Разительное сходство

Четверг, 27 сентября 2007, 18:00

Польша и Украина совместно принимают чемпионат Европы по футболу 2012 г., Польша последовательно отстаивает интересы Украины в Европейском Союзе.

Оказывается, у двух стран есть еще одно важное сходство. Обе страны готовятся к парламентским выборам, которые на Украине состоятся в воскресенье, а в Польше - в октябре, и избирательные кампании в этих двух странах на удивление похожи.

Обе предвыборные гонки ясно показали, что такие вопросы, как коррупция и моральность, стали призмой, через которую многие избиратели оценивают динамичный посткоммунистический мир быстрого рыночного роста.

В обеих странах недавняя история служит источником непримиримых разногласий среди элит и, в меньшей степени, общественности.

В Украине сюжетом политического нравоучительного представления является быстрое обогащение горстки коррумпированных олигархов после краха коммунизма.

В Польше политический раскол связан с оценками не посткоммунистической эпохи, а хищничества коммунистического прошлого. Центральный вопрос заключается в том, следует ли называть имена тех граждан и политиков, которые сотрудничали со службами старого режима.

Линия политического раскола в Польше совпадает с границей между социальными группами. Избиратели, представляющие хорошо образованный средний класс, предпочитают двигаться вперед, а низы среднего класса и сельские жители склонны поддерживать политику расчета с прошлым.

Последнюю группу моральные аргументы привлекают потому, что обычно ее представители более консервативны в религиозном плане, чем горожане, а, кроме того, таят злобу на добившихся успеха в демократической Польше, поскольку те были связаны с коммунизмом.

Линии политического раскола на Украине имеют, скорее, географический характер. Избиратели на украиноязычном востоке и в центре склонны поддерживать тех, кто обещает разобраться с олигархами, а избиратели русскоязычного востока поддерживают своих богатых земляков, которые заставили работать развалившиеся предприятия (даже если они были приобретены нечестным путем).

В обеих странах ведущие партии, выступающие против истеблишмента, возглавляют, как это ни парадоксально, виртуозные политические инсайдеры.

Глава польской партии "Право и справедливость" - воинственный премьер-министр Ярослав Качиньский, а его более умеренный брат-близнец Лех занимает пост президента Польши. На Украине тон революционной борьбе с истеблишментом задает блок, носящий имя Юлии Тимошенко, которая сама была энергетическим олигархом и премьер-министром.

Возможно, правоцентристские, популистские и "антиолигархические" кампании премьер-министра Качиньского и Юлии Тимошенко не принесут им успех на выборах, но они задают условия политических дебатов. Кроме того, они способствовали почти полному исчезновению в обеих странах традиционных левых коммунистического и социалистического толка.

Польские экс-коммунисты перестали существовать в качестве самостоятельной силы. На их место пришел блок "Левые и демократы", социал-либеральная коалиция, которая избавилась от одиозных политиков, связанных с коммунистической эпохой и включила в себя грамотных экономистов и антикоммунистических деятелей из подпольного движения "Солидарность" 1980-х годов.

В число фаворитов выборов, назначенных на 21 октября, скорее всего, войдет этот блок, наряду с консервативной партией "Право и справедливость" и "Гражданской платформой" - крупнейшей центристской либеральной партией, возглавляемой мягким, но уверенным в себе Дональдом Туском.

В Украине бескомпромиссная Коммунистическая партия, скорее всего, получит не больше 5 процентов голосов. Социалистическая партия, которая в прошлом году предала своих партнеров по коалиции, созданной в дни "оранжевой революции" 2004 г., и поддержала правящую Партию регионов, не наберет даже скромных 3 процентов, необходимых для того, чтобы пройти в парламент.

В результате, украинским избирателям придется выбирать между тремя крупнейшими партиями, две из которых являются проевропейскими силами, закаленными в "оранжевой революции". Это центристская, отстаивающая свободный рынок группа президента Виктора Ющенко "Наша Украина - Народная самооборона" и более популистский блок Тимошенко.

Их общий противник - правящая Партия регионов, чьи представители, промышленники-миллиардеры, говорят, что они за либеральную программу снижения налогов, сокращение государственного вмешательства в экономику и членство в ЕС.

И все же, в Партии регионов достаточно политиков, выступающих за управление государства экономикой, причастных к фальсификациям на выборах, благодаря которым вспыхнула "оранжевая революция" и стремящихся к экономической интеграции не с Западом, а с Россией.

Возглавляемая премьер-министром Виктором Януковичем Партия регионов с большим отрывом лидировала в опросах общественного мнения, проведенных в середине лета. Но последние опросы говорят о снижении его популярности, и Янукович, потеряв самообладание, бросился обличать "оранжевую чуму".

***

Почему произошло все это? И почему в политике Украины и Польши господствует понимание культуры и ценностей как противоположности политическим мерам?

Во-первых, за последнюю четверть века обе страны пережили драматические революции. В Польше "Солидарность" Леха Валенсы была гражданским и рабочим движением, которое отстаивало высокие нравственные принципы и достигло единства благодаря тактике ненасилия, приведшей к разгрому коммунизма в 1989 г.

Последствия этого ощущаются и сегодня, когда польское общество продолжает трансформироваться. "Оранжевая революция" на Украине также руководствовалась высокими идеалами и была привержена идее ненасильственного гражданского сопротивления. Эти принципы и приверженность подверглись испытанию в последние три года, когда распалась "оранжевая" коалиция.

Вероятно, было неизбежно, что после прихода к власти личные политические амбиции и политические разногласия, которые пришлось умерить в ходе борьбы с авторитаризмом, расколют эти широкие коалиции и воспрепятствуют реализации их программ. И все же, неспособность как "Солидарности", так и "оранжевых" сил оправдать чрезмерно высокие общественные ожидания быстрых перемен оставили осадок глубокого разочарования, оказывающий влияние на политическую культуру обеих стран.

Второй причиной, по которой вопросы моральности и идентичности господствуют в политике Украины и Польши, является хорошее состояние экономики этих стран. Обе они переживают многолетний экономический бум и повышение уровня жизни.

ВВП Польши вырос в 2006 г. более, чем на 6 процентов, а в первой половине этого года рост достиг 7 процентов в годовом исчислении. На Украине средний рост ВВП составляет около 7 процентов с 2000 г.

В результате, все основные партии обеих стран отвергают резкие изменения экономической политики и, несмотря на предвыборные обещания, скорее всего, будут проводить центристскую политику в интересах бизнеса.

Сегодня политика и предвыборная агитация в Польше и в Украине заставляют думать о жесткой закулисной борьбе и полны громких обвинений в "кризисе", "коррупции", "аморальности" и "криминале".

Но после того, как в обеих странах уляжется пыль и будут подсчитаны голоса, влияние свободных СМИ, гражданского общества, растущего среднего класса и влиятельной деловой элиты станет силой, сдерживающей политиков. Равно как и стабилизирующее влияние президента Украины центриста Виктора Ющенко и умеренного президента Польши Леха Качиньского.

В настоящий момент политика в Варшаве и Киеве кажется захватывающим театральным представлением. Но в действительности, это буря перед затишьем.

Каратницкий - старший научный сотрудник Атлантического совета США и президент неправительственной группы Orange Circle, занимающейся обеспечением поддержки реформам в Украине.

Перевод Иносми.ру

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде