Удержать "вертикаль". Как "мятежники" против Ермака перехватывают власть

Удержать вертикаль. Как мятежники против Ермака перехватывают власть

В один из дней 20-х чисел ноября в кабинете председателя Верховной Рады Руслана Стефанчука собралось очень необычное общество.

Под пристальными, даже строгими взглядами развешанных по стенам портретов князей, кто на диванчике, кто на креслах рядом для вполне тайного разговора сошлись несколько ключевых топ- чиновников страны, включая упомянутого Стефанчука, премьера Юлию Свириденко и топов "Слуги народа".

По уровню представительства высоких государственных чинов это собрание, если и не тянуло на заседание СНБО, то разве что невовлеченностью силового блока, отсутствием президента Владимира Зеленского и главы его Офиса Андрея Ермака.

Реклама:

Хотя сказать, что последних двух "не было" тоже нельзя. Ведь весь высокий тайный совет собрался исключительно для того, чтобы придумать, как уговорить Зеленского избавиться от Ермака.

"Ермак на тот момент поссорился уже со всеми в команде. Оно же сначала с ним нормально работалось, пока он не решил, что есть президент, а он будет президент-ІІ. Поэтому даже Юля (Свириденко – УП), которой он помогал, не смогла так работать. И вот, когда все поговорили, то решили, что надо набрать президента и всем вместе ему прямо сказать, что надо снимать Андрея (Ермака – УП)", – вспоминает в разговоре с УП один из участников встречи.

"Мы набрали президента, и все по очереди объяснили, почему так думаем. Все сказали. А тут же руководство парламента, правительства, лидеры монобольшинства. Президент не мог уже это проигнорировать", – добавляет собеседник.

"Революционеры", как они сами себя в шутку называют, рисковали всем. Любой из них мог проявить слабость и рассказать о "заговоре" самому Ермаку. Наконец, тот таки узнал правду и попытался пойти в контрнаступление: кого-то демонстративно заблокировал в мессенджерах и не отвечал на сообщения, против кого-то, как-то лидера большинства Давида Арахамии или депутатов Даниила Гетманцева и Ярослава Железняка пытался организовать уголовные дела и аресты за "госизмену" или "попытку свержения власти".

И это давление выдержали не все. Сразу несколько членов "Верховной Реврады" с добродушной улыбкой вспоминают, что в моменты наибольшего напряжения с радаров порой исчезала премьер и некоторые другие революционеры. Хотя в целом все достаточно хорошо выдерживали и конспирацию, и единство рядов.

Наконец утром 28 ноября НАБУ и САП пришли с обыском в квартиру Ермака. Члены "ревкома", глава СБУ Василий Малюк и первый вице-премьер Михаил Федоров промодерировали встречу президента с руководителями антикорорганов, и после нескольких часов колебаний Зеленский таки подписал указ об увольнении главы ОП.

Антиермаковский переворот состоялся. Но теперь перед зачинателями бунта стоит сверхтяжелая и важная задача – показать, что они смогут удержать властную вертикаль без Ермака.

Бюджетный спринт. Как "революционеры" подхватили влияние на систему

Первый вызов, который встал перед "революционным комитетом" сразу после конца эпохи "ермаковщины" – принятие государственного бюджета на 2026-й. Его голосование в Раде должно было стать тестом и показателем того, что без всесильного главы ОП другие центры влияния во власти способны сотрудничать и давать нужный результат.

С быстрым голосованием за бюджет было несколько проблем.

Во-первых, сам по себе документ очень посредственный, чтобы не сказать хуже. Смета страны имеет существенный дефицит – около 2,4 триллионов гривен или 18,5% ВВП. И часть этой "дыры" нечем перекрыть.

"Если с 2022-го по 2025-й было понимание, за счет каких средств мы финансируем госбюджеты, то сейчас этого нет. Даже если произойдет чудо и Украине все-таки дадут репарационный кредит, то он придет не раньше, чем в июле. Какой смысл голосовать бюджет, который придется пересматривать уже в январе – феврале, когда придет трезвость, что денег нет?" – рассуждает во время разговора с УП народный депутат из фракции "Голос" Юлия Клименко.

Депутаты из "Голоса" (за исключением Тамилы Ташевой, которая голосовала "за"), "Европейской солидарности" и "Батькивщины" не поддерживали принятие бюджета -2026.

И это вторая проблема – оппозиция почувствовала "вкус крови" и ослабление властной вертикали. Мол, удалось сбросить "несгибаемого" Ермака, почему бы не попробовать под шумок сбросить еще и правительство и создать коалицию.

За отставку действующего Кабмина "Евросолидарность" с 13 ноября собирает депутатские подписи – уже есть около ста из 150-ти необходимых. В революционном запале свои автографы под письмом оставляли и "слуги народа". Но как только Зеленский уволил "президента-ІІ" протестный дух в "мономеншинстве" резко пошел на спад.

Депутаты из властной фракции вдруг снова почувствовали себя субъектами принятия решений, а не обычными "кнопками".

Как рассказывает УП собеседник среди "слуг"-протестующих, в начале заседания фракции с чиновниками 1 декабря Арахамия гордо заявил, что отныне субъектность парламента растет.

"У нас был деловой и конструктивный разговор с правительством. Кабмин понимает, что уже не будет так, как раньше, когда сверху шли команды. Теперь надо общаться с депутатами и находить компромиссы. Но нардепы должны осознавать эту ответственность. Ведь все же привыкли пользоваться "ценными советами" сверху. Попробуем начать работать с большей самостоятельностью при принятии решений", – рассказывает источник УП в "Слуге народа".

Читайте также: Али Баба и сорок государственников. Как Ермак потерял стул справа и не получил подозрение

Накануне голосования за бюджет оппозиционеры даже заблокировали работу парламента. Депутаты из "Европейской Солидарности" вышли к трибуне с "антибюджетными" плакатами: "Деньги на ВСУ, а не на хотелки ОПУ", "Фронт не в телестудиях", "Решение одно – коалиция единства".

Один из депутатов "Евросолидарности" убеждает УП в благих намерениях идеи собрать постоянную коалицию – "ради обороны и евроинтеграции, без портфелей в Кабмине".

"Чтобы наконец парламентские комитеты начали контролировать министерства, чтобы чиновники приходили и отчитывались, чтобы это была нормальная работа. Но это же никому не надо. "Слугам" достаточно "военнопленных" из ОПЗЖ, которые будут голосовать за все: сегодня за белочку, завтра за ежика – без разницы", – возмущается собеседник УП.

"ЕС" и "Слуга народа" зашли в парламент на полном антагонизме и хейте друг друга. Как они могут объединиться и как они объяснят это своим избирателям? Политически – это самоубийство для обоих, – не скрывает скепсиса депутат из "Голоса" Клименко. – Я думаю, что под каждое сложное голосование руководству монобольшинства придется собирать неформальную коалицию, как и сейчас. В таком формате Рада еще сможет дотянуть до выборов".

В конце концов руководителю "Слуги народа" Арахамии удалось "сторговаться" с оппозицией. В "Евросолидарности" согласились разблокировать трибуну за дополнительный миллиард гривен на армию, который в масштабах бюджета Министерства обороны (2,806 триллиона гривен) является достаточно скромной цифрой. Но для публичного сохранения лица "ЕС" после снятия блокады трибуны – отличный вариант.

Хотя оппозиция согласилась снять блокировку, это не решало главную проблему – сбор голосов за бюджет. Целую неделю члены парламентско--правительственного "ревкома" встречались со всеми фракциями и группами, даже теми, которые точно голосовать не планировали: где-то собирали "хотелки", где-то искали компромиссы, кого-то просто следовало "уважить".

"Юля (Свириденко – УП) провела всю неделю в Раде. На диванчике у Стефанчука в кабинете у нее уже почти приемная. Она впервые за долгое время почти со всеми фракциями и группами встретилась. И к Юле (Тимошенко – УП) ходила, и ко всем, кто звал. Супер конструктивно премьер с Радой отработала", – рассказывает не под запись один из топов "Слуги народа".

Но менее чем за сутки до рассмотрения вопроса в зале необходимых 226-ти голосов еще не было. Доходило до курьезов, когда уже в процессе голосования руководитель одной из олигархических групп еще звонил в президиум Рады переспросить, "правда ли голосовать за этот бюджет?"

Проблемы были не только с внешними голосами, но и с внутренней мобилизацией "слуг". Дольше всего ломали копья вокруг повышения окладов учителям до 2,5 минимальных зарплат. Когда правительство отклонило это предложение, как рассказывают в "СН", моментально отпало более полусотни голосов за бюджет. Но после того, как депутаты таки настояли на своем и дожали чиновников, то и голоса вернулись.

"Когда наши выбили-таки повышение зарплат учителям, то мы даже перестали сбивать всякие "поддержки", "зимние тысячи" и остальной популизм. Пусть у ОП и правительства тоже будет какой-то вариант, что-то раздать, чтобы их меньше ненавидели. По сравнению с учителями – это не так и важно было уже", – объясняет один из влиятельных "слуг" из финансового блока Рады.

"За" принятие госбюджета-2026 проголосовали 257 депутатов – неформальная коалиция "слуг", "пленных" из обломков ОПЗЖ, олигархических групп "Доверие" и те из "За будущее", кто доехал до Рады.

"Пока что выглядит так, что голоса собрать можно. Выходить из "Слуги народа" никто не будет пока. Но это может произойти в любой момент. Возможно, с Банковой выглядит так, что пронесло. Нет, не пронесло. Все понимали, что бюджет надо было голосовать. Да, там есть глупые программы, есть программы на условные выборы, но нет большой "шкуры". И мы не могли зайти в новый год без бюджета. А по другим сложным законам придется со всеми договариваться отдельно по каждому голосованию", – резюмирует один из топов президентской фракции.

Трое из правительственного квартала. Кто теперь главный во власти

Собственно, голосование за бюджет стало первой апробацией модели, которую можно по аналогии с известным шоу назвать "танцуют все". После того, как Ермак исчез с вершины властной пирамиды, такая "групповая" работа должна стать рабочей моделью новой системы власти.

"Премьер понимает, что максимально конструктивная работа с Радой – это ее защита и от давления, и от отставки, и от того, что какой-то следующий глава ОП попытается ее сбивать. И Свириденко обещает приложить максимум сил, чтобы все работало", – убеждает один из участников "революционной" группы.

Собственно, у правительства не очень и есть другие варианты. Депутаты тоже вкусили сакрального плода субъектности, и сделают все, чтобы ее у них не забрали снова. На Банковой пока "безголовый" период, и это тоже создает дополнительный вакуум власти, который быстро пытаются заполнить лидеры Рады и Кабмина.

Поэтому уже очевидно, что властную конструкцию ждет переконфигурация из условной "дуалистической президентской" модели, где есть президент и его всесильный глава ОП, в некую форму многополярности, где есть минимум три больших центра влияния – глава государства, Кабмин и Рада.

Эта формула закреплена уже даже в неформальной процедуре во фракции "Слуги народа" относительно кадровых назначений в правительство. Депутаты больше не хотят знакомиться с кандидатами на должности непосредственно в зале перед голосованием.

Именно так возникла система "трех плюсов": кандидат на должность в правительстве или другом органе должен, как в другом известном шоу, получить одновременно три "да" – или на сленге депутатов "плюсы" – от большинства, от правительства и финальный от президента.

"Нам надо уравновесить разные центры. Идеально будет, если мы выйдем на такую модель, когда ключевые решения будут приниматься у президента, но в ходе стратегического разговора, когда есть он, глава ОП, есть от правительства Свириденко и может еще кто-то, есть от Рады Арахамия и Стефанчук, может еще кто-то. Такая "большая семерка" или "девятка". Поговорили, решили и побежали делать все одну понятную задачу", – описывает ожидаемые изменения во власти один из "мятежников" против Ермака.

На рабочем уровне такое балансирование получит свое отражение в возрождении работы так называемых "троек". По иронии судьбы их придумали в момент, когда Андрей Ермак заменил Андрея Богдана в ОП и еще изображал из себя демократа.

Суть идеи проста: все важные для власти вопросы должны быть проработаны "тройкой" – профильными руководителями от ОП, Рады и Кабмина, а уже после наработки и согласования решений в этом кругу, вопрос поднимается на более высокий уровень и идет в реализацию.

Возможно, эти "тройки" распространят не только на внутренние вопросы, но и на внешние процессы переговоров.

"Чтобы не было так, как сейчас с МВФ – правительство подписало меморандум, а парламент в шоке от того, что мы облагаем налогами ФОПов. Даже главная гроза "упрощенцев" Гетманцев говорит, что это дичь и это нельзя голосовать. Чтобы такого больше не было, на внешние переговоры можно тоже собирать какие-то "тройки" профильные", – объясняет суть идеи один из лидеров СН.

Если все описанное выше станет реальностью, то фактически это будет означать политическую докапитализацию нескольких чиновников.

Во-первых премьер-министра Свириденко, которая разорвала политическую пуповину с Андреем Ермаком и достаточно дальновидно быстро перешла в лагерь "людей президента". Имея серьезную группу своих министров в правительстве, премьер имеет все шансы стать тяжеловесом политического процесса.

Во-вторых, точно произойдет увеличение веса в системе лидера монобольшинства Давида Арахамии. Нет другого человека, который может собрать и удерживать путаную систему "мономеншинства" с олигархическими приложениями. После свержения Ермака и голосования за бюджет наступает его небольшой "звездный час" в Раде.

Собственно весь ход "революции", где Арахамия был одним из главных координаторов, хотя на последнем этапе даже должен был уехать на время из страны, показал, насколько широкий круг интересов он может обслуживать.

Поэтому когда Ермак пытался давить на генпрокурора или главу СБУ и требовать "подозрений для мятежников", то даже не догадывался, что они уже перевербованы в другой лагерь лидером большинства. Как и руководитель ГУРа Кирилл Буданов.

Третьей ключевой фигурой останется президент, а значит, кто бы ни стал новым главой ОП, он автоматически возглавит один из главных центров принятия решений. Президент не планирует чрезмерно отдавать свою власть, так что и преемник Ермака не будет мальчиком для битья.

Читайте также: Спасательные "тройки". Как Зеленский берет Раду под внешнее управление

"Деермакизация"? Какие кадровые изменения планируются

Как будет работать система "троек", видно на примере поиска новых кадров в Кабинет министров. Ранее единый кадровый центр власти располагался на втором этаже в ОП и просто спускал готовые списки кандидатов в Раду.

Поскольку в конце ноября главный генератор "хороших своих людей" съехал с Банковой, функция отбора кадров перешла к парламенту.

"Президент так и сказал, вы сами должны с правительством найти и предложить людей, которые потянут эту работу", – рассказывает не под запись один из потенциальных участников "большой семерки".

И теперь шорт-листы кандидатов должны составляться в комитетах Рады. После того, как "слуги народа" согласуют кадровые варианты на заседании фракции, Арахамия будет передавать их правительству и президенту.

После обнародования части так называемых "пленок Миндича" в Кабмине уже освободилось две должности – министров юстиции и энергетики.

Еще до недавнего времени единственным кандидатом в Минюст был "слуга" Денис Маслов, который с 29 июля 2022-го руководит правовым комитетом Рады. До начала политической карьеры он возглавлял различные юридические компании, а в течение 2016-2018 годов работал судьей в Днепровском райсуде города Каменского.

Когда в Раде начали собирать голоса за назначение Маслова министром юстиции, оказалось, что многие депутаты против. Тогда появилась еще одна кандидатка – заместитель главы ОП Ирина Мудрая. Она зашла в Офис 29 марта 2024-го вместо уволенного неформального куратора судебной системы Андрея Смирнова.

Мудрая отвечает за реализацию судебной реформы, создание спецтрибунала для России и международного компенсационного механизма для Украины. Перед назначением в ОП она почти два года работала заместителем министра юстиции. Еще раньше занимала руководящие должности в нескольких банках, в том числе в государственном "Ощадбанке".

На заре карьеры Мудрой в Офисе президента собеседники УП в правительстве и Раде называли ее "приближенной к Ермаку". В одном из недавних интервью она осторожно сказала: "Я человек своего работодателя. Мой работодатель – государство, поэтому я человек государства и служу интересам государства".

Как известно УП от источников в парламенте и ОП, еще недавно Мудрая рассматривала скорее вариант поехать послом в Израиль, чем идти в правительство. Но после отставки Ермака его заместитель нашла в себе дополнительные силы послужить государству в Минюсте.

На должность министра энергетики в "Слуге народа" рассматривали две кандидатуры – председателя энергетического комитета Рады Андрея Геруса (ответственный за энергетику в команде Зеленского со времен предвыборной кампании) и руководителя НАК "Нафтогаз" Сергея Корецкого. Оба упорно отказываются от министерского портфеля.

Желающий возглавить Минэнерго один – скандальный "слуга" Юрий Камельчук. Но его кандидатуру в президентской фракции воспринимают исключительно как анекдот.

"Что такое Минэнергетики? Если что-то быстро украсть, да, возможно, есть смысл его возглавить. А если не воровать, то там такой масштаб проблем и ответственность. Все точно знают, что дальше будет только хуже. Поэтому никто не хочет быть министром – не глупых", – жалуется УП один из видных "слуг", пожелавший остаться анонимным.

Вскоре в правительстве может появиться еще несколько вакантных должностей.

Нардепы могут попросить на выход министра образования и науки Оксена Лисового. Из-за тяжелой реформы укрупнения учебных заведений он давно в конфликте с парламентариями и частью педагогов. Уволить Лисового планировали еще во время "большой перезагрузки" Кабмина в середине июля 2025-го, но тогда он сумел остаться на должности.

Однако после свежей битвы за зарплаты учителей, депутаты из комитета снова начали требовать замены Лисового.

В рамках "деермакизации" руководство президентской фракции рассматривает возможность уволить Алексея Кулебу, который под патронатом экс-главы ОП за пять лет вырос из директора департамента городского благоустройства КГГА до вице-премьера по восстановлению Украины – министра развития общин и территорий.

"Слуги" опасаются, что Кулеба может фигурировать на так называемых "пленках Миндича". Именно поэтому вице-премьера по восстановлению могут отправить в отставку, чтобы перестраховаться.

"В Раде есть большая группа, которая активно выступает за "чистку". Адекватная часть "Слуги народа" понимает, что надо "вычистить" власть от тех, кого привел Ермак. Кроме Кулебы, могут уволить кума Ермака – Магомедова (речь идет о главе Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Руслане Магомедове – УП). Еще надо повыгонять начальников областных админстраций, которые прямо ассоциируются с Ермаком, – в Полтаве, в Одессе треш полный", – не под запись рассказывает УП один из представителей революционного крыла "Слуги народа".

Отдельно стоит вопрос назначения нового главы третьего центра влияния – Офиса президента. До последних дней главным кандидатом на эту должность был кабминовский "старожил", визионер- реформатор – первый вице-премьер Михаил Федоров. Но его радикальные взгляды на кадровые чистки в ОП и слишком длинный "список реформ" заставили президента колебаться. Поэтому Зеленский продолжает проводить собеседования с потенциальными кандидатами на должность руководителя ОП.

Главными конкурентами Федорова во властных кабинетах чаще всего называют главу ГУР Кирилла Буданова и экс-премьера и действующего министра обороны Дениса Шмыгаля.

Но последний вариант маловероятен. Денис Анатольевич в МОУ не так давно "десантировался" и только начал упорядочивать хаос в работе. К тому же менять министра обороны во время подготовки к контрактированию вооружения на 2026 год – идея явно не самая лучшая.

Не исключено, что выбирая между двумя, Зеленский выберет третий вариант. Хоть бы и первый заместитель министра иностранных дел и член украинской переговорной группы с США Сергей Кислица.

Окончательное решение Зеленский, скорее всего, озвучит на этой неделе. Тем более никуда торопиться, потому что если преемник Ермака будет из когорты действующих министров, народные депутаты должны проголосовать за его увольнение.

Как прогнозируют собеседники УП в Раде, следующая пленарная неделя 16-19 декабря начнется с кадровых ротаций. Тогда же депутаты планируют рассматривать законопроекты по Ukraine Facility.

* * *

Чем дальше от дня отставки Ермака с должности главы ОП, тем как будто все более легким становится воздух на четвертом этаже здания на Банковой. Президент проводит множество совещаний с руководством Рады, чиновниками, силовиками, общается с международными партнерами. Двери в его кабинет снова свободно открыты для таких людей как Арахамия или Федоров.

"Ермак создавал вокруг начальника атмосферу предательства – убеждал, что все хотят его бросить и забрать полномочия. Сейчас президент вернулся в состояние, которое было в начале "полномасштабки". Даже не верится, что тумблер может так быстро переключиться", – не скрывает улыбки во время разговора с УП один из видных "слуг".

Похоже, такой же тумблер переключился одномоментно и в других высших властных кабинетах, где просто на глазах начинается реинкарнация парламентско-президентской республики.

Правда, пока трудно спрогнозировать, насколько этого запала и единого порыва хватит. Ведь в какой-то момент возвращение в парадигму конституционного разделения властей приведет к усилению заложенной там институциональной конкуренции.

Но это точно гораздо более позитивно, чем "личняки" отдельно взятого чиновника, возведенные в ранг государственной политики. А поиски баланса и противостояние разных ветвей власти – это же есть ничто иное как основа демократии.

Роман Романюк, Ангелина Страшкулич, УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования