Клоуны без кавычек

Понедельник, 21 января 2008, 12:25

Если бы украинская политика была здоровым организмом, то она давно бы отреклась и избавилась от этих двух деятелей. Если бы украинское общество было здоровым, оно бы никогда не разрешило этим двум людям занять должности, на которых они находятся. С таким багажом за плечами, один из них не работал бы уже почти два года мэром столицы, а другой – никогда бы не стал повторно министром внутренних дел.

Однако Украина такая, какая она есть.

Если отталкиваться от версии, что Луценко спонтанно ударил Черновецкого, то следует только поаплодировать политтехнологической закаленности министра внутренних дел.

Возможно, причины такого поведения Луценко следует искать в его отношениях с московским другом Маратом Гельманом. Этот галерист и любитель провокаций регулярно консультирует Луценко, поэтому креативность министра явно прогрессирует.

Многие осуждают Луценко за этот поступок, но критика звучит со стороны той части общества, которая и так никогда не проголосовала бы за его кандидатуру. После потасовки на Банковой он не потеряет старых сторонников, зато может получить новых.

На фоне полной несостоятельности оппозиции, центральной власти и прокуратуры остановить конвейер коррупции в Киеве даже хук от Луценко выглядит поступком.

Абсурдно, но жертвой удара, который нанес министр внутренних дел, стал не Черновецкий, а... Кличко.

Боксер – главный конкурент Луценко на Киев от помаранчевой среды. Кличко до сих пор почему-то верит, что можно не напрягаться, так как мерство само свалится ему на голову.

Одним ударом Юрий Луценко заявил свои претензии на власть в столице красноречивее своих же призабытых рекламных слоганов: "не обещаю, а гарантирую".

Придумав неологизм "мужская пощечина" и применив его на практике, Луценко освободил себя от выполнения своего же, уже просроченного предвыборного обещания, что до конца 2007 года будут назначены новые выборы в столице.

Теперь на любые претензии он сможет сказать, что сделал все, что мог. Даже больше – после "мужской пощечины" уже никто не будет упрекать Луценко за введение избирателей в заблуждение.

Если вы являетесь сторонником теории заговоров, то для вас будет очевидным, что вся эта мизансцена в стенах секретариата президента о злом и обиженном клоуне не была экспромтом.

Если же вы не верите в теорию заговоров, то можно только удивиться, как удачно совпали обстоятельства.

Во-первых, Луценко пустил в ход кулаки, тогда как кулак является символом "Народной самообороны", что позволит выстроить отдельную пиар-кампанию вокруг этого инцидента.

Во-вторых, событие происходило при большом сосредоточении людей высокого статуса, что не даст истории о потасовке угаснуть или перейти в ранг неподтвержденных слухов.

В-третьих, это все произошло перед выходными, поэтому тема столкновения заполнила собой полностью информационный вакуум субботы-воскресенья.

В-четвертых, поступок Луценко совпал с желанием многих киевлян. Жертвой его "мужской пощечины" стал человек с явно неадекватным поведением, которого уже давно никто не мог поставить на место.

На первый взгляд, поступок Луценко выглядит как подарок Виктору Балоге. Глава секретариата давно плетет кружево интриг вокруг "самообороны", чтобы укротить амбиции Луценко. Орден Борису Колесникову, который организовал Балога, выглядел как "черная метка" министру.

При желании и используя свои таланты произвольно трактовать законы, секретариат президента может использовать инцидент с пощечиной, инициировав отстранение от выполнения обязанностей обеих "героев": и Луценко с должности министра, и Черновецкого с места главы Киевской городской госадминистрации.

Это разрешило бы Банковой сделать Черновецкого, который при этом все равно остается мэром, послушнее.

Кроме того, сняв Луценко, можно попробовать отправить его в политическое небытие. Ведь, не будучи депутатом и потеряв должность министра, он избавится от площадки для наращивания рейтинга.

Однако, если с Черновецким проще, поскольку должность главы Киевской государственной администрации относится к вертикали президента, то ситуация с Луценко не содержит простых решений для Банковой.

Менее радикальный сценарий – это применить термин "временное отстранение Луценко от выполнения обязанностей на время расследования".

Однако, кто имеет право на такое решение относительно министра – непонятно. Воспользовавшись неопределенностью и протрактовать ее в свою пользу – это было бы поступком в фирменном стиле Банковой.

Но у Банковой нет полномочий, для того, чтобы окончательно снять Луценко.

Хотя Ющенко выторговал квоту МВД для себя, однако формально это кресло все равно относится к тем, которые распределяет коалиция.

Поэтому, по закону о Кабмине, уволить Луценко с МВД может только парламент по представлению премьер-министра.

Направив письмо Ющенко генпрокурору, секретариат президента устранился от того, чтобы своими руками делать грязную работу.

Но инициировав расследование через прокуратуру, где тоже не любят Луценко, его оппоненты все равно придут к тому, что на отставку министра нужна воля Тимошенко.

Очевидно, что сейчас Луценко становится заложником Юлии Тимошенко. И если Банковая начнет настаивать на его увольнении, то ничего не добьется. Наоборот, если секретариат начнет давление с требованием отставки Луценко, то только подтолкнет его в объятия БЮТ, ведь тем выше будет цена услуги, которую премьер сделает своему министру.

А то, что Тимошенко не сдаст Луценко, очевидно. Сейчас МВД относится к квоте "Самообороны", но в случае отставки Луценко Банковая больше не допустит, чтобы эту должность занял человек, в лояльности которого будет сомневаться президент.

Поэтому любой новый министр внутренних дел будет для Тимошенко большим злом, чем нынешний Луценко.

А осуждать Луценко премьер точно не будет. О том, что применение силы может быть оправданным, Юлия Тимошенко показала на практике – она сама как-то созналась, что в 2002 году во время разгона палаточного городка безнаказанно надавала пощечин руководителю милиции общественного порядка Александру Савченко.

Кроме того, за отставку Луценко надо 226 голосов.

Теоретически их можно собрать – это 222 голоса Партии регионов, блока Литвина и коммунистов, которые надо дополнить голосами нескольких нашеукраинцев: Ивана Плюща, Станислава Довгого (отец Олеся Довгого) плюс людей Балоги – Петевки и Криля.

Однако этот вариант рискован, поскольку такое голосование вызовет новую бурю протестов внутри НУНС и станет настоящим фактором раскола президентской фракции.

Разумеется, если отставку Луценко рискнет поддержать кто-то из "нашеукраинцев", это автоматически будет означать антипрезидентский дрейф "Народной самообороны". Которая рано или поздно придет в гавань Тимошенко.

Зато в Партии регионов в этих обстоятельствах нет другого выбора, как поддержать требование Черновецкого об увольнении Луценко.

Хотя повод для этого, если выходить из системы ценностей регионалов, на самом деле детский. Люди, которые пережили передел собственности и власти 1990-х, будут выглядеть комически, требуя отставки министра за потасовку с мэром. Но в интересах Партии регионов – раскачивание коалиции вообще и отставка вражеского министра в частности.

Поэтому очевидно, что перечень причин, которыми регионали будут объяснять блокирование работы Верховной Рады, дополнится требованием отстранения главного милиционера.

Черновецкий сразу же понял, что потасовка может стать замечательным поводом добиться того, чтобы избавиться от конкурента. Для мэра Луценко в первую очередь опасен не как руководитель милиции, а как кандидат на должность городского главы, который может использовать должность министра для разогрева собственного рейтинга.

Почти мгновенно в подконтрольных медиа Черновецкий развернул кампанию за отставку Луценко. Одно из изданий уже закинуло абсурдный тезис, что новый кандидат в министры внутренних дел будет согласован между премьером и президентом. Причем очевидно, что делается все это с прицелом не на Ющенко, а на формирование общественного мнения.

Газета "Крещатик" собирает на своих страницах заявления с осуждением поступка министра. Свой голос с требованием его отставки дали даже солист группы "Грин-грей" Дизель и муж Повалий Игорь Лихута.

Большинство аргументов сводится к тезису "в цивилизованной стране за это отправили бы в отставку".

В украинском контексте эти слова выглядят смешно. Поскольку в цивилизованной стране такой мэр уже давно ходил бы на допросы к следователю. А министр, после его регулярных полетов на государственном самолете на отдых в Крым и протежированием фирмы собственной жены, никогда бы не вернулся в это кресло.

Однако Украина такая, какая она есть.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде