом фальсификаций. Однако такая перспектива не пугает оппозицию.

Печерский райсуд Киева

Все постановления о возбуждении уголовных дел, вынесенных генпрокуратурой, подлежат обжалованию в Печерском суде Киева.

После непродолжительных боев с регионалами, сейчас это учреждение лояльно к оранжевым - и в силу дружбы председателя суда Инны Отрош с бютовцами, и в силу пребывания райсуда в вертикале Василия Онопенко, который возглавляет Верховный суд.

Высший совет юстиции/Совет судий

Онопенко сосредоточил у себя влияние над всеми судами Украины. Противостояния за право назначать судей на административные должности завершилось победой председателя Верховного суда.

Как известно, летом Конституционный суд проголосовал за лишение Ющенко инструмента влияния на судебную ветвь власти, который он имел, назначая руководителей судов.

Решение было сомнительным, так как за него проголосовала Сюзанна Станик, у которой на тот момент были непонятные права. Но вердикт бросились исполнять и Высший совет юстиции, где коалиция имела большинство, и Совет судий, который находится под "оранжевым" Онопенко.

Сначала Верховная Рада присвоила полномочие назначать судий Высшему совету юстиции, в котором снова появился Медведчук. Этот орган инициировал несколько расследований относительно судей, которые постановляли выгодные Банковой решения, и закрыл глаза на похожие проявления "беспредела" со стороны коалиции.

Однако Онопенко перехватил инициативу – сначала полномочия Медведчука остановили, а потом право трудоустраивать судий на админдолжности забрал Совет судий, полностью синхронизированный с Онопенко.

Последним аккордом стал отказ Онопенко ходить на заседания Высшего совета юстиции, поскольку они не подчинились решениям об остановке полномочий части членов ВСЮ, лояльных к антикризисной коалиции.

Сейчас работа Высшего совета юстиции остановлена, поэтому судьи, которые будут постановлять решения в рамках выборов, могут не бояться гнева со стороны этого органа наблюдения за их работой.

Более того, недавно стали происходить совсем нетрадиционные для Донбасса события – блок Тимошенко выиграл процесс, инициированный Партией регионов в Донецком окружном административном суде.

Результаты выборов на отдельных участках могут обжаловаться только сетью административных судов. А сама вертикаль админсудов была сформирована во времена Ющенко, который должен гарантировать ее взаимопонимание с Банковой.

А примером сотрудничества секретариата и руководства Верховного суда является назначение указом президента в окружной административный суд Киева Петра Ковзеля – брата депутата от блока Тимошенко Николая Ковзеля.

Сам Ковзель, по словам Тимошенко, - "ее любимый сосед" (их дома на дамбе расположены рядом). Кроме того, Ковзель – друг Василия Онопенко.

Высший административный суд

Этот суд единственный орган, который может поставить под вопрос результаты выборов в масштабах всей страны.

Как известно, неделю назад Ющенко прозрачно намекнул, что Высший административный суд является его зоной влияния. По указу президента, этот орган был взят под наблюдение Управления государственной охраны, которое возглавляет земляк и ближайший соратник Балоги Валерий Гелетей.

Кроме того, Василий Онопенко инициировал проверку Высшего админсуда. Выявленные недостатки стали поводом для волнения руководства этого органа и залогом их лояльности.

Конечно, любой механизм имеет сбои, однако состоянием на финал кампании именно команда Ющенко-Тимошенко, а не Януковича, проявила системный подход в подготовке к послеизбирательным боям.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде